- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Психология билеты
- Готовые работы
- Контрольная работа
- Общая психология
Контрольная работа
Хотите заказать работу на тему "Психология билеты "?277 страниц
0 источников
Добавлена 29.06.2021 Опубликовано: studservis
790 ₽
1580 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Фрагмент для ознакомления 2
Общая психология как наука о психике. Основные категории психологической науки. Различные представления о предмете психологии. Категория отражения в психологии. Природа психического (специфика психического отражения, структура психики). Задачи психологии как науки и практики. Проблема определения предмета психологии. Гуманитарный и естественно научный подходы в психологии. Проблема метода в психологии. Проблема измерения в психологии. Проблема взаимосвязи науки и практики в психологии. Психофизиологическая проблема.
Психология - наука, изучающая психику, закономерности ее проявления и развития. Психология зародилась более 2,5 тысяч лет назад в Древней Греции. Основоположником по праву считают Аристотеля «Трактат о душе».
Психика - это свойство головного мозга, заключающееся в отражении окружающего мира.
Категория – наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и отношения предметов и явлений объективной действительности.
Категория образа характеризует психологическую реальность со стороны познания и является основой формирования индивидуальных и социально-групповых картин мира. Это чувственная форма психического явления. Будучи всегда чувственным по своей форме, О. по своему содержанию м. б. как чувственным (О. восприятия, О. представления, последовательный О.), так и рациональным (О. атома, О. мира, О. войны и т. п.). О. является важнейшим компонентом действий субъекта, ориентируя его в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной цели.
Категория мотива. Мотив – это 1) материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок; 2) психический образ данного предмета. В широком смысле – это нечто внутри субъекта, побуждающее его к действию, осознанный человеком смысл его действий. С помощью мотива поддаются описанию поведение человека, его цели, ценности, механизмы принятия решений.
Категория личность. Подходов к пониманию и объяснению личности довольно много. Это связано с тем, что понятие "личность" является интегральным и любое, существующее ранее и сейчас определение, выделяет лишь отдельные его аспекты.
Личность в широком смысле – это конкретный человек, как субъект деятельности, в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей. В узком смысле – это качество индивида, которое формируется благодаря жизни человека в обществе, в процессе его социального развития.
Личность – важнейшая среди метапсихологических категорий. В ней оказываются интегрированы, к ней стянуты все базовые категории: индивид, образ, действие, мотив, отношение, переживание.
Категория действие – единица анализа деятельности, направленная на достижение осознаваемой цели.
Действие, как и поступок, есть истинное бытие человека, в нем проявляется индивидуальность. Действие м. б. относительно самостоятельным или входить в качестве компонента в. более широкие структуры деятельности.
Структура Действия включает 3 основных компонента: а) принятие решения; б) реализация; в) контроль и коррекцию.
Психологические категории делят на 2 группы:
• Базисные (образ, мотив, действие, отношение, переживание, индивид)
• Метапсихологические. (сознание, ценность, деятельность, общение, чувство, «Я»)
Психологические категории не существуют отдельно, независимо друг от друга, между ними существует связь и соотношение.
Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним.
Житейские психологические знания Научные психологические знания
Знания конкретны Знания обобщены
Интуитивный характер знаний Знания рациональны и осознаны
Передача знаний затруднена Знания накапливаются и передаются
Источник знаний наблюдения Источник знаний эксперимент
Знания ограничены Знания постоянно расширяются
Категория отражения является фундаментальным философским понятием, под ней понимается всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Это такая форма взаимодействия феноменов, при которой один из них – отражаемый , – сохраняя свою качественную определенность, создает во втором – отражающем специфический продукт: отраженное. В. И. Ленин, в свое время, развивая «догадку Дидро», писал: «Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу, родственным с ощущением, свойством отражения». Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. В качественно различных формах отражение выступает в неживой природе, в мире растений, животных и, наконец, у человека.
Становление человека и человеческого общества в процессе трудовой деятельности и общения с помощью речи обусловило возникновение специфически человеческой, социальной по своей сущности формы отражения в виде сознания и самосознания. Для отражения, свойственного человеку, характерно то, что оно есть социальный по своей природе творческий процесс. Оно предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческую активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в отвлечении от одних предметов, свойств и отношений и фиксировании других, в превращении чувств, образа в логическую мысль, в оперировании понятиями. Творческая активность познающего человека раскрывается также в актах продуктивного воображения, фантазии, в поисковой деятельности, направленной на раскрытие истины путем формирования гипотезы и ее проверки, в создании теории, продуцировании новых идей, замыслов, целей.
Психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями - это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей.
Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:
• оно даёт возможность правильно отражать окружающую действительность;
• сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;
• психическое отражение углубляется и совершенствуется;
• обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
• преломляется через индивидуальность человека;
• носит опережающий характер.
Структура психики человека.
Психика многообразна и сложна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:
психические процессы,
психические состояния,
психические свойства.
Психические процессы - динамическое отражение действительности в разнообразных формах психических явлений.
Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющегося в виде реакции. При этом необходимо иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.
Психическое состояние - определившийся в данное время относительно стабильный уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Люди ежедневно испытывают различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и плодотворно, при другом - трудно и неэффективно.
Цель любой науки состоит в получении новых знаний об объекте исследования. Она достигается за счет решения ряда частных задач. Задачи психологии как науки можно разделить на две группы.
А. Методологические задачи, связанные с развитием психологии как науки. К ним относятся:
1. Разработка методологических основ психологии как науки (предполагает опору на философию и использование ее положений о соотношении материального мира и сознания, познаваемости мира, методах познания).
2. Изучение истории развития психологии. Это позволяет привести психологические знания в систему, понять логику становления психологии, причины изменения ее предмета, помогает объяснить зарождение той или иной научной проблемы, выявить испытанные в практике продуктивные подходы к ее решению и избежать движения в тупиковом направлении.
3. Разработка теоретических представлений о сущности изучаемых психических явлений. От этих представлений зависит определение предмета исследования и выбор методов исследования.
4. Разработка методов психологического исследования, то есть способов получения новых психологических знаний.
Б. Исследовательские задачи психологии, круг которых определяется кругом выделяемых психических явлений.
К их числу относят:
1) исследование познавательных психических процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи) как регуляторов деятельности и их развития в деятельности;
2) изучение психологической структуры, механизмов и развития деятельности человека;
3) исследование закономерностей развития личности процессе совместной деятельности и общения людей, а также детерминации развития личности наследственным и социальным факторами;
4) изучение основных индивидуально-психологических свойств (способностей, темперамента и характера) личности как факторов ее общения и деятельности;
5) изучение эмоционально-волевой сферы личности как регулятора ее деятельности и общения.
Основные проблемы метода в психологии.
1. Отработка своего методологического аппарата, выбор научных методов, выделение принципов исследования.
2. Проблема адаптации методов, привнесенных из других наук.
3. Проблема адаптации зарубежных психодиагностических методик к собственной культурной среде.
4. Проблема объективности.
5. Проблема этики психологического исследования.
6. Проблема повышения психологической грамотности населения и быстрого устаревания диагностических методик.
Проблема измерения в психологии имеет свою историю. Более 200 лет назад великий И. Кант со свойственной ему убедительностью обосновывал несостоятельность психологии как науки, исходя из того, что психические явления не поддаются измерению, а, следовательно, к ним не применимы математические методы. Его соотечественник И. Гербарт противопоставил позиции И. Канта свою точку зрения в книге «Психология как наука, заново обоснованная на опыте, метафизике и математике» (1824-1825). В ней он выражает свое мнение о связи психологии и математики: «Всякая теория, которая желает быть согласованной с опытом, прежде всего, должна быть продолжена до тех пор, пока не примет количественных определений, которые являются в опыте или лежат в его основании. Не достигнув этого пункта, она висит в воздухе, подвергаясь всякому ветру сомнений и будучи неспособной вступить в связь с другими уже окрепшими воззрениями». Идеи И. Гербарта к концу XIX в. воплощаются в жизнь отцами-основателями экспериментальной психологии. С тех пор возможность применения математических методов в психологии перестает вызывать сомнения.
Психофизиологическая проблема — вопрос об активном системном взаимодействии тела и психики человека. Исторически сложившийся научный спор о роли тела и психики в жизни человека, а также их взаимосвязи. Существуют различные взгляды на то, как соотносятся тело и психика, однако данный спор до сих пор не решён окончательно.
Тема2.История становления психологии как самостоятельной науки Представления о душе в античной философии. Предпосылки образования психологии как науки. Становление экспериментальной психологии и выделение психологии как самостоятельной науки. Особенности понимания предмета психологии в психологии сознания, бихевиоризме, гештальтпсихологии, психоанализе, гуманистической психологии и других направлениях психологической науки.
Античный период характеризуется попытками осмыслить проблемы сознания, души человека. Наиболее полные представления в области психологии содержатся в трудах философов, прежде всего Платона и Аристотеля. Согласно их точке зрения, душа существовала независимо от тела и соединялась с ним только после рождения, но в тоже время была причиной и целью всех жизненных функций человека.
Всякая душа бессмертна. Ведь вечно движущееся бессмертно. А у того, что сообщает движение другому и приводится в движение другим, это движение прерывается, а значит, прерывается и жизнь. Только то, что движет само себя, раз оно не убывает, никогда не перестает и двигаться и служить источником и началом движения для всего остального, что движется... Каждое тело, движимое извне, — неодушевленной, а движимое изнутри, из самого себя, — одушевлено, потому что такова природа души. Если это так и то, что движет само себя, есть не что иное, как душа, из этого необходимо следует, что душа не порождаема и бессмертна.
Платон о душе:
... Божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному самому по себе в высшей степени подобна наша душа, а человеческому, смертному, постигаемому не умом, многообразному, разложимому и тленному, непостоянному и несходному с самим собою подобно — и тоже в высшей степени — наше тело.
…..Душа – самостоятельная субстанция, существующая наряду с телом и независимо от него.
Аристотель: Душа – «сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью и обладающего органами».
« Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение».
В 19 веке психология становится самостоятельной наукой. Выделение психологии в самостоятельную науку происходит в 60-70х годах XIX в. В это время зарождаются специальные научно-исследовательские учреждения - психологические лаборатории и институты, кафедры в высших учебных заведениях, а также внедряется эксперимент для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта, создателя первой в мире психологической лаборатории (Ляйпциг, 1879, позднее она переросла в Институт экспериментальной психологии). Он полагал, что в области сознания действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. (Метод интроспекции – первый экспер научный метод психологии, первая лаборатория, эксперименты, псих масс и психология народов).
Вундт для проведения экспериментальных исследований разработал следующие правила:
1) наблюдатели должны правильно определять момент начала эксперимента;
2) наблюдатели никогда не должны снижать уровень своего внимания;
3) эксперимент всегда должен быть организован таким образом, чтобы его можно было провести несколько раз;
4) условия проведения эксперимента должны быть приемлемыми для изменений и контроля раздражителей
Последователь Вундта Э. Титченер, американский психолог, был основателем структурной психологии. В ее основе лежит идея элементов сознания (ощущений, образов, чувств) и структурных отношений. Структура, по Титченеру, выявляется интроспекцией – наблюдением субъекта за актами собственного сознания.
