Фрагмент для ознакомления
2
1. Схоластика и Ренессанс
Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть 1. Вопросы 1-4.
«Сумма теологии» представляет собой произведение Ф. Аквинского, которое написано в Риме, Париже и Неаполе в 1265–1273. Ф. Аквинский пытается в нем систематизировать результаты своих трудов и излагать их в доступной форме для студентов-теологов. Произведение включает в себя три части, каждая из которых делится на две. Каждая часть делится на вопросы, которые также делятся на главы – артикулы. Заглавие главы ставит спорный вопрос. После следуют аргументы, которые дают противоречащие ответы на него, после – решение вопроса и ответы на аргументы. Каждая глава связывается с другими общей структурой аргументов и снабжается внутренними отсылками. Часть Первая аргументирует необходимость теологии как науки со своими целями, предметом и методом исследования (в вопросе первом), который понимается Ф. Аквинским как наука о первопричине и предельной цели всего сущего (о Боге). «Сумма теологии» начинается с изучения вопроса о существованииБога, Его сущности и свойствах (2-43). Часть первая – наиболее важная в философском понимании, поскольку она содержит пять аргументов существования Бога (2), учение о совпадении сущности и существования в Боге (3).
Вопрос первый представляется вопросом о священном учении – каково оно и на что распространимо – и делится на 10 глав.
2. Философия XVII-XVIII вв.
Гоббс Т. Левиафан. Часть 2. О государстве. Гл. 17-22.
Глава XVII.
Гоббс пишет о том, что целью государства является обеспечение безопасности. Конечная причина, намерение людей при наложении на себя уз – это забота о самосохранении и благоприятной жизни. При установлении государства людям свойственно избавляться от бедственного состояния войны. Гарантия безопасности, в таком случае - это объединение небольшого числа людей, поскольку малейшее прибавление в физической силе обеспечивает ей победу и поощряет к завоеванию. Пусть будет какое угодно количество людей, но, если каждый будет руководствоваться частными суждениями и стремлениями, они не могут ожидать защиты и покровительства от общего врага. Для того, чтобы установилась общая власть, важно, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями. Это более чем согласие или единодушие. Это реальное единство, которое воплощается в одном лице при помощи соглашения, которое заключается каждым человеком с каждым так, как если бы
4
каждый человек сказал другому, что он уполномочивает этого человека и передает ему право управлять собой в том случае, что тот также передает свое право.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского// http://read.virmk.ru/g/Gobs.htm
2) Фома Аквинский. Сумма теологии// https://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summa-teologiitom-1/