Фрагмент для ознакомления
2
1.Раскрыть сущность концепции TQM. Перечислить проблемы внедрения TQM на российских предприятиях
На самой ранней стадии развития товарного производства вопрос качества, нужности изделий, находился в сфере внимания производителей. Английский историк, географ Гаклют более четырехсот лет назад рекомендовал товаропроизводителям того времени следующее: берите только те вещи, которые будут добротными. Именно добротность сможет с самого начала обеспечить определенное доверие к вашим товарам, а поддельный товар скажется на вашей репутации. Качество товара во многом обеспечивает определенный успех в коммерческой деятельности у тех производителей, продукция которых может удовлетворять запросы потребителя. Следовательно, ориентация на качество позволяет обеспечивать долгосрочное получение прибыли. Можно задать вопрос, что же является качеством? Качество -это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Качество является одним из основных факторов предпринимательской деятельности, именно качество определяет цели предприятия. Качество продукции это такая степень, до которой могут быть удовлетворены требования потребителя. В промышленной продукции качество представляет сочетание качества проекта (потребительская стоимость изделия), само качество изготовления (мера соответствия готового изделия проекту). При этом всеобщее качество TQM произошло как обобщение ряда похожих, но в тоже время имеющих свои различия, концепции. Следовательно в отношении определения, толкования самого понятия всеобщего качества не существует единого мнения. Два известных специалиста в области качества Бове и Тилл так дают его определение. Всеобщее управление качеством -это философия организации, она основана на стремлении к качеству, практике управления, что приводит к всеобщему качеству.
Поэтому качество, это не то, что требуется отслеживать, или добавлять на определенном этапе производственного процесса, это сущность самой организации. Самое распространенное определение приводится в международном стандарте ИСО 8402 -94: TQM- это подход к руководству организацией, которая нацелена на качество, основан на участии всех членов организации и направленный на достижение долговременного успеха через удовлетворение потребителей и получение выгоды для всех членов организации и общества. Стандарт ИСО 9000-2000 TQM определяет как менеджмент качества, он полностью охватывает организацию. Независимо от того, что нет единого определения концепции TQM, учитывая наличие особенностей при ее применении в разных странах, выделяют ее определенные и фундаментальные характеристики: ориентация деятельности на потребителей, от удовлетворения требований, ожиданий, от них зависит сам успех предприятия в рыночной экономике; определенный взгляд на существующие производственные отношения между работниками как на взаимоотношения потребителей с поставщиками; проведение непрерывного совершенствования производства и деятельности в области качества; системное, комплексное решение поставленных задач для обеспечения качества на всех стадиях жизненного цикла продукции; смещение основных усилий в сфере качества в сторону человеческих ресурсов; участие персонала в решении проблем качества; повышение компетентности сотрудников предприятия; концепция внимания не на выявление, а на предупреждение возникающих несоответствий; отношение к качеству как к процессу непрерывному, на конечном этапе качество объекта всегда является следствием качества на предыдущих этапах; проведение оптимизации соотношения качество - затраты -время; обеспечение достоверности данных о качестве через применение статистических методов; постоянное улучшение качества (концепции Джурана, Кайзен ,Кайрио).
Данные характеристики определяют саму философию TQM, которая считает качество основным критерием оценки работы предприятия, при этом качество трактуется в экономическом, социальном и психологическом смысле и начинает разрушать тезис о неизбежности противоречий между потребителем и производителем. Следовательно концепция TQMвыходит за пределы менеджмента качества. TQM на уровне предприятия определяет следующие цели: ориентирование предпринимательства на удовлетворение текущих, потенциальных запросов потребителей; возведение качества в ранг целей предпринимательства, основы философии предприятия и корпоративной культуры; оптимальное использование существующих ресурсов предприятия. Существуют определенные различия между формулировками стандартов ИСО 9000 и положениями концепции TQM. Самое основное из них состоит в том, что стандарты направлены всегда на снижение вероятности сделать что-нибудь не так, в то время TQM считается одним из современных методов управления качеством и она ориентирована на дальнейшее повышение качества продукции, когда будет достигнуть определенный уровень качества.
Проблемы реализации всеобщего управления качеством (TQM) в России
Внедрение в России всеобщего управления качеством (TQM) сопровождается определенными проблемами. Прежде всего нужно учесть именно то, что существует так называемый эволюционный разрыв в 50 лет. На западе сама философия качества прошла этапы отбраковки, контроля качества, гарантии качества, все это приняло форму всеобщего управления качеством. Движущей силой этого развития остается сам потребитель.