Основоположником отечественной научной психологии считается И.М. Сеченов. В его книге «Рефлексы головного мозга» базовые психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку «вырвать» психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.
Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г.И. Челпанову. Его главная заслуга заключается в создании в России психологического института. Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В.М. Бехтерев.
Усилия И.П. Павлова были направлены на изучение условно рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности. Тем не менее, собственной психологической концепции И.П. Павлов не создал.
Что является предметом психологии очень сложный вопрос. В дословном переводе психология – наука о душе. Что такое душа (или психика)? Ответа на вопрос нет. Существование души несомненно для одних и условно для других, ее невозможно увидеть, ухватить, измерить. И в этом одна из специфик психологии как науки. Приходится искать другие объекты, чтобы через их анализ делать выводы о психике как таковой. Выбор «вторичного объекта» (например, поведения, деятельности) зависит от того, что считается главным, определяющим психическую жизнь, т.е. того объяснительного принципа, который той или иной научной школой. Чтобы дать ответ на этот вопрос необходимо проследить, как изменялся предмет психологии на протяжении всей истории науки.
Бихевиоризм – направление в психологи, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику и личность к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Возникает в 30-е гг.
направления – понятие становления личности, представление о необходимости творческой самореализации, что означает истинное психическое здоровье. В противовес бихевиоризму подчеркивается непригодность исследований животных для понимания человека, и личность рассматривается как интегративное целое. Интерес направлен на здоровую личность, в отличие от психоанализа. Предметом психологии является процесс личностного роста.
Трансперсональная психология – появившаяся в 60-е годы 20 века рассматривает предельные возможности человеческой психики («мистические переживания», «космическое сознание»), т.е. формам особого духовного опыта, требующим при анализе взгляда на человека с нетрадиционной стороны. В центре – измененное состояние сознания, переживание которых может привести человека к духовному перерождению и обретению целостности. Лидер направления Ст. Гроф, разработавший метод хлотропного дыхания. Предметом психологии является измененное состояние сознания.
Гештальтпсихология - (приблизительный перевод с немец. – психология формы) еще одно важное направление периода «открытого кризиса», связано с именами Вертгеймера, Коффки и Келера. Предметом психологии здесь оказались целостные структуры (гештальты). В противовес теории ассоцианистов (образ создается через синтез отдельных частей), выдвинута идея целостного образа, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов (восприятие не сводится к сумме ощущений). Классическим является открытый Вертгеймером: восприятие движения возможно в отсутствии самого движения. Они показали, что в нашем восприятии пространство структурируется, элементы объединяются в фигуры на основании отношений, к самим элементам не сводящихся и механизмы эти врожденные. Гештальтпсихологи пытались обнаружить законы по которым фигура выделяется из фона, к этим законам относятся: закон близости элементов, симметричность, сходство, замкнутость и др. Законы фигуры и фона выступают в рассмотрении двойственных изображений. Был открыт новый способ психологического мышления. Однако в чистом виде это направление в современной психологии не представлено. Ряд положений теории оказали влияние на другие направления.
Психоанализ - область психического шире области сознательного, это те явления, приемы, свойства и состояния, которые возникают, но человеком не осознаны. Развитие проблемы бессознательного было связано с психоанализом.
З. Фрейд разработал теорию психоанализа. Фрейд выделил 3 уровня сознания: сознание, предсознание и бессознательное – с целью описания степени доступности психических процессов осознаванию. Наиболее значительные психические события происходят в бессознательном (которое по своей природе является инстинктивным и отделено от реальности).
Тема3.Особенности становления и развития отечественной психологии Психологические воззрения в России XVII-XIX вв. (Г.С. Сковорода, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, К.Д. Ушинский). Отечественная психология конца XIX – начала XX вв. (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, Г.И. Челпанов, К.Н. Корнилов) Становление основных направлений и ведущих школ советской психологии (А.Ф. Лазурский, В.М. Басов, В.Н. Мясищев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе, Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, Б.Ф. Ломов, В.Д. Небылицын). Теоретические концепции советских психологов. Отечественная психология рубежа XX–XXI вв. (А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьев, М.А. Холодная, В.Н. Дружинин, Б.М. Величковский). Перспективы российской психологии.
Социальную базу отечественной психологии XVIII века составлял феодально-крепостной строй. Обострение его глубочайших противоречий в художественной форме заклеймил А. Н. Радищев в своей книге "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790 г.), за которую был сослан в Сибирь. Выражая настроения всех прогрессивно мыслящих деятелей русского общества, он потребовал полного уничтожения крепостного права.
В XVIII веке в России широко развернулось просветительское движение, выдвинувшее ее замечательных деятелей: Н. Н. Поповского, Н. И. Новикова, В. Н. Татищева, Д. И. Фонвизина, Д. С. Аничкова, С. Е. Десницкого, Я. П. Козельского, П. С. Батурина и др.
Украинский мыслитель Григорий Савич Сковорода (1722 - 1794) заострил внимание на самосознании человека. Имевшее ярко выраженную антикрепостническую направленность, ведущее борьбу с господствующими в официальной науке идеализмом и теологией, просветительское движение выдвинуло в центр проблему человека. В этих условиях материалистическое решение основных психологических проблем приобретало форму борьбы за гуманизм, за освобождение от предрассудков и суеверий.
Основы материалистической русской психологии заложил Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), великий русский ученый - энциклопедист, физик, химик, историк, философ, поэт и писатель, создатель первой грамматики русского языка, основоположник системы русского стихосложения, выдающийся организатор русской науки и просвещения в XVIII веке.
Психологические воззрения Ломоносова развиваются в связи с научными исследованиями (природы, русского языка и др.). Материалистически объясняя ощущения как продукт воздействия внешнего мира на органы чувств и подчеркивая роль мозга в различении раздражений, М. Ломоносов в своей работе "Слово о происхождении света" выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения.
