Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Прогноз в жизни каждого индивида, фирмы и общества имеет большое значение. Человек всегда стремился быть подготовленным к будущим последствиям событий, уметь определять, что и как сделать для сведения к минимуму проявления отрицательных последствий и полноценно использовать положительные последствия для собственного блага.
В настоящее время умение прогнозировать будущее и оказывать влияние на социальные процессы становится также одним из основных качеств молодого профессионала.
Мониторинг методов прогнозирования, изучение данных методов, применение их в разных сферах деятельности является главной целью рационализаторской работы.
Уровень достоверности прогнозов можно сопоставить с фактическими показателями, и, сделав выводы, перейти к следующему прогнозу уже с имеющимися данными, т.е. существующей тенденцией.
Прогнозирование - это способность предвидеть, анализировать ситуацию и ожидаемый ход её перемен в будущем. Из-за того, что каждое решение - это проекция в будущее, а будущее - включает элемент неопределенности, следовательно, важно точно определить уровень рисков, сопряженных с реализацией принятых решений.
Цель работы - определение направлений совершенствования прогнозирования на базе изучения теоретических основ и методик прогнозирования.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМАЛИЗОВАННЫХ МЕТОДОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
1.1. Прогнозирование: сущность и принципы
Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» [1] устанавливает прогноз в качестве системы научно-обоснованных представлений о течениях социально-экономического развития, базирующихся на законах рыночного типа экономической системы.
Мониторинг современной литературы помогает выявить значительное сходство в предлагаемых авторами определениях исследуемого понятия. Мы согласны с точкой зрения Анчишкина А. И., Бестужева-Лада И. В., Гвишиани Д. Н., Личко К. Л, Лисичкина В. А., Назаренко А. Н. и др. и будем подразумевать под прогнозированием процесс «выявления возможных путей и результатов развития явления на основе тщательно выбранных данных» [2, 3, 7].
Практическая ценность прогноза определена тем, что любое управленческое решение становится прогнозным в принципе, поскольку всегда основывается на определенном предвидении ситуации и, в связи с этим, выполняется определение целей управляемой системы и путей их достижения. Цель его содержится в формировании научных предпосылок, которые обобщают всесторонний анализ нынешних тенденций развития экономики. В современный период времени на практике используется достаточно большое множество разных по содержанию и сложности методов прогнозирования. Даже алгоритм выбора наиболее подходящего метода прогнозирования для определенной цели уже становится обычной проблемой, потому что зависит от множества условий – объекта прогноза, присутствия исходной информации (объема и полноты выборки), горизонта прогноза (кратко, средне-, долгосрочный прогноз), точности и достоверности прогноза и пр.
Для получения информации о будущем, требуется изучение законов развития народного хозяйства, определение причин, движущей силы его развития - это главная задача планирования и прогнозирования. Как основной движущей силой развития производства выступают социальные потребности, технические возможности и экономическая целесообразность. В связи с этим выделим три главные задачи планирования и прогнозирования: определение целей развития хозяйства; поиск оптимальных путей и направлений их достижения; установление ресурсов, которые необходимы для достижения назначенных целей.
Выбор целей становится результатом мониторинга социально-политических задач, которые нужно решить в обществе и отображающих объективный характер взаимодействия экономических законов.
Выделяют несколько видов прогнозирования в зависимости от первостепенной решаемой задачи: исследовательское (или поисковое) и нормативное. Создание прогноза объективно имеющихся тенденций развития на базе анализа исторических тенденций - это исследовательское или поисковое прогнозирование. Данный вид прогнозирования базируется на применении принципа инерционности развития, при котором ориентация прогноза во времени происходит по схеме «от настоящего — к будущему». Исследовательский прогноз — это картина состояния объекта прогноза в конкретный момент будущего, которая получилась в результате исследования процесса развития как движения по инерции от настоящего времени до горизонта прогноза. Прогнозирование тенденций развития объекта прогноза, обеспечивающих достижение в определенный момент будущего конкретных социально-политических, экономических и оборонных целей, именуется нормативным. В таком случае ориентация прогноза во времени происходит по схеме «от будущего — к настоящему».
