Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что на современном этапе политической жизни трудно представить себе предвыборную агитацию без использования агитационных роликов, музыки, фотографий, плакатов, листовок и газет, т.е. соответственно без использования объектов интеллектуальной собственности. Каждый кандидат или избирательное объединение в своей попытке оказать наибольшее влияние на избирателей стремятся повысить свою популярность, используя известные цитаты, изображения, видеофрагменты и т.д.
Законодательство регулирующее ограничение при проведении предвыборной агитации меняется. Так, в частности Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» ввел новый для избирательного законодательства России запрет - запрет предвыборной агитации, нарушающей законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности. Нарушение данного запрета стало одним из оснований для отказа в регистрации, отмены регистрации кандидата (объединения), исключения кандидата из заверенного списка кандидатов, отмены регистрации, включенного в зарегистрированный список кандидатов.
Целью настоящей работы является изучение ограничения при проведении предвыборной агитации.
Задачами работы ставится:
• изучить правовое регулирование предвыборной агитации;
• проанализировать временные ограничения проведения предвыборной агитации.
Работа состоит из введения, двух частей, заключения и библиографического списка.
1. Правовое регулирование предвыборной агитации
Действующий Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет предвыборную агитацию следующим образом: это «деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них)» (ст. 2).
Исходя из назначения, смысла и природы института предвыборной агитации, таковой следует признать лишь деятельность, имеющую целью побудить или побуждающую избирателей к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них. Обоснованность такого понимания предвыборной агитации, в частности, подтверждается и тем, что согласно избирательному законодательству процесс предвыборной агитации начинается не с момента объявления выборов, а лишь после регистрации кандидатов, списков кандидатов.
Предоставляя гражданам, их объединениям право свободно и беспрепятственно вести агитацию в установленных законом формах как за, так и против соискателей депутатских мандатов и выборных должностей в органах исполнительной власти, местного самоуправления, законодатель выделил категорию организаций и лиц, которым запрещена или ограничена агитационная деятельность. Например, при проведении выборов и референдума не могут вести агитацию члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, представители организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представители редакций сетевых изданий при осуществлении ими профессиональной деятельности (ч. 7 ст. 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» называет в числе организаций, которым запрещено вести агитацию, также воинские части, военные учреждения и организации.
В последние годы законодательством расширены требования к выходным данным агитационных печатных материалов. Теперь они должны содержать не только сведения об организациях и лицах, ответственных за их выпуск, но и наименования и адреса организаций (фамилии, имена, отчества и адреса мест жительства лиц), изготовивших печатные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей изготовление данных печатных материалов, а также информацию об их тираже и дате их выпуска. Распространение агитационных материалов, не содержащих указанную информацию, запрещается.
Институт предвыборной агитации как составная часть избирательного права и процесса регламентируется рядом законов и подзаконных актов. К ним относятся Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации», а на уровне субъектов Федерации - избирательные кодексы или отдельные законы о выборах депутатов законодательных (представительных) органов и глав исполнительных органов государственной власти, о выборах представительных органов и
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
4. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.02.2014, N 8, ст. 740.
5. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 13.01.2003, N 2, ст. 171.
6. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
7. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Собрание законодательства РФ, 21.06.2004, N 25, ст. 2485.
8. Федеральный закон от 21.07.2005 N 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 25.07.2005, N 30 (ч. 1), ст. 3104.
9. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» // Российская газета, N 32, 08.02.1992.
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 N 4-П // Собрание законодательства РФ, 25.02.2013, N 8, ст. 868.
11. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 1 марта 2012 г. по делу N 33-3150/2012 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
12. Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 5 сентября 2014 г. по делу N 33-3679-2014 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
13. Апелляционное определение Омского областного суда от 13 ноября 2013 г. по делу N 33-7335/2013 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
14. Решение Серовского районного суда Свердловской области от 22 февраля 2012 года // Административная и судебная практика избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов на территории Свердловской области в 2011 - 2012 гг. Екатеринбург: избирательная комиссия Свердловской области, 2012. С. 830 - 837.
15. Аглеева Л.Т. Предвыборная агитация в избирательном праве Российской Федерации: вопросы теории и практики: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006. С. 112 - 126.
16. Аглеева Л.Т. Проблемы правового регулирования предвыборной агитации в свете изменений избирательного законодательства // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 7. С. 18 - 19.
17. Бельянская А.Б., Беляев М.А., Воробьев Н.И., Кожевников О.А., Шашкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2016.
18. Избирательное право Российской Федерации: учебник для магистров / под ред. И.В. Захарова, А.Н. Кокотова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Юрайт», 2014. С. 355 - 356.
19. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. С. 89.