В условиях усиления крепостного гнета А. Радищев со всей остротой поставил проблему человечества. Базой его научных идей было революционно - демократическое мировоззрение. Однако, не меньше, чем материалистические взгляды А. Радищева, его психологию определяла гуманистическая этика.
Радищев отрицал существование души как самостоятельной субстанции. Психика является функцией известных органов тела - нервов и мозга, и без него невозможна.
Большое место в трудах А. Н. Радищева занимает проблема развития психики и, в связи с этим, сравнение психики человека и животных. Выдвигается положение о специфичности образа жизни человека: он не приспосабливается к природе, но преобразует ее, обладает речью, прямой походкой. Подчеркивается особая роль руки, высокое развитие мозга. Качественные отличия ощущений человека связываются со своеобразием его знаний. Особенно отмечается роль занятий искусством, вооруженность различными средствами - все это расширяет возможности органов чувств "до беспредельности". Отдельно указывается на роль языка и речи в формировании индивидуального сознания.
Одной из наиболее ярких работ того времени явилась работа И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Эта работа внесла значительный вклад в развитие психофизиологии, ней¬ропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности. Следует отметить, что И. М. Сеченов был не только физиологом, чьи труды создали естественно-научную основу для современной психологии. И. М. Сеченов с ранней молодости увлекался психологией и, по мне¬нию С. Л. Рубинштейна, был крупнейшим русским психологом того времени. И. М. Сеченов-психолог не только выдвинул психологическую концепцию, в которой определил предмет научного познания психоло¬гии — психические процессы, но и оказал серьезное влияние на ста¬новление в России экспериментальной психологии. Но, пожалуй, наи¬большее значение его научной деятельности заключается в том, что она оказала влияние на исследования В. М. Бехтерева и И.П. Павлова.
Труды И.П. Павлова имели огромное значение для мировой пси-хологической науки. Благодаря открытию механизма образования условного рефлекса были сформированы многие психологические концепции и даже направления, в том числе бихевиоризм.
Попытки выйти из тупика, созданного конфронтацией между психологией сознания, опиравшейся на субъективный метод, и успешно развивавшимся с опорой на объективный метод бихевиоризмом, предпринял в России К.Н. Корнилов (1879-1957). Он выступил, когда в стране утвердился в качестве господствующей идеологии марксизм с его философским кредо – диалектическим материализмом. Используя идею диалектического единства, Корнилов надеялся преодолеть как агрессивную односторонность рефлексологии Бехтерева и Павлова (она претендовала на единственно приемлемое для материалиста объяснение поведения), так и субъективизм интроспективного направления (лидером которого в России был Г.И. Челпанов).
Основным элементом психики Корнилов предложил считать реакцию. В ней объективное и субъективное нераздельны. Реакция наблюдается и измеряется объективно, но за этим внешним движением скрыта деятельность сознания. Став директором бывшего челпановского института, Корнилов предложил сотрудникам изучать психические процессы в качестве реакций (восприятия, памяти, воли и т. д.). Он даже переименовал соответствующие лаборатории. Фактически же экспериментальная работа свелась к изучению скорости и силы мышечных реакций.
По Челпанову экспериментальная и интроспективная психологии – это не две отдельные психологии, они должны быть. Метод эксперимента по Челпанову понимается в двух смыслах: в широком смысле это создание искусственных условий, а в узком смысле – управление реакциями. В 20-е гг. XX в. психология Челпанова была оценена как идеалистическая и признана несоответствующей марксизму. В связи с этим в 1923 году Челпанов был смещён с поста директора Психологического института и уволен из университета.
Л. С. Выготский (1896-1934) разработал теорию происхождения и развития высших психических функций, которой он объясняет возникновение сознания человека. Л. С. Выготский утверждал, что развитие человеческой психики, сознания осуществляется через усвоение общечеловеческого, социокультурного опыта. По мнению Л. С. Выготского, сознание является динамической смысловой системой, функционирующей в единстве ее эмоциональных, волевых и интеллектуальных компонентов.
Фундаментальная идея Л. С. Выготского - представление о социокультурной обусловленности психической деятельности человека. Особое внимание Л. С. Выготский уделял второй сигнальной системе как знаковой системе, выступающей орудием формирования психики. По его мнению, психическое отражение действительности человеком детерминируется социальным опытом людей, закрепленным в слове. Он подчеркивал, что сознание человека в своем развитии обусловлено социальным взаимодействием. Л. С. Выготский создал новое направление в детской психологии, выдвинув и обосновав концепцию о зонах ближайшего и актуального развития ребенка.
Л. С. Выготский создает одно из направлений (школу) в отечественной психологии. Его идеи сыграли большую роль в формировании советской теории психического развития (А. Н. Леонтьев) и педагогической психологии (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя и др.).
Одно из направлений советской психологии возникло в Грузии. Под руководством Д. Н. Узнадзе (1886-1950) грузинские психологи успешно разрабатывали проблему установки. В 1979 г. в Тбилиси проходил первый в СССР Международный симпозиум по проблемам бессознательного, на котором школа Узнадзе получила высокую оценку.
Относительно самостоятельное направление (школу) создаст С. Л. Рубинштейн (1889-1960), осуществлявший в свое время руководство научными исследованиями на кафедре психологии МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. Он произвел систематизацию и концептуализацию категорий психологии в своем фундаментальном труде "Основы общей психологии" (1935, 1940, 1947, 1989), в который вошли передовые достижения отечественной и мировой психологической теории. Одной из центральных идей его работы является деятельностная концепция психики: отражение реального бытия опосредовано конкретной деятельностью человека. При этом С. Л. Рубинштейн показывает, что внешние воздействия проявляют себя через внутренние, психологические факторы: содержание и состояние психики индивида. Рубинштейн утверждал, что психика и деятельность едины и что психика формируется только в деятельности. В работе "Бытие и сознание" (1957) он раскрывает идею психологического детерминизма и показывает, что внешние причины действуют через внутренние условия, среди которых наряду с психическими образами, мышлением, системами операций особую роль играют личностная мотивация, цели и способности индивида.