Борьба за потребителя заставила менеджеров искать новые подходы в бизнесе, для того чтобы можно было удовлетворить потребности своих клиентов высшим качеством. При административно - командной системе, существовавшей в СССР спрос, предложение являлись предметом государственного планирования, конкуренция между производителями полностью отсутствовала. Настоящее положение России состоит в том, что путь к всеобщему качеству может стать более коротким, потому что существующие накопленные мировые знания, ошибки, неудачи известны. Россия имеет обширную теоретическую, методологическую базу в области качества советского периода. Только этот опыт не всегда может пригодиться. Еще одну проблему можно выделить как разницу в расстановке акцентов в понимании качества. Система качества в СССР имела региональный характер, следовательно все предполагаемые подходы ассоциировались с местами их разработки. При производстве потребительских товаров в условиях планово - распределительной системы качество означало соответствие стандарту. Это понимание и в настоящее время заставляет управленцев считать, что качество может устанавливаться регулирующими органами или производителем. Воспитание культуры качества, основанной на стандартах, особенно в политико - экономических системах несет определенные риски. Данная психология в существующей рыночной системе может привести к тому, что предприятие будет производить качественные продукты, но эта продукция не станет пользоваться спросом. В советских системах качества есть определенные недостатки, они не позволяют рассматривать эти подходы как современную альтернативу TQM. Существует ограниченность сфер действия, отсутствие ориентации на потребителя, экономическая незаинтересованность предприятий и несистемный подход. Можно еще отметить, что есть недостаток специалистов в области качества. В советское время такие специалисты имели в основном техническое образование, а современный менеджмент качества уже перешагнул границы математики и статистики.
Существующие в настоящее время требования к специалистам в области качества должны дополняться знаниями по экономике и менеджменту. Отсутствие комплексной теоретической и методологической базы по вопросам управления качеством считается одним из препятствий для внедрения TQM в России. К проблемам внедрения TQM в России можно отнести применение современных методов совершенствования. Такие подходы как ИСО 9000, премии в области качества, бечмаркинг, самооценка вводятся искусственно в российский бизнес, что вызывает проблему адаптации западных подходов. Руководители предприятий понимают, что философию нужно менять, но при этом есть много барьеров: не знание как все это можно изменить; сопротивление работников предприятий, непонимание коллег, партнеров по бизнесу. Можно отметить, что российские производители в настоящее время стали больше уделять внимания по исследованию рынка, привлечению новых клиентов, но они не умеют их удерживать. Еще один фактор, который связан с удовлетворением потребителей - это одностороннее восприятие клиентов, как конечных покупателей продукта или услуги. Концепция внутреннего потребителя, когда следующий процесс является потребителем следующего, не используется в российских предприятиях¸ т.к. предприятия редко рассматривают свою деятельность как совокупность процессов. Следовательно только процессный подход может являться одним из основных принципов TQM. В настоящее время российские предприятия хотят создать у себя современные системы TQM, некоторые довольно успешно работают над этим. Попыток в массовое внедрение пока нет. Все это объясняется рядом причин: для массового прорыва отечественных предприятий на высший уровень качества, которым сегодня считается TQM, для этого необходимо создать в стране благоприятные условия для осуществления производственного бизнеса. Для должны произойти существенные изменения в российской деловой среде. Без этого всего на уровень TQM будут прорываться отдельные предприятия.
Руководство большинства российских предприятий не имеет должной квалификации, нужной для создания TQM на своих предприятиях. Если руководители, менеджеры отечественных предприятий все же захотят научиться управлению качеством и созданию TQM, им учиться практически негде. Качественных специальных российских программ не существует. А получившие распространение престижные, по российским меркам представления. Западные программы МВА также не предусматривают серьезной подготовки по данному вопросу. Реализуемые в настоящее время в России программы МВА направлены не на мировой бизнес настоящего или будущего, сколько на пройденное Западом прошлое, ориентированное на уровень конца 80 - начало 90 годов 20 века. Все выше перечисленные принципы не дают определенных оснований для оптимизма по отношению к массовому появлению на российских предприятиях системы TQM. Несмотря на наличие серьезных проблем, российский предприятия вступили на путь создания современных систем управления качеством. Следовательно, внедрение концепции всеобщего управления качеством в России, как и любые перемены, которые связаны с переходом к рыночной экономике, всегда сопровождаются рядом барьеров. Существующие проблемы не станут теми непреодолимыми барьерами на пути внедрения TQM в России.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абакумова, О.Г. Управление качеством / О.Г. Абакумова. - М.: А-Приор, 2017. - 128 c.
2. Аристов, О.В. Управление качеством / О.В. Аристов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 224 c.
3. Басовский, Л.Е. Управление качеством / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 216 c.
4. Басовский, Л.Е. Управление качеством / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 253 c.
5. Беляев, С.Ю. Управление качеством / С.Ю. Беляев, Ю.Н. Забродин, В.Д. Шапиро. - М.: Омега-Л, 2017. - 381 c.
6. Варакута, С.А. Управление качеством продукции / С.А. Варакута. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 207 c.
7. Василевская, И.В. Управление качеством / И.В. Василевская. - М.: ИЦ РИОР, 2017. - 112 c.
8. Герасимов, Б.И. Управление качеством / Б.И. Герасимов, А.Ю. Сизикин, Е.Б. Герасимова, Г.А. Соседов. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 176 c.
9. Герасимов, Б.Н. Управление качеством / Б.Н. Герасимов, Ю.В. Чуриков. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 208 c.
10. Горбашко, Е.А. Управление качеством / Е.А. Горбашко. - М.: Юрайт, 2017. - 463 c.
11. Елисеева, Е.Н. Управление качеством / Е.Н. Елисеева, Н.В. Шмелева. - М.: ИД МИСиС, 2017. - 92 c.
12. Загидуллин, Р.Р. Оптимальное управление качеством / Р.Р. Загидуллин. - Ст. Оскол: ТНТ, 2017. - 124 c.