Движущие силы развития не действуют изолированно, они связаны друг с другом и взаимообусловлены и представляются в виде связного треугольника, который объединяет в себе: социальные потребности, экономическую целесообразность и технические возможности.
Социальные потребности определяют движущие силы развития производства, а экономическая целесообразность и технические возможности- взаимосвязи между ними. Следовательно, задачи планирования и прогнозирования не рассматривают изолированно. В процессе прогнозирования и разработки плана обязательно проводится мониторинг взаимодействия целей, способов и технических средств их достижения, ресурсов, которые необходимы для их реализации, и устанавливаются по критериям эффективности лучшие линии совершенствования народного хозяйства.
Несмотря на комплекс задач, их установка при прогнозировании и планировании отличается. При планировании применяется следующая схема: «цель - директивная, пути и средства ее достижения - детерминированные, ресурсы - ограниченные». При прогнозировании схема другая: «цели—теоретически достижимые, пути и средства их достижения - возможные, ресурсы - вероятные». Задачи прогнозирования надо оценивать как глобальные. К ним относятся: анализ ситуации, установление уровней достоверности информации, характеристика степени вероятности, выработка текущих, средне- и долгосрочных прогнозов. Принципы прогнозирования: комплекс социально-политических, а также хозяйственных целей; непрерывность и обратная связь; выделение ведущего звена; системность; пропорциональность и оптимальность; демократический централизм; реальность и объективность и пр.
Прогнозирование должно иметь системный характер. Данный системный подход в прогнозировании исходит из особенностей совершенствования науки и техники, народного хозяйства в течение НТР. Научно-техническая революция привела к существенному изменению свойств, структуры и характеристик современной техники и народного хозяйства. Увеличение числа элементов и объектов разной природы, усложнение связей между ними и поведения объекта во внешней среде создали большие технические и производственные (организационно-экономические) системы [6, c.91].
Модернизированные машины имеют высокую конструктивно-функциональную сложность, характеризуют собой технические комплексы, которые включают большое количество деталей, узлов, агрегатов и готовых изделий, соединенных конечной функциональной целостностью. Совершенствование техники привело к формированию сложных иерархических структурных построений - огромных технических систем. Это свойство технических комплексов требовало комплексного подхода к ее созданию, комплексного проектирования. В исследуемых технических комплексах конструкции определенных входящих элементов подчиняются общей цели, из-за которой создается система, соответственно, должна обеспечиваться единая стратегия поведения технической системы.
Формирование больших технических систем способствовало появлению больших организационно-экономических систем, которые охватывают большое число предприятий, соединенных выпуском конкретного технического комплекса. Появляется иерархия в структуре управления производственными предприятиями. Постоянно растущие темпы развития науки и техники, образование современных организационно-экономических систем способствовали быстрому росту информации и степени нерегулярности ее поступления. Поэтому потребовалось совершенствование методов планирования, формирования системы планирования.
Основными требованиями системного подхода становятся комплексность прогнозов и планов и постоянный характер процесса планирования.
Взаимодействие прогнозов и планов во времени характеризуется реализацией принципа непрерывности планирования. Изменение планов и прогнозов должно иметь дискретный характер с известными сроками. Постоянное изменение планов, которое обеспечивает изменение производственных программ, может приводить к дезорганизации работы отраслей и предприятий в силу сложности структуры производственных связей в народном хозяйстве, большой трудоемкости и материалоемкости процессов подготовки промышленного производства.
Главным моментом внедрения и применения непрерывных систем планирования становится определение качества работы таких систем и на базе этого поиск оптимального режима функционирования.
Непрерывность планирования происходит за счет реализации принципа обратной связи. Изменение планов и прогнозов осуществляется на базе информации обратной связи, которая содержит данные об итогах реализации планов и прогнозов, пояснения потребностей, об изменении тенденции развития объекта и внешней среды (социально-политического, научно-технического и экономического фона).
Разная степень неопределенности получаемой информации о будущем воздействует на характер используемых методов, способов и приемов прогнозирования и планирования. Если при составлении планов выбор отдается детерминированным методам, то при прогнозировании - стохастическим. При разработке планов применяются регулярные методы, при прогнозировании — эвристические.
Особенности стадий и этапов планирования воздействует и на количество, уровень объединения плановых и прогнозных показателей, и на степень их детерминированности, и на соотношения директивных и расчетных показателей.
