Фрагмент для ознакомления
2
1.Понятие и содержание государственного кредита
Предоставление государством гарантии принципалу выполнить за него финансовое обязательство перед бенефициаром влечет за собой возникновение государственного долгового обязательства, а, следовательно, и увеличение государственного долга. При этом указанное долговое обязательно считается условным, так как ненаступление гарантийного случая освобождает государство от несения бюджетных расходов по выплате суммы гарантии. При наступлении же гарантийного случая исполнение гарантом долгового обязательства означает возможность возникновения встречного требования гаранта к принципалу по возмещению в порядке регресса тех сумм, которые были уплачены бенефициару (ст. 115 Бюджетного кодекса РФ). Тем самым у государства как у гаранта возникает дебиторская задолженность перед принципалом, являющаяся источником возникновения государственных долговых активов. Из наших рассуждений не трудно заметить присущее государственной гарантии промежуточное положение.
В широком смысле государственный кредит можно рассматривать как урегулированные нормами права общественные отношения, складывающиеся между государством (Федерацией или ее субъектами), с одной стороны, и юридическими и физическими лицами и иными субъектами права, с другой стороны, по поводу движения денежных средств, приводящие к формированию государственного долга или государственных долговых активов.
Данное определение, характеризующее государственный кредит с точки зрения последствий его функционирования, как видится, представляет возможным связать воедино такие разнородные на первый взгляд категории как государственное заимствование, государственное кредитование и государственное гарантирование.
Кроме того, предложенное определение позволяет идентифицировать субъект и объект отношений государственного кредита. Само наименование «государственный кредит» