Фрагмент для ознакомления
2
1. Раскройте сущность понятия «менеджмент». Расскажите историю его развития
Важную роль в экономическом взаимодействии между государствами и социальноэкономическом развитии имеет менеджмент и его элементы, формы, методы и технологии.
Именно анализ понятия «менеджмент» позволяет выработать представления о сущности этой деятельности. Обращение к научной литературе позволяет отметить, что категория «менеджмент» не имеет однозначного толкования среди ученых, и тем более практиков.
Усложняет его понимание тот факт, что в научной литературе существует более 300 определений, раскрывающих, что такое управление, и 150 определений, поясняющих, что такое менеджмент. Таким образом, наблюдается отсутствие понятийного единства.
Понятие «управление» гораздо шире понятия «менеджмент» и соотносятся они как общее и частное. Следует признать, что наиболее полно раскрывает сущность менеджмента представитель классической (административной) школы менеджмента Анри Файоль, рассматривающий его как совокупность процессов планирования, организации, мотивации и контроля, объединенных между собой коммуникацией и принятием решений. Если первые четыре ученый относит к функциям менеджмента, то последние два компонента он называл технологиями менеджмента.
Главный предмет исследования менеджмента как науки – информация – как важнейший источник для коммуникации и принятия решения.
Вместе с тем, дальнейшее развитие теории и практики менеджмента расширяло взгляды на данный феномен. Использование в управленческой практике системного, процессного и ситуационного подхода усложняет однозначное понимание менеджмента. Более того, среди теоретиков не прекращаются споры о том, чем на сегодня является менеджмент – это наука, искусство и практика? Попытка категорично ответить на данный вопрос приводит к выводу о том, что обязательность профессиональной подготовка и компетентности менеджера не вызывает сомнений, в то же время прочные научные знания в области управления не гарантируют успех без соответствующей практики, отражающей специфику управленческого труда в тех или иных организациях, представляющих разные отрасли деятельности, будь-то государственная служба
3
или коммерческое предприятие. Умение эффективно использовать практический опыт и научные знания позволяет раскрыться мастерству и искусству.
В условиях быстро изменяющейся среды, а соответственно, в условиях повышенной рискованности принимаемых решений стратегическое антикризисное управление должно опираться на прочный фундамент теории организации и управления. Понятие управления многозначно.
Управление – как наука – система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.
Управление – как искусство – способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.
Управление – как функция – целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.
Управление – как процесс – совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию на «выходе».
Управление как аппарат – совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.
Исходя из общих кибернетических представлений, обычно утверждается, что управление – это целенаправленное воздействие на систему для перевода ее в заданное состояние или поддержание заданного состояния. Однако такое определение неприемлемо для социальных систем.
Управление в социальных, в широком смысле слова, системах, или социальное управление, возможно через государственное и муниципальное управление, которые заключаются в создании таких условий во внешней среде, которые обеспечивают перевод системы в заданное состояние или поддержание заданного состояния.
Таким образом, определяется внешнее воздействие органов государственного и муниципального управления. Управление направлено на социальную реальность – проявление человеческого существования, сферу свободы. Социальная реальность – это общество как социальная система, как целостный организм.
Управление - это осознанная целенаправленная деятельность людей, с помощью которой они упорядочивают и подчиняют своим целям различные элементы внешней среды: общество, живую и неживую природу, технику. Управленческая деятельность имеет две взаимосвязанные характеристики: методологию и организацию.
Под методологией понимают логическую схему действий, базирующуюся на понимании путей, средств и возможностей достижения управленческих целей.
Организация, в свою очередь, это упорядочение действий, основываясь на их особенностях, составе и структуре. Методология и организация взаимосвязанные, поэтому данные явления нередко воспринимают как равнозначные.
Сегодня основной задачей управления является обеспечение совместной работы людей посредством единства целей и общих ценностей, сформировав наиболее подходящую структуру фирмы, чтобы обеспечить условия для обучения и повышения квалификации сотрудников,
4
позволяющие им эффективно выполнять свои обязанности, а также своевременно реагировать на изменения внешней среды.
В современных условиях от построения системы управления, зависит эффективность деятельности организации.
В свою очередь, для того чтобы руководству осуществлять управленческую деятельности на практике, важно знать как теоретические концепции управления, так и реальные практические приемы построения управленческой деятельности.
Управление в социальных и экономических системах – это управление организациями, важнейшими элементами которых являются: организационная структура, организационная культура и люди, работники организации. Управление в организациях представляет собой менеджмент.
Приведем несколько определений, наиболее часто используемых в научной литературе.
