Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Культура представляет собой совокупную сложную структуру, состоящую из нескольких уровней развития. В культуре мы обязательно видим ценности. В культуре всегда присутствует опыт деятельности человека, включающий в себя опыт прошлых поколений.
Социум и культура всегда взаимосвязаны, одно понятие дополняет другое. Сегодня термин «культура» обозначает разные явления и процесса. Например, культурой может называться результаты деятельности человека в различных сферах. Или культурой может называться метод организации социальных отношений. Это может быть и степень развития личности, ее изучение разных областей знания.
XIX век в литературе был ознаменован тем, что в приоритете становится новая концепция искусства как теория познания, которая опирается на опыт творчества реалистичного содержания. Преодолеваются и одновременно синтезируются более ранние теории подражания и символизирования. Опорные термины данной концепции, ставившие в центр человеческий образ в искусстве, являются тип и характер.
Целью данной работы является рассмотрение типического и характерного как терминов в литературе.
Задачи:
1) Описание «типичного» как термина в литературе и искусстве;
2) Анализ примеров литературных произведений, где отражается типическое;
3) Изучение «характерного» как термина литературы.
1 «Тип» и «типическое» в искусстве и литературе
«Типическое» применительно к искусству применимо, по меньшей мере, в двух значениях. В одних случаях анализируют первоначальное понимание данного термина (от греческого – «образец», «отпечаток»), который служил изначально задачам классификации (например, типы личности в психологии, типовые проекты архитектуры). В данном контексте типическое связано с представлением о стандартных предметах, которые лишены индивидуальной многоплановости и воплощают в себе повторяющуюся структуру.
Тип в данном понимании слова – это один из способов художественного человеческого воссоздания. Тип – это воплощение в герое или персонаже определенной черты, одного повторяющегося свойства человека. Приведем пример. Это противопоставление А. С. Пушкиным «живых лиц» Шекспира «типам одной страсти» у Мольера.
Понимаемые таким образом типы в искусстве и литературе связаны с рационализмом XVII–XVIII вв. Данные типы также есть и в литературе последних двух столетий. В них отражается общее начало в образе людей, насаждаемое цивилизацией. Основой для новых типов в новейшей литературе становятся не крупно выраженные проявления страстей людей, а усредненные формы, тлеющая жизнь большей части людей, как вариант отражения стадности. Например, это «Мертвые души» Н.В. Гоголя, ряд произведений АП. Чехова, рассказы М.М. Зощенко.
Типическое часто трактуется и в более широком понимании. Например, как воплощение общего в индивидуальном, если оно достигает яркости и полноты. В такой трактовке «универсализации» термина читатель видит четвертую часть романа Ф.М. Достоевского «Идиот», ряд высказываний В.Г. Белинского (например: «Типизм есть один из законов творчества, без него нет творчества»), Энгельса (о типических характерах), М. Горького (о типах, созданных при участии вымысла).
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди /Л.М.Баткин. - М., 2016.
2) Введение в литературоведение; Оникс - Москва, 2009. - 416 c.
3) Вундт В. М. Введение в философию : учебник для вузов / В. М. Вундт. — 5-е изд., стер. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 290 с.
4) Гессе Г. Степной волк. Электронный ресурс: https://e-libra.ru/read/412948-stepnoy-volk.html (дата обращения 19.02.2020)
5) Кременцов Л. П. Русская литература в XX веке. Обретения и утраты; Флинта, Наука - Москва, 2016. - 224 c.
6) Лермонтов М. Соч.: в 6 т. Т. 6. - М., Л., 1957.
7) Минералов Ю. И. История русской литературы ХIХ века (40-60-е годы); Высшая школа - Москва, 2016. - 304 c.
8) Панаева Е.В. Функции специальной лексики в художественном тексте. На материале произведений М. А. Булгакова. Кандидатская диссертация / Е. В. Панаева. — М., 2005.
9) Психологический словарь/Под ред. Ю. Л. Неймера. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013.
10) Чехов А.П. Рассказы и фельетоны. — М.: Изд-во «Правда», 1970. — 448 с.
11) Шолохов М.А. Тихий Дон: роман в четырех книгах/ М.А. Шолохов. – М.: Современный писатель, 1993.