Большой вклад в разработку деятельностного подхода к пониманию и исследованию психики человека внес советский психолог А. Н. Леонтьев (1903-1979). В его фундаментальных трудах ("Проблемы развития психики", 1959; "Деятельность, сознание, личность", 1975) раскрывается психологическая структура деятельности, показано взаимодействие ее основных компонентов: мотивов, целей и условий. В структуре сознания А. Н. Леонтьев выделяет его системообразующие компоненты - систему значений и смыслов. Иерархию мотивационно-смысловых образований Леонтьев рассматривает как базовое структурное образование личности. Им была разработана теория, названная психологической теорией деятельности.
Аналогичную роль в создании факультета психологии в Ленинградском государственном университете (1964) сыграл Б. Г. Ананьев (1907-1972). Его заслуга и в том, что под его руководством подготовлена плеяда известных в нашей стране ученых - создана ленинградская психолого-педагогическая школа. Он внес большой вклад в разработку интегральных проблем человекознания, вопросов педагогической психологии, восприятия и др.
Значительный вклад в разработку отдельных отраслей и проблем психологии внесли А. В. Запорожец и Д. Б. Эльконин (заложили основы детской психологии); В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, И. А. Зимняя (педагогическая психология); В. С. Мухина (возрастная психология); Е. С. Кузьмин, Б. Д. Парыгин, А. В. Петровский, Г. М. Андреева (социальная психология); А. В. Барабанщиков, М. И. Дьяченко, А. Д. Глоточкин, Н. Ф. Феденко, А. М. Столяренко (военная психология); Б. Ф. Ломов, Б. Л. Пономаренко, А. А. Крылов (инженерная психология); Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов (теория личности в психологии); Б. М. Теплов (психология способностей); Н. Д. Левитов (психические состояния) и др.
Тема4.Гуманитарная и естественно научная парадигма в психологии. История становления и развития науки. Особенности образа науки и специфика вариантов периодизации ее развития при рассмотрении с позиций естественнонаучного и гуманитарного познания. Наука как вид человеческой деятельности. Понятие парадигмы. Сравнение идеалов естественнонаучного и гуманитарного исследования. Объяснение и понимание в психологии. Кризис идеала естественнонаучного познания. Особенности позитивистской парадигмы в психологии, ее возможности и ограничения. Специфика гуманитарной парадигмы в психологии, ее возможности и ограничения. Примеры исследований, выполненных в естественнонаучной и гуманитарной парадигмах.
Наука представляет собой особую сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительном мире. Как сфера человеческой деятельности наука сложилась в эпоху Просвещения, а первой системой научного знания стало естествознание. Две установки характерны для классического естествознания: ценность объективного и предметного знания (самоценность объективной истины) и ценность новизны, постоянного приращения объективного знания о мире (как результат исследования). Сциентизм — мировоззрение, рассматривающее науку и ее успехи в качестве главного фактора прогресса в истории и средства решения социальных проблем.
Объективность познания мира, согласно положениям естествознания, достижима при условии, если из описания и объяснения исключается все, что относится к исследователю и процедурам его познавательной деятельности. Главной целью естествознания провозглашалось построение абсолютно истинной картины мира, познание объективных законов природы. Наука ориентирована на предметное и объектное исследование действительности. Фактическим образцом для наук XVIII в. стала новая механика Ньютона, а идеи механицизма стали в классическом естествознании доминирующими. Свойства целого объекта полностью определяются состоянием и свойствами его частей. Объяснение понималось как поиск механических причин, лежащих в основе наблюдаемого явления.
Научное познание природного мира строилось при помощи наблюдения и экспериментирования с объектами природы. Исследователь занимал по отношению к объекту познания позицию извне, позицию незаинтересованного, беспристрастного субъекта. Центральное место в естествознании отводилось индуктивному методу, достаточное количество сходных единичных наблюдений или экспериментальных данных служило основанием для утверждения причинной связи в изучаемом объекте, условием формулирования общего правила. Количество накопленного эмпирического материала определяло основательность вывода. Содержание знания приобретало единое для всех значение. Общезначимость являлась одним из критериев естественнонаучного знания. Индукция — логическое умозаключение от единичных случаев к общему выводу; от отдельных фактов к обобщению. Дедукция — логическое умозаключение от общего к частному.
Важным способом построения знания в естествознании является гипотеза, состоящая в выдвижении предположения об устройстве объекта, с ее последующей проверкой в эксперименте. Формулирование гипотез и их последующая опытная проверка составляет неотъемлемый атрибут естествознания. Проверяемость и воспроизводимость результатов научного исследования и есть критерии его истинности.
Естествознание ориентировано на выявление общих зависимостей и законов, на построение типов, на подведение единичных случаев и фактов под общую зависимость. Единичность и индивидуальность не составляют область исследования естествознания. При построении типологии, классификаций, законов и т.п. широко практикуются математические, количественные методы обработки полученных данных. Основным критерием естественнонаучного познания служит использование полученных результатов на практике.
В своем историческом развитии естествознание претерпело радикальные перемены. Философ В. С. Степин отмечает, что классическое естествознание развилось в неклассическое, а затем и постнеклассическое. Современное естествознание ориентировано на междисциплинарные исследования; их объектом становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. В естествознание внесен принцип развития и историзма, оно отказывается от объяснительных схем жесткого детерминизма. Естествознание включает ценностные факторы в состав объясняющих положений.
