Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Жизненный путь человека делится на отдельные, качественно различные отрезки — возрасты. В психологии существует много определений данного понятия. Я предоставлю вам некоторые из них.
Возраст — это конкретная, относительно слитная, ограниченная во времени ступень психического развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей.
Возраст — в психологии — категория, означающая качественно специфическую ступень развития онтогенетического — временные характеристики индивидуального развития. Нужно различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального развития — в рамках отдельных процессов психических. Для последнего характерны относительно частые, парциальные изменения, накопление коих и создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личности. В ряде концепции возраст рассматривается как суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, сходящихся со многими сложными явлениями общественно-экономического развития человека в конкретных условиях.
Целью данной работы является рассмотрение понятия и значения периодизации возрастного развития.
Задачи:
1. Описание понятия и значения периодизации;
2. Характеристика возрастной периодизации Д. Б. Эльконина;
3. Анализ специфики возрастной периодизации.
1 Понятие и значение периодизации
Под возрастом в узком смысле понимают временные отрезки или части жизни, характеризующиеся определенными особенностями развития человека как индивида, субъекта, личности и индивидуальности. Самые большие части жизни - стадии, среди которых чаще всего выделяют детство, юность, взрослость и старость.
Стадии жизни делятся на периоды, а те, в свою очередь, на фазы. Развитие личности - это скачкообразная по характеру последовательность качественно отличающихся друг от друга стадий. Динамика перехода от одного возрастного периода к другому может быть как резкой и критической, так и медленной и постепенной.
То, что развитие тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: больше прожил человек на свете - стал выше ростом и крепче телом, с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, интеллектуального, социального и духовного развития. Разумеется, это соответствие справедливо лишь в общем, развитие конкретного человека может отклоняться в ту или другую сторону.
Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные) - только ту часть жизни и развития или тот критерий, которые интересует определенную научную область.
В настоящее время не существует единой, общепринятой возрастной периодизации. Разные зарубежные и отечественные авторы предлагают для выделения периодов жизни разнообразные биологические, психологические или социальные критерии.
П. П. Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак - появление и смену зубов. З. Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией, поэтому его возрастная периодизация основана на процессе полового созревания. Основной критерий классификации возрастов Ж. Пиаже - интеллект. Периодизация Колберга основана на изучении уровня морального развития человека.
Л.С.Выготский в качестве критериев возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для конкретных этапов развития. Продолжая эту линию, А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин, А.А. Давыдов особое значение в возрастной периодизации придавали «ведущей деятельности», определяющей возникновение психических новообразований.
Периодизация детства и юности в значительной мере сходна у разных авторов, однако в отношении периодов взрослости и старости имеются определенные разночтения. Поэтому существует необходимость отдельно осветить некоторые психолого-педагогические теории и концепции становления и развития личности в разные возрастные периоды жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Возрастная психология. Учебное пособие для вузов.2-е изд. — М.: Академический Проект: Альма Матер, 2016. — 256 с.
2) Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: в 6 т. — М., 1984. Т.4
3) Майерс Д. Психология / Пер. с англ. И.А. Карликов, В. А. Старовойтова; Худ. обл. М.В. Драко. - Мн.: Попурри, 2015. - 848 с.
4) Петровский АВ., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. - М.: Академия, 2016. - 496 с.
5) Психология: В 3 кн. Кн.1. общие основы психологии. — 3-е издание. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2017.
6) Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопр. психол. 1971. № 4. С.6−20.