Фрагмент для ознакомления
2
Введение
«Война - в природе вещей», как говорили великие мыслители древности - Гераклит, Платон или Аристотель. История человечества – это история войн. Война – одна из форм борьбы за существование, которая приобретает социокультурный характер. Люди воевали всегда, они прибегали к физическому уничтожению себе подобных, когда не оставалось других средств в отстаивании своих интересов. Государства возникали разными путями и способами, но военный – наиболее распространенный. Война всегда ставит на грань физического выживания то или иное сообщество людей, власть и особенно государственная власть многократно усиливает возможности выживания в условиях войны. Война резко ускоряет генезис государства, формируя его ядро: армию, администрацию и органы прямого принуждения.
Актуальность данной темы в том, что любое государство, возникнув из войны, в дальнейшем видит свою главную цель в подготовке к войне - оборонительной или завоевательной. Такая установка вполне естественна, поскольку поражение в войне может повлечь за собой гибель государства и народа, его создавшего. В этом смысле военная организация – ядро любого нормального государства, нормальное государство всегда либо готовится к войне, либо ведет ее. Забота об обороноспособности – первейшая для государства, поскольку речь идет о его собственном выживании и выживании народа. Цель данной работы – рассмотреть войну и государство в их взаимосвязи и влиянии друг на друга.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть взаимосвязь государства и войны: природу феноменов и их влияние друг на друга;
2. проанализировать политическую теорию К. Холсти о государстве и войне;
3. рассмотреть войну и государство в современном мире.
1 Взаимосвязь государства и войны: природа феноменов и их влияние друг на друга
Феномен войны вскрывает сложные взаимосвязи между обществом и государством. Существуют две полярные позиции. Первая восходит к идеологии эпохи Просвещения, наполненной идеями гуманизма. Суть данного подхода состоит в том, что войны развязывают государства, используя народные массы в качестве послушного орудия господствующих классов.
Классы, стоящие у власти, развязывают войны для достижения своих корыстных интересов, а народные массы используются в качестве пушечного мяса. Данная позиция наиболее ярко была представлена у марксистов, в частности, у большевиков. В годы Первой мировой войны В.И. Ленин провозгласил лозунги о поражении буржуазно-помещичьего правительства и превращении империалистической войны в гражданскую. Логика данного подхода вырастала из той мысли, что государство – организация господства эксплуататорских классов, противостоящая эксплуатируемым народным массам. Следовало, полагали русские марксисты, обобществить средства производства и на этой основе изменить классовую природу государства, сделать его общенародным. В этом случае государство утрачивает свои агрессивные свойства, становится миролюбивым. Отсюда – официальная позиция советского государства о необходимости борьбы за мир и разоружение.
Позицию, взросшую на основе просветительства и гуманизма, можно сформулировать так: войны развязывают государства, народы оказываются здесь жертвой своекорыстной политики правящих классов; источник военной агрессии – государства, народы в целом миролюбивы.
Другая крайняя позиция представлена у фашистов, для которых именно нация, народ - источник военной агрессии, государство - лишь средство ведения войны. Так, идеологи национал-социализма полагали, что история есть борьба рас – полноценной с неполноценными. Война между государствами есть борьба между нациями за физическое выживание. Как утверждал Гитлер, война есть «самое сильное и самое классическое выражение жизни». Нация, становясь на путь войны, стремится обеспечить собственную жизнь. Отсюда цель войны: физическое уничтожение противостоящей нации. Война напрягает до высшей степени все человеческие силы, налагает печать благородства на народы, ведущие войну, воспитывает патриотов. Согласно данной логике, именно в нации лежит потребность в войне, государство ее только формулирует и предлагает массам в виде несложных пропагандистских клише. Народ, движимый стремлением к физическому выживанию, обречен вести войну. Государство главным образом и создается затем, чтобы аккумулировать силы нации для ведения войны. В контексте такого подхода государство и общество являют собой монолитное единство, они в одинаковой мере заинтересованы в войне. Война не только не противопоставляет интересы общества и государства, но напротив, выражает их единство. Если следовать позиции фашистов, то именно нации ответственны за развязывание войн, они являются источником агрессии, государства и их руководители выступают лишь орудием воли масс.
Разумеется, не государство порождает войну, а совокупность условий, в которых оказывается общество. Государство не порождает войну, но переводит ее на более высокий уровень культуры. Война, как отмечал П.Б. Струве, это противоборство культур и побеждает та из них, в которой уровень правосознания, дисциплины и порядка оказывается выше. Общество – источник не только государства, но также всех явлений культуры, которая сама по себе может выступать патогенным фактором. Как верно заметил Э. Фромм, патогенность культуры рождает формы агрессии, не наблюдаемой в природе. Так, животное убивает, как правило, в двух случаях: для добывания пищи и в целях самозащиты. Человек убивает человека по мотивам, рожденным патологией социальной среды: из мести, из зависти, из
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Балаклеец Н.А., Фаритов В.Т. Война в горизонте абсолютной трансгрессии: социально-онтологический и историко-философский аспекты // Социодинамика. – 2016. – № 3. – С. 154-166.
2. Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний. – М.: Логос, 2010. – 248 c.
3. Иванов, В., Малинецкий, Г. Наука и войны будущего (доклад Изборскому клубу) // Изборский клуб. Русские стратегии. – 2015. – №5 (29). – С. 6-36.
4. Кревельд М. Трансформация войны. – М.: ИРИСЭН, Социум, 2015. – 320 с.
5. Крылова И.А. Новые виды войн и безопасность России // Знание. Понимание. Умение. – 2016. – № 3. – С. 58-71.
6. Рыбаков А.В. Признание мировым сообществом новых государств: проблемы и перспективы // Власть. – 2018. – № 4. – С. 134-139.
7. Соловьев А.В. Война и насилие: опыт теоретико-методологического анализа // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. – 2013. – Т. 2. – № 1. – С. 4.
8. Степанов И.В. Введение в философию войны. – Самара: Изд-во «Инсома-Пресс», 2014. – 206 с.
9. Сетов Н.Р. Внутренняя и внешняя политика «сильного государства» в политической теории Калеви Холсти. // сборник Акценты. Актуальные проблемы общественных наук. Выпуск 4, Москва, с. 34-40.
10. Теория международных отношений: Хрестоматия / Сост., науч. ред. и коммент. П.А. Цыганкова. – М.: Гардарики, 2002. – 400 с.
11. Хардт М., Негри А. Множество: война и демократия в эпоху империи. – М.: Культурная революция, 2006. – 559 с.