Вместе с тем естественнонаучная парадигма сохраняет ценность объективно-научного знания, ориентацию на внешнее наблюдение и эксперимент, на принцип использования («полезности») научных знаний. Основным типом деятельности ученого остается исследование, направленное на выявление законов жизни изучаемого объекта в данный момент, его «срез». Субъект познания выносится за скобки познавательной деятельности. Следование идеалам естественнонаучного познания (или «классическому идеалу рациональности») в науке характеризует позицию сциентизма (самоценности научного знания).
Многие современные направления в психологии исходят из позиций сциентизма. При этом естественнонаучное изучение человека, его внутреннего мира принципиально не отличается от исследования в нем природных явлений. Человек рассматривается как объект в ряду других объектов. Как и объекты природы, человек ставится исследователем под контроль и превращается в источник информации. Для получения искомых знаний над ним совершают различного рода операции, подвергают эксперименту и т.п.
В процессе исследования ученый-естествоиспытатель активен: он определяет цели, процедуры опыта, варьирует условия, устанавливает нормы поведения испытуемого. Человек — объект в таком исследовании пассивен, он должен точно следовать данной ему инструкции, отвечать на поставленные вопросы, информировать о психических процессах, состояниях и т.п. Он существует отстранение от исследователя, а последний изучает его беспристрастно, с внешней позиции, строит объективное знание. Именно поэтому объективный подход к человеку с позиций естествознания не может полноценно изучать человеческую субъективность как таковую, не способен постичь индивидуальность личности, ее духовную сущность.
Понятие «парадигма» как совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции, было введено в научный обиход известным американским философом Т. Куном в книге «Структура научный революций».
Парадигма – это то, что объединяет членов научного сообщества, и, в то же время, это само научное сообщество, которое придерживается данной научной парадигмы.
Позитивизм - наиболее широко распространенное течение западной философии второй половины XIX-XX веков, утверждающее, что источником подлинного, положительного (позитивного) знания могут быть лишь отдельные, конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения, а философия, как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности.
Позитивизм изучает способы и методы достижения позитивного знания, отказываясь от рассмотрения абстрактных, умозрительных проблем, которые нельзя обосновать экспериментально.
Позитивизм отрицает почти все предшествующее развитие философии и настаивает на тождестве философии и науки, а это не продуктивно, поскольку философия является самостоятельной областью знания, опирающейся на весь массив культуры, в том числе и на науку. Философия Огюста Конта (1798-1857) (основатель позитивизма, ввел это понятие в 30 гг. XIX века), Милля, Спенсера - 1 историческая форма позитивизма. Согласно Конту: в науке на первом месте должно быть описание явлений.
Методы естественных наук применимы к анализу общества, социология - опорная наука, в которой позитивизм может проявить все свои возможности, способствуя совершенствованию языка науки и прогрессу общества, взгляд на общее умственное развитие человечества, результатом которого является позитивизм, свидетельствует о том, что существует основной закон. По этому закону выделяют три стадии развития человечества:
1. теологическая (состояние вымысла) - необходимая точка отправления человеческого ума.
2. метафизическая (абстрактное). Попытка построения общей картины бытия, переход от первого к третьему.
3. позитивная (научная, положительная). - твердое и окончательное состояние.
Гуманитарная парадигма в психологии ориентируется не на образы наук о природе, а на рациональность, имеющую предметом своей заботы культуру. Как считают исследователи методологии психологии, гуманитарная парадигма обращена «к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни».
Особенность так взятого предмета — духовной инстанции, предопределяет сущность метода — понимание в отличие от наблюдения и его вариаций в естественно-научном подходе.
Поскольку и наблюдение также связано с пониманием, различим естественно-научное и гуманитарное понимание с опорой на исследования К. Яспреса.
В своих исследованиях К. Ясперс рассматривал два типа понимания: статическое и генетическое. Первое он связывал с задачей фиксации и описания чувственно-воспринимаемых объектов в их существенных связях и отношениях. Выстроить картину этих связей и означает понять.
Генетическое понимание Ясперс выводит из понимающей социологии Г. Зиммеля, различавшего понимание сказанного и говорящего. «Если рациональное понимание всегда приводит к выводу, что содержанием души является рациональный, понимаемый без всякой психологии комплекс, то понимание через сопереживание вводит внутрь собственно душевных взаимосвязей. Если рациональное понимание является только вспомогательным средством психологии, то понимание через сопереживание самой психологией».
Тема5.Психоанализ Структура психики (первая топика): сознание, предсознательное, бессознательное; Структура психики (вторая топика): Эго, Ид, Супер-Эго. Фрейдистская концепция развития психики. Психологические защиты. Эроси Танатос. Пост-фрейдизм: аналитическая психология К. Юнга и индивидуальная психология А. Адлера. Неофрейдизм (Г.Салливен, К.Хорни, Э.Фромм, Э. Эриксон). Развитие психоанализа в конце XX века: увеличение роли Эго и «расширение территории» либидо ,пригодность психоаналитических конструктов в современной науке (концепция Эго Х. Когута, теория привязанности Дж. Боулбии М.Эйнсворт, исследования нарциссизма Р. Раскиным, Д.Бассом).
Основные методы и приемы психоаналитической терапии. Использование методов и техник психоанализа в работе практического психолога.
В душевной жизни Фрейд выделяет три уровня: сознание, предсознание и бессознательное. Все психические процессы связаны между собой по горизонтали и по вертикали. Если мысль или чувство кажутся не связанными с предшествующими мыслью и чувством, то эти связи нужно искать в бессознательном.