Менеджмент (management – управление, заведывание, организация) – управление деятельностью организации; совокупность принципов, методов, средств и форм управления деятельностью организации, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности деятельности и увеличения прибылей. Менеджмент – методы и тактика управления; руководство людьми и использование средств, которые позволяют выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем.
Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Менеджмент (управление) – функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях, «делать что-либо руками других». У американцев есть даже поговорка: «Кто производит – не управляет, кто управляет – не производит».
Менеджмент – это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию.
5
2. Ситуация
Подберите наиболее подходящую для данного предприятия организационную структуру управления, изобразите ее в виде схемы и обоснуйте ее выбор:
Ситуация: Кондитерская фабрика производит широкий ассортимент продукции и с каждым годом вводит в производство все новые и новые виды продукции высокого качества. Свою продукцию фабрика реализует в данном регионе, но со временем предполагает расширить границы реализации продукции.
Решение:
Я считаю, что в данной ситуации наиболее подходит дивизиональная структура управления.
При такой структуре управления Компания дробится в зависимости от выбранного критерия по направлениям на производственные отделения.
Это может осуществляться по территориальному, продуктовому, потребительскому или иному принципу.
Сформированный дивизион является самостоятельным звеном, внутри которого функциональные менеджеры находятся под руководством начальника дивизиона, подчиняющегося главному управлению.
Руководитель дивизиона занимается производственными вопросами. В задачи же главного управления входит стратегическое планирование, разработка новых продуктов, исследования.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
6
1. Антонов М. В. Практические методы эффективного управления в государственном учреждении [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 92-94.
2. Базаров, Т.Ю. Психология управления персоналом. Теория и практика: учебник для бакалавров / Т. Ю. Базаров. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 381 с.
3. Балашов А.П. Основы теории управления: Учебное пособие / А.П.Балашов - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - с.66.
4. Балашов, А., П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А. П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 112 c.
5. Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, 2017. - 192 c.
6. Башмаков В. И. Управление социальным развитием персонала / В. И. Башмаков, Е. В. Тихонова. — М.: Издательский центр «Академия», 2016. — 240 c.
7. Брайан Трейси. Мотивация; пер.с англ. Елены Ивченко. -2-е изд. –М.:Манн, Иванов и Фербер, 2018.-144 с.
8. Василенко И. А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия / И. А. Василенко. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2016. — 200 с.
9. Виханский О., Наумов А. Менеджмент: Учебник для вузов. / О.Виханский, А.Наумов. — М., 2017. – 576 с.
10. Ким С.А. Теория управления: Учебник для бакалавров / С.А.Ким — М.: Дашков и К, 2016. - 240 с.
11. Климова В. А. Пути совершенствования мотивационного механизма организации // В. А. Климова // Российский внешнеэкономический вестник. — 2017. — № 7. — С. 70–74.
12. Коротков Э.М. Концепции менеджмента. - М.: Дека, 2019.
13. Латфиллин Г.Никитин а., Серебреннико С. Теория менеджмента: Учебник для вузов 2-е изд. // СПб: Питер, 2018. - 464 с.: ил.
14. Максимова О.В. Анализ реализации основных функций менеджмента в коммерческой организации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/3984 (дата обращения: 19.02.2020).
15. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Вильямс, 2016. - c.163.
16. Методика проведения SWOT-анализа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.businesstuning.ru/pm/80-swot-analiz-chto-eto-metodikaprovedeniya-swot-analiza.html (Дата обращения: 18.02.2020). 8-906-280-03-24; smirennikova.vladislava@yandex.ru
17. Михненко П.А. Основы менеджмента [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://free.megacampus.ru/xbookM0012/index.html?go=part006*page.htm (дата обращения: 18.02.2020).
7
18. Попов Г.Ч. Проблемы теории управления. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2017.
19. Райченко А. В. Административный менеджмент / А. В. Райченко; Институт экономики и финансов «Синергия». — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 416 с.
20. Солдатова И. Ю. Основы менеджмента / И. Ю. Солдатова, М. А. Чернышева. — М.: Дашков и Ко, 2018. — 272 c.
21. Сулсов Г.В. Управление персоналом организации: Учебное пособие / Суслов Г.В. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 154 с.
22. Теория управления: учебник / А.В. Тебекин. — Москва: КноРус, 2017. — 342 с.
23. Управление организацией: Учебник / А.Г.Поршнев, Г.Л.Азоев, В.П.Баранчеев, А.Г.Поршнев, З.П.Румянцева, Н.А.Саломатин. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 736 с.
24. Шихвердиев, А.П. Корпоративное управление: учебное пособие / А.П. Шихвердиев. – Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2016. – 241 с.
25. Официальный сайт Билайн. О компании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://arkhangelsk.beeline.ru/about/about-beeline/ (Дата обращения: 18.02.2020).