Фрагмент для ознакомления
2
1. Взаимодействие психологии с другими науками
Разнообразие проблематики психологии затрудняет верную характеристику ее пространства между науками. В направление долговременного времени шли обсуждения вопроса о том, считается ли психология натуральной или же гуманитарной наукой. Конкретного ответа на данный вопрос быть не имеет возможность, потому что одни ветви психологии боле связаны с гуманитарными науками (например, психология личности, общественная психология), а иные — с натуральными (например, нейропсихология, патопсихология). Впрочем, это линейное деление всех наук на гуманитарные и естественные видится в данный момент некоторое количество архаичным. В разработанной Б.М. Кедровым нелинейной систематизации наук психология помещена изнутри треугольника, верхушки которого — натуральные, публичные и философские науки. Другие науки присутствуют на стыке данных ведущих. Прогрессивная психология развивается во содействии с другими науками. В 1966 году на Интернациональном психическом конгрессе в Столице гениальный швейцарский специалист по психологии Жан Пиаже выступил с лекцией о пространстве психологии в системе наук. Его ключевая идея состояла в том, собственно, что будущее психологии находится в зависимости от ее связей с арифметикой, физикой, биологией, социологией, лингвистикой, политической экономией, логикой — большим плеядой наук, образующим вселенная передового познания знания. Психология, сообразно Пиаже, располагается в центре сего мира. [1] Психология характеризуется тесноватыми связями, до этого всего, с другими науками о человеке — философией, социологией, ситуацией, физиологией, педагогикой. Связи психологии с философией традиционны, потому что до XIX века научные психические познания скапливались в рамках философских наук, психология была частью философии. В прогрессивной психологии есть большое количество философско-психологических задач: предмета и методологии психического изучения, происхождения людского сознания, исследования высочайших форм мышления, пространства и роли человека в общественных отношениях, значения жизни, совести и ответственности, духовности, одиночества и счастья. Сотрудничество специалистов по психологии и философов в исследовании данных задач имеет возможность быть плодотворным. Связи психологии с бионауками обоснованы тем, собственно что психика человека содержит природную базу. В следствие этого почти все психические трудности обязаны решаться при содействии специалистов по психологии и биологов. Тем более плодотворно взаимодействие с физиологией. На стыке данных 2-ух наук была замечена психофизиология. Основательное физическое осознание работы мозга может помочь в заключение множества психических задач. Психология ведет взаимодействие с социологией, потому что психика человека социально обоснована. Объекты их изучения довольно плотно переплетаются. В фон исследования обеих наук оказываются лицо, группа, межгрупповые дела, случается обоюдный замен прецедентами, заимствование теоретических концепций и мыслях. Иногда случается непросто выполнить жесткое разграничение социально-психологических и социологических изучений. Для удачного исследования массовых и межгрупповых отношений, задач государственных отношений, политические деятели и экономики, инцидентов нужно сотрудничество социологов и специалистов по психологии. На стыке данных 2-ух наук была замечена общественная психология. Тесноватые связи выслеживаются у психологии с ситуацией. Психика человека развивалась в ходе исторического процесса. [2]
Вследствие этого познание исторических корней тех или же других психологических явлений безусловно нужно для верного осознания их психической природы и индивидуальностей. Исторические обыкновения и цивилизация людей в значимой степени создают психологию передового человека. На стыке психологии и ситуации появилась культурно-историческая психология. Давнишние связи у психологии с педагогикой. Почти все выдающиеся преподаватели замечали надобность психических познаний для педагогической науки и практики. С иной стороны, основательное исследование процессов психологического становления малыша вполне вероятно лишь только на базе осознания педагогических закономерностей изучения и воспитания. В заключении каждых вопросов, касающихся малыша, нужно взаимодействие специалистов по психологии и воспитателей. На стыке психологии с педагогикой была замечена педагогическая психология. Скрещение сфер интересов и связей в прогрессивной науке и практике довольно бесспорно. В следствие этого в психологии в реальное время появляется большое количество междисциплинарных областей изучения и практической работы. [4] Примерами такового семейства работают: менеджмент, конфликтология, этнология, область паблик рилейшнз. Иногда непросто случается размежевать сферы воздействия различных наук в исследовании и практическом заключении данных задач. Философия. Родоначальником психологии является самый большой философ древности – Аристотель. Философия есть система взоров на вселенная и человека, а исследованием человека увлекается как раз психология. В следствие этого до недавнишнего времени психологию исследовали на философских факультетах институтов, и ее кое-какие сегменты (например, общая психология, где предоставляются определения базисных мнений науки), плотно переплетаются с философией. Впрочем, психология не имеет возможность быть «служанкой философии», как это было в Русским Объединении, где марксистко-ленинская философия агрессивно определяла главные постулаты психологии. Это 2 самостоятельные науки, которые имеют все шансы взаимно обогащать и дополнять приятель приятеля. На стыке философии и психологии находится эта ветвь последней, как «Общая психология». Физиология. Естествознание плотно связано с психологией. Становление теоретической и практической психологии в последние годы было бы нельзя без фуроров в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Спасибо данным наукам
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. - М.: "ЧеРо", 1988. - 336 с.
2. Карандашев В.Н. Психология. Введение в профессию. - М.: "Академия", 2008. - 512 с.
3. Психология. Словарь/Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., исп. и доп. - М.: "Политиздат", 1990. - 494 с.
4. Психология/ Д. Майерс; пер. с англ. Н.А. Карпиков, В.А. Старовойтова. - Минск: "Попури", 2008. - 848 с.
5. Соколова Е.Е. Общая психология. Т1. Введение в психологию. - М.: "Академия", 2005. - 352 с.