«Определенные нарушения наших психических функций или неправильности в действиях, которые кажутся нам немотивированными, — писал Фрейд, — оказываются вполне мотивированными, если их подвергнуть психоаналитическому исследованию». Бессознательное и предсознательное отделены от сознательного особой психической инстанцией — «цензурой». «Цензура» выполняет две функции:
1) вытесняет в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные чувства, мысли и понятия;
2) оказывает сопротивление активному бессознательному, стремящемуся проявиться в сознании.
Предсознание— та часть бессознательного, которая может стать сознанием. Оно расположено между бессознательным и сознанием. Предсознание подобно большому складу памяти, в котором сознание нуждается при выполнении своей повседневной работы.
Предсознательное – это структура, с содержанием которой сознание вольно поступать по собственному усмотрению. В нем заключено то, что в нужный момент может свободно переместиться в сознание. Речь идет о впечатлениях, воспоминаниях, знаниях, которые отсутствуют в фокусе нашего внимания и являются своего рода сейфом, ключ к которому хранится у нашего сознательного. Например, при необходимости мы можем вспомнить свои любимые стихи, впечатления о летнем отдыхе, имена и фамилии друзей. Однако до упоминания о них вы актуально эти знания не осознавали. Предсознательное иногда называют «доступной памятью».
С точки зрения З. Фрейда, роль предсознательного заключается в наведении мостов между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.
К бессознательному относятся многие инстинкты, вообще недоступные сознанию, а также мысли и чувства, подвергнутые «цензуре». Эти мысли и чувства не утеряны, но не допускаются к воспоминанию, а поэтому проявляются в сознании не прямо, а опосредованно, окольными путями — в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, «несчастных» случаях, неврозах. Происходит также сублимация бессознательного — замещение запретных влечений социально приемлемыми действиями. Бессознательное обладает большой жизнеспособностью и неподвластно времени. Мысли и желания, вытесненные в свое время в бессознательное и вновь допущенные в сознание, даже через несколько десятилетий не теряют своего эмоционального заряда и действуют на сознание с прежней силой.
То, что мы привыкли называть сознанием, представляет собой, образно говоря, айсберг, большую часть которого занимает бессознательное – совокупность психических явлений, процессов и состояний, не осознаваемых субъектом. В этой нижней части айсберга и находятся основные запасы психической энергии, побуждения и инстинкты.
Для обозначения уровня сознания в психоанализе используется латинское понятие ego – «Я». Если «ид» — животное начало, то «эго» — разумная часть психики. Это все то, что мы осознаем, чем можем управлять и осмысленно регулировать. Как это ни странно покажется на первый взгляд, объем «эго» не слишком велик по сравнению с «ид», сфера осознанного значительно меньше области бессознательного.
Superego – это своеобразная надстройка над сознанием, которая формируется при жизни человека под влиянием социальных норм, требований, запретов – табу. С одной стороны, «супер-эго» позволяет нам различать добро и зло, хорошее и плохое, осознавать нравственные принципы и идеалы. Но с другой стороны, по мнению Фрейда, «сверх-Я» ограничивает свободу человека, загоняя его в рамки общепринятых норм. Моральные запреты препятствуют удовлетворению естественных потребностей и проявлению столь же естественной агрессивности. Это приводит к различным проблемам психического характера, например, неврозам.
Защитные механизмы — это одно из важнейших понятий психоанализа, которое представляет собой способы самозащиты (а именно, защиты своего «Я»), регулирования негативных импульсов, которые исходят из сознания человека.
В силу индивидуальных особенностей люди по-разному реагируют на раздражители, стрессы и внутренние импульсы. В связи с этим можно выделить следующие виды защитных механизмов:
вытеснение;
проекция;
замещение;
рационализация;
реактивное образование;
регрессия;
сублимация;
отрицание.
Инстинкты смерти (Танатос) — разруши¬тельные силы, которые могут быть направлены как вовнутрь (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть и агрессия).
Фрейд считал, что инстинкт агрессии может быть силен в качестве фактора мотива¬ции.
Фрейд выделял защитные механизмы личности. Среди них можно выделить отрицание, замещение, проекцию и другие.
К. Юнг считал, что структура личности состоит из Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного.
Эго — сознание человека, или всё, что мы имеем в виду, когда говорим «Я». Оно состоит из ощущений, воспоминаний, мыслей, перцепций.
Личное бессознательное — область бессознательного, содержащая в себе образования, прежде находившиеся на уровне сознания, но впоследствии забытые или подвергшиеся вытеснению.
Коллективное бессознательное — это наиболее глубокий уровень психической деятельности, содержащий в себе врожденный опыт прошлых поколений людей, а также животных предков.
Понятия «экстраверсия» и «интроверсия» также были внесены Юнгом.
Экстраверты — это такие люди, которые направляют либидо (жизненную энергию) вовне, на внешние события и других людей.
Интроверты — это такие люди, которые направляют либидо на внутренний мир.
По мнению Адлера, поведение человека определяется не биологическими, а социальными факторами. Он ввел понятие социального интереса, т.е. врожденного потенциала, нацеленного на кооперацию с другими людьми и на достижение личных и общественных целей.
А. Адлер был убежден, что психическое развитие личности определяют чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект.
Чувство неполноценности — переживание человека, связанное с ощущением своей ущербности и малоценности. Оно связано с органической и функциональной неполноценностью человека.
Стремление к превосходству или самоутверждению, по мнению Адлера, является единой движущей силой, которая лежит в основе структуры личности и направляет все ее ресурсы на достижение самой главной цели, придающей смысл всему существу личности.
Г. Салливан. Движущие силы развития личности - чувство беспокойства, тревоги. Структура и/или типология личности - «Я-концепция», состоящая из хорошего «Я», плохого «Я» и «не-Я». Основные механизмы развития и защиты - избирательное внимание.