1.2. Методы прогнозирования
В развитии методологии прогнозирования социально-экономических процессов огромную роль сыграли научные разработки российских и иностранных ученых А.Г. Аганбегяна, И.В. Бестужева-Лады, Л. Клейна, В. Гольдберга. В трудах данных ученых исследуется значение, сущность и функции прогнозирования, а также его роль и место в системе планирования, описываются вопросы методологии прогнозирования, формируются особенности научного прогнозирования.
Совершенствование работ, которые исследуют вопросы прогнозирования, происходит по таким главным направлениям: усиление теоретических и прикладных разработок множества групп методик, соответствующих требованиям различных объектов и видов работ по прогнозированию; формирование и реализация особых способов и процедур применения разных методических приемов в процессе конкретного прогнозного исследования; характеристика путей и способов алгоритмизации методик прогнозирования и реализация их с применением ЭВМ [5, c.28].
Под методами прогнозирования необходимо понимать комплекс приемов и способов мышления, которые позволяют на базе мониторинга ретроспективных данных, внутренних и внешних связей объекта прогнозирования, а также их измерений в границах описываемого явления или процесса определить суждения конкретной достоверности относительно его (объекта) будущего развития.
По исследованиям российских и иностранных ученых, на данный момент насчитывается более 20 методов прогнозирования, однако базовых методов значительно меньше. Большинство из данных методов относятся скорее к некоторым приемам и процедурам, которые учитывают особенности объекта прогнозирования.
Остальные представляют собой комплект отдельных приемов, различающихся от базовых или друг от друга числом частных приемов и последовательностью их использования.
В имеющихся источниках показаны разные классификационные принципы методов прогнозирования. Самым важным классификационным признаком методов прогнозирования становится степень формализации, наиболее полно охватывающая прогностические методы. Вторым классификационным признаком является общий принцип действия методов прогнозирования, третьим – способ получения прогнозной информации.
По степени формализации методы экономического прогнозирования делятся на интуитивные и формализованные. Первые используются тогда, когда нельзя учесть влияние множества факторов вследствие большой сложности объекта прогнозирования. В таком случае применяются оценки экспертов. При этом разделяют индивидуальные и коллективные экспертные оценки [4, c.78-79].
Индивидуальные экспертные оценки включают: метод «интервью», при котором происходит прямой контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос-ответ»; аналитический метод, осуществляющий логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, собираются аналитические докладные записки; метод написания сценария, базирующийся на определении логики процесса или явления во времени в разных условиях. Методы коллективных экспертных оценок состоят из метода «комиссий», «коллективной генерации идей» («мозговая атака»), метода «Дельфи» и матричного метода. Данная группа методов характеризуется тем, что при коллективном мышлении, во-первых, точнее результат, во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, по меньшей мере могут появиться продуктивные идеи. Формализованные методы состоят из следующих: экстраполяции и моделирования. В первой подгруппе находятся методы: наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, скользящих средних. Во второй –сетевое, матричное, структурное моделирование
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон от 20.07.1995 N 115-ФЗ (с изм. от 09.07.1999) «О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации»
2. Алтухов, А. И. Современные проблемы развития хозяйства и пути их решения. – М., 2016. – 723 с.
3. Анчишкин, А. И. Методы прогнозирования темпов, факторов и структуры развития народного хозяйства / А. И. Анчишкин, Н. С. Соловьев, Ю. В. Яременко. М.: Наука, 2012. – 402 с.
4. Белоусов Е.Г., Черемных Ю.Н., Керта Х., Отто К. Математическое моделирование экономических процессов. – М, 2014. – 232 с.
5. Боросевич В.И., Кандаурова Г.А. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб.пособие – М.: Экоперспектива, 2015. – 380 с.
6. Бутакова М.М. Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов: учебное пособие. – 2-е изд., испр. – М.: КНОРУС, 2011. – 168 с.
7. Гвишиани, Д. Н. Прогностика / Д. Н. Гвишиани, В. А. Лисичкин. – М.: Знание,2013. – 246 с.
8. Орлова И.В., Половников В.А. Экономико-математические методы и модели: компьютерное моделирование: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. 389 с.