Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Развитие рыночной экономики в современной России, продвижение по пути рыночных преобразований зависит не только от масштабности и многообразия осуществляемых преобразований, но и наличием квалифицированных экономистов и специалистов в области управления, способных разработать единые стратегические приоритеты и определить темпы ее развития.
Качество управления является необходимым инструментом эффективности реформ и реализации стратегии. В этой связи следует обратить особое внимание на отечественную и зарубежную управленческую мысль, ее формирование, выделить основные этапы ее развития, которые представляют научную и практическую ценность.
Также, необходимо дать социологический анализ вопросов управления, проанализировать то, какое влияние принимаемые решения оказывают на общество. Нельзя не отметить то, что накопленные результаты исследований, к сожалению, относительно быстро предаются забвению или как минимум уходят на второй план.
В то же время, научные исследования и их результаты же были во многом полезными, и возможность проанализировать и выявить те их аспекты, которые можно использовать в настоящее время, составляют актуальность данной работы.
Целью исследования является социологический анализ этапов эволюции управленческой мысли.
К основным задачам работы относятся:
- изучить основные этапы развития зарубежной управленческой мысли;
- проанализировать роль отечественных ученых в формировании социологии управления;
- выявить тенденции развития социологии управления.
Объектом исследования является история управления.
Предметом – социологический генезис, становление, развитие управления.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Основные этапы развития зарубежной управленческой мысли.
Первоначальное развитие социологии управления следует рассматривать в связи с появлением в начале 20 века «Движения менеджмента» . Это движение приняло различные формы. С одной стороны, это повлекло за собой создание профессиональных ассоциаций менеджеров в индустриальных обществах, таких как Соединенные Штаты Америки и Великобритания, с целью распространения знаний как о принципах организации, так и о профессиональном статусе менеджеров. С другой стороны, это связано с академическим изучением управления и условий труда .
На сегодняшний день, говоря об эволюции идей об управлении, необходимо выделить макроуправление, к которому относится государственное управление, а также микроуправление, под которым понимается управление организацией, в том числе корпорацией или государственным учреждением.
С точки зрения социологии управления, до начала 20 века преимущественное внимание уделялось макроуправлению, или управлению государством. Иногда к макроуправлению относили целиком всю науку об управлении.
Так, в Древнеегипетском царстве уже было отмечено упоминание о наиболее общих принципах управления. В письменных источниках содержались лаконичные определения и ответы на простые вопросы. Например, говорилось о значении управления государством, политической элите как особой группе людей, обладающих определенными качествами, а центральное место занимал монарх, который, как правило, идеализировался и обожествлялся.
Интересные идеи в области управления оставили после себя древние народы Передней Азии, создавшие наряду с египтянами еще один старейший очаг человеческой цивилизации. Как и египетские документы, источники Двуречья свидетельствуют о разветвленности и активности управленческой деятельности в самые древние времена. В ранних источниках Старовавилонского Царства, как и в египетских документах, проводилась мысль о необходимости привлечения верховным правителем к управлению страной верных сановников и о распределении между ними управленческих функций. Древний Вавилон одним из первых в мире выдвинул и практически реализовал идею деления страны на административные округа и назначения во главе них правителей, которых посылали сюда вавилонские цари .
Огромное влияние на философскую и общественно-политическую мысль оказало учение китайского мыслителя Конфуция (551--479 до н.э.), который трактует государство как большую семью, где отношения правящих и подданных представлены как семейные отношения: младшие зависят от старших, власть императора («сына неба») сравнивается с властью отца. Настроенный на реформы в государственном управлении, другой деятель Китая создал концепцию полицейского государства как гигантской всеохватывающей машины принуждения, модель управления которым должна конструироваться на системе жестких законов и суровых наказаний .
Довольно значительные успехи в развитии управленческой мысли были достигнуты в эллинистический и римский периоды. Общепризнанно, что именно в этих древних цивилизациях были заложены основы экономических, правовых, политических и управленческих воззрений ученых средневекового Востока, а сформулированные ими ключевые положения общественной мысли постоянно развивались последующими поколениями и стали своего рода классикой общественной мысли.
Проблемы ориентации экономического развития, промышленности и сельского хозяйства, управления этими формами хозяйствования становятся объектом специальных исследований в работах Ксенофонта, Платона, Аристотеля. В 370 г. до н. Ксенофонт дает первое известное описание практических преимуществ разделения труда, рассматривая древнегреческую мастерскую, где трудились сотни рабов.
Известный древнегреческий философ Платон (427--347 до н. э.) первым в истории высказал научные идеи о разделении труда. Он отмечал, что человек не может одновременно работать и по камню, и по железу, и по дереву, так как везде преуспеть у него нет возможности. Проблемы управленческого характера рассмотрены им в сочинениях "Государство" и "Законы". Платон считал, что неравенство коренится в природе людей и потому неустранимо, но каждый человек должен получать свою долю сообразно природным способностям.
Сократ дал классификацию форм правления и был противником тирании - власти произвола, плутократии - власти богатых и демократии - власти всех. Эта классификация власти воспроизводилась потом в учениях Платона и Аристотеля. "Государство сильно тем, - полагал Сократ, - как граждане исполняют законы". Будучи патриотом, философ призывал правителей учиться управлять, обуздывать свою природу, руководствоваться в своей деятельности благом государства.
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) - величайший мыслитель древности, пытавшийся исследовать экономические законы современной ему Греции. В "Политике" он рассмотрел устройство государства, определив семью в качестве его основы. Сущность государства - стремление к всеобщему благу. Оно должно преодолевать классовые противоположности, ориентироваться на «среднего» гражданина, т. е. земледельца-рабовладельца. Он защищал интересы натурального рабовладельческого хозяйства, а связанные с ним явления считал естественными и относил их к экономике, т. е. искусству приобретения благ, потребительных стоимостей .