К. Хорни. Движущие силы развития личности - чувство коренной тревоги (физиологической и психологической).Структура и/или типология личности -«Образ Я», который может быть адекватным или неадекватным и включает знание о себе и отношение к себе. Основные механизмы развития и защиты -стремление к людям (конформизм), от людей (уход) и против людей (агрессия).
Э. Фромм. Движущие силы развития личности - стремление к укорененности и независимости, индивидуализации. Структура и/или типология личности -типология, основанная на доминировании одной из двух потребностей - быть или иметь. Основные механизмы развития и защиты -садизм, мазохизм, конформизм, деструктивизм.
Э. Эриксон. Движущие силы развития личности - личность развивается на протяжении всей жизни, проходя 8 основных этапов своего становления, на каждом из которых видоизменяется форма психической энергии (чувство вины, идентичности и т. д.). Структура и/или типология личности -ведущая структура Эго, стремящаяся к соматической, личностной и социальной идентичности. Основные механизмы развития и защиты - стремление к целостности, идентификация (с собой, своей культурой, этносом и т. д.).
Концепция собственного «Я» Когута (Kohut H.) вытекает из аналитической работы со взрослыми пациентами с нарциссическими нарушениями личности. Он приводит описание двух типов нарциссических переносов: зеркально отражающего, с возрождением инфантильной потребности получать ответную реакцию и быть ценимым, и идеализирующего, с воссозданием потребности в идеальном объекте для поддержки не полностью сформированного монолитного «Я». Недостаточность монолитного «Я» обусловливается дефицитом материнской заботы в ранний период жизни, необходимой для эмпатических интеракций, ведущих к интернализации опыта прошлого и развитию психологической структуры. Психопатология, возникающая в результате этих ранних деприваций, объясняется нарциссизмом или ощущением собственного «Я», а не конфликтом вокруг объектных отношений, как в случае невроза. Отсюда вытекает психотерапевтическое обоснование необходимости предоставления эмпатического опыта для укрепления структуры психики, что поможет восполнить этот дефицит. Здесь просматривается некоторое сходство с психотерапевтическими подходами, пропагандировавшимися Ранком (Rank О.), Александером (Alexander F. G.) и Уинникоттом, согласно которым предположение о деприваций в раннем периоде жизни диктует необходимость предоставления эмпатических переживаний с целью исправления дефицитов и искажений личности.
Когут заменяет концепцию Эго на концепцию собственного «Я», которое является сутью личности и состоит из основополагающих устремлений, талантов, навыков и идеализированных целей. Эти составные части обладают силой, содержанием и связью друг с другом. Теория сновидений подверглась модификации и включает непосредственные переживания своего «Я», а не скрытое выражение бессознательных желаний. Когут обращает внимание на потребности в эмпатии, способствующей возникновению Я-объектных переносов, которые и создают целостное «Я». В клиническом плане его технический подход перспективен для пациентов, относящихся к категории нарциссической личности.
На протяжении большей части истории человечества в момент угрозы люди, подобно другим группам приматов, вероятно, сотрудничали, чтобы прогнать хищников и защитить больных и детей. Чтобы получить эту защиту, детям необходимо было находиться рядом с взрослыми. Если ребенок терял с ними контакт, он мог погибнуть. Таким образом, у детей должны были сформироваться привязывающие модели поведения - жесты и сигналы, которые обеспечивают и поддерживают их близость к опекунам.
Боулби утверждал, что привязанность ребенка развивается следующим образом. Сначала социальные реакции малышей не отличаются разборчивостью. К примеру, они будут улыбаться любому лицу или плакать из-за ухода любого человека. Однако в возрасте от 3 до 6 месяцев малыши сужают направленность своих реакций до нескольких знакомых людей, формируют явное предпочтение в отношении одного человека и затем начинают относиться с настороженностью к незнакомым людям. Вскоре после этого они становятся более подвижными, начинают ползать и играют более активную роль в удержании рядом основного объекта привязанности. Они следят за тем, где находится этот родитель, и любой знак, указывающий на то, что родитель может внезапно уйти, вызывает с их стороны реакцию следования. Весь процесс - фокусирование на основном объекте привязанности, который затем вызывает реакцию следования, - соответствует импринтингу у других видов. Подобно детенышам многих других видов, у малышей вырабатывается импринтинг на определенный объект привязанности и они настойчиво следуют за этим родителем, когда он удаляется.
Фазы привязанности:
Фаза 1 (рождение - 3 месяца) неразборчивая реакция на людей.
В первые 2-3 месяца жизни малыши демонстрируют различные виды реакции на людей, но, как правило, они реагируют на людей одними и теми же базовыми способами.
Сразу же после рождения малыши любят слушать человеческие голоса и разглядывать человеческие лица это предпочтение предполагает генетическую предрасположенность к визуальному паттерну, который вскоре пробудит одно из наиболее эффективных привязывающих действий, социальную улыбку.
Фаза 2 (от 3 до 6 месяцев): фокусирование внимания на знакомых людях.
Начиная с 3 месяцев поведение малыша меняется. Прежде всего, исчезают многие рефлексы - включая рефлексы Моро, цепляния и поиска. Но Боулби показалось более важным то, что социальные реакции малыша становятся намного более избирательными. Между 3 и 6 месяцами младенцы постепенно ограничивают направленность своих улыбок знакомыми людьми, когда они видят незнакомца, то просто пристально смотрят на него. Малыши также становятся более разборчивыми в своем лепетании; к возрасту 4-5 месяцев они воркуют, гулят и лепечут только в присутствии людей, которых знают. Кроме того, к этому возрасту (и, возможно, задолго до него) их плач
Фрагмент для ознакомления 3
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней