Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Долгое время в Российской Федерации управление организацией ориентировалось на эффективное и экономическое использование материальных и финансовых ресурсов для достижения поставленных целей, в то время как за рубежом еще с середины прошлого века на предприятиях со сложной управленческой структурой, получило распространение такое явление как «социальный аудит», ставящие вопрос об эффективном использовании человеческих ресурсов на первое место.
Со временем, в связи с ростом конкуренции, изменениями в социально-трудовой сфере взаимодействия общества, предприятия и работника, а также децентрализации систем управления народным хозяйством возникла потребность в создании новых методов оценки деятельности организации, позволяющих разрабатывать рекомендации по вопросам управления человеческими ресурсами, организации труда, социально-трудовой деятельности.
Одним из самых эффективных способов реализации данных задач является формирование системы внутреннего аудита человеческих ресурсов, позволяющее произвести экономическое обоснование, оптимизацию всех показателей использования человеческих ресурсов, разработать рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом и учитывать факторы социальной ответственности современного предприятия.
Целью исследования является разработка системы внутреннего аудита персонала предприятия.
Задачи исследования:
рассмотреть теоретические аспекты формирования и развития систем внутреннего аудита человеческих ресурсов;
выявить взаимосвязь системы внутреннего аудита персонала и социальной ответственностью бизнеса;
провести анализ хозяйственной деятельности и системы управления человеческими ресурсами;
разработать рекомендации и предложения по внедрению системы внутреннего аудита человеческих ресурсов на предприятии.
Объект исследования - промышленное предприятие АО «НПП «Старт».
Предмет исследования – методика аудита персонала.
Методы исследования. В работе применяются такие общенаучные методы исследования, как наблюдение, измерение, описание, сравнение, анализ, аналогия и некоторые другие, а также такие методы прикладной социологии на эмпирическом этапе исследования, как, интервьюирование, анкетирование, анализ документов.
1. Аудит персонала на примере АО «НПП «Старт»
1.1 Краткая характеристика АО «НПП «Старт»
Объектом исследования выступает предприятие АО «НПП «Старт», которое, путем установления долгосрочных партнерских отношений, постоянного улучшения производственных процессов, создания производства, производства высококачественного коммутационного оборудования с целью полного удовлетворения потребностей потребителей, эффективной работы и оптимальных условий для роста благосостояния персонала предприятия.
Организационная структура предприятия приведена в приложении 1.
АО «НПП «Старт» имеет линейно-функциональную организационную структуру.
При такой структуре управления все полномочия берет на себя директор, который руководит командой. В разработке конкретных задач и подготовке соответствующих решений, программ и планов ему помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных служб (бухгалтерия, служба персонала, служба планирования, производственная служба и техническое обслуживание, служба снабжения и транспортный отдел). В этом случае функциональные структуры подразделения подчинены директору. Таким образом, функциональная линейная структура включает в себя специальные подразделения с начальниками отделов, которые помогают им выполнять задачи организации.
Функциональная линейная структура имеет свои минусы: нет тесных связей между производственными отделами; ответственность не достаточно ясна, потому что принятие решения обычно не вовлекается в его реализацию.
Чрезмерно развитая система вертикально взаимодействующих, а именно подчинение иерархии управления, т. е. тенденция к чрезмерной централизации.
1.2 Кадровый аудит на предприятии АО «НПП «Старт»
Реализация целей и задач управления персоналом АО «НПП «Старт» осуществляется через кадровую политику. Кадровая политика – главное направление в работе с кадрами, набор принципов, который реализуется кадровой службой. Это целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов организации и работников.
Кадровая работа базируется на системе правил, мероприятий, связанных непосредственно с осуществлением подбора кадров, их подготовки, расстановки, переподготовки, мотивации и т.д.
Кадровая политика АО «НПП «Старт» носит открытый характер, поиск работников осуществляется через сайт хэндхантер (hh.ru), либо кандидаты сами звонят и спрашивают про открытые вакансии. Организация старается брать людей на позицию более низкую и выращивать постепенно, чем сразу брать на высокую должность. Так как АО «НПП «Старт» это IT-компания, то в основном привлекаются молодые специалисты, ведь они лучше разбираются в компьютерных технологиях, чем поколение постарше. В целом стратегия развития АО «НПП «Старт» направлена на стабильное фиксирование бизнес-ситуации, а именно удержание положения на рынке и развитие производства. Кадровая составляющая такой стратегии носит характер улучшения кадрового потенциала предприятия, что создаёт условия для оптимизации численного и качественного состава работников, капиталовложений в повышение квалификации работников. Бюджет расходов на персонал распределен на постоянную и переменную заработную плату сотрудников, на обучение и развитие персонала.
Таким образом, можно отметить, что кадровую политику предприятия можно охарактеризовать как эффективную.
Кадровый отдел состоит из двух человек – это менеджер по персоналу и непосредственный директор АО «НПП «Старт». У менеджера по персоналу нет своего личного кабинета, как например, у директора, он сидит в кабинете с бухгалтерами и юрисконсультом. Менеджер по персоналу относится к категории руководителей, подчиняется непосредственному директору организации. Во время отсутствия менеджера по персоналу его обязанности выполняет в установленном порядке назначенный заместитель, несущий полную ответственность за их надлежащее исполнение. Должностная инструкция менеджера по персоналу представлена в Приложении 2.
В обязанности менеджера по персоналу входит следующее:
.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анализ трудовых показателей: Учеб. Пособие для вузов / А.В. Никитин, Н.А. Кольцов, И.А. Самарина и др.; Под ред. П.Ф. Петроченко. –2-ое изд., перераб. – М.: Экономика, 2019,43 с.
2. Арсеньев Ю.Н. Технология: Инструкция для студентов вузов / Ю.Н. Арсеньев, С.И. Шеломаев, а. Давыдовой. -М.: ЕДИНСТВО-ДАНА, 2015. -192 с.
3. Аудит / ред. В.И. Подольский. - М.: Экономистъ, 2015. - 494 c.
4. Аудит и контроллинг персонала организации. - М.: Вузовский учебник, 2015. - 224 c.
5. Аудит и контроль персонала организации: /Профессор Шлундер П.Е., Смирнова М.Е., Петроченко П.Н.-М .: ВУЗ, 2017,65 с.
6. Аудит. Практикум. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 608 c.
7. Ахалкаци, О.В. Аудит учета расчетов по оплате труда / О.В. Ахалкаци. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 108 c.
8. Бресовец Р.О. Бухгалтерский учет, анализ и аудит, - Минск: «Высшая школа», 2015,124 с.
9. Гайфулина Н. П. «Контроль и аудит», учебная программа, 2014 Егоршин А. П. Управление персоналом, Н. Новгород, НИМБ, 2017,98 с.
10. Десслер, М.Н. Бухгалтерский учет (Текст) : / Г. Десслер. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 799 с.
11. Каковкина, Т. В. Аудит-контроллинг. Теоретические и методологические основы / Т.В. Каковкина. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 184 c.
12. Кибанов, А.Я. Отдел кадров (текст) : Учебное пособие / А.Я. Кибанов, В.Г. Коновалов, М.В. Ушаков; Под Руководством Эда. А.Я. Кибанова. - М.: KNORUS, 2015. 416 с.
13. Кибанов, А.Я. Аудит, контроллинг и оценка расходов на персонал / А.Я. Кибанов. - М.: Проспект, 2017. - 40 c.
14. Кисилевич, Т. И. Аудит санаторно-курортных организаций / Т.И. Кисилевич. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 192 c.
15. Кочинев, Ю.Ю. Аудит / Ю.Ю. Кочинев. - М.: СПб: Питер; Издание 2-е, 2015. - 304 c.
16. Кротова, Н.В. Hr Менеджмент : учебник / Н.В. Кротова, Е.В. Клеппер. - М.: Финансы и статистика, 2015. 320 с.
17. Магура, М.И. Современные персонал-технологии [Текст]: / М.И. Магура, М.Б. Курбатова. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2018. – 376 с.
18. Майер, Э. Контроллинг как система мышления и управления / Э. Майер. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 96 c.
19. Макальская Аудит некоммерческих организаций / Макальская, М.Л. и. - М.: Дело и сервис, 2016. - 192 c.
20. Манжура В.А. Управление персоналом. М., 2018,226 с.
21. Митрофанова, Е. А. Аудит, контроллинг и оценка расходов на персонал. Учебно-практическое пособие / Е.А. Митрофанова, А.В. Софиенко. - М.: Проспект, 2015. - 78 c.
22. Монди Уэйн, Как вести беседу,. руководство персоналом [Текст]: / Монди Уэйн, Роберт М. Ноу, Шейн. Премо. – СПб.: книгоиздательский Дом «Нева», 2014. – 640 с.
23. Мордовин, С.К. Руководство персоналом: нынешняя отечественная практическая деятельность [Текст] : / С.К. Мордовин. – СПб.: Питер, 2015. – 304 с.
24. Одегов Ю. Глагол М.В. руководство персоналом в структурно-закономерных схемах. М.: Альфа-Пресс, 2018, 278 с.
25. Одегов, Ю. Г. Аудит и контроллинг персонала / Ю.Г. Одегов, Т.В. Никонова. - М.: Альфа-пресс, 2017. - 672 c.
26. Операционный аудит-анализ / ред. А.Ал. Ветров. - М.: Перспектива, 2016. - 127 c.
27. Скопылатов И.А., Евремов О.Ю. Управление персоналом. СПб, 2018, 187 с.
28. Шуравлев, П.В. Управление людскими ресурсами: Исследования. Пособие / П.В. Чуравлев. - М.: Экзамен, 2014, 344 с.
29. Экономика : пособие - 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. проф. Ю.П. Кокина и проф. П.Э. Шлендера. – М.: Степень, 2018, 199 с.
30. Экономика персонала: Учебник / Р. П. Колосова, Т. Н. Василюк, М. В. Артамонова, М. В. Луданик. - М.: ИНФРА-М, 2019, 435 с.
31. Официальный сайт АО Научно-производственного предприятия «Старт» г. Великий Новгород [Электронный ресурс].Режим доступа к источнику http://www.relay-start.ru, свободный (дата обращения 10.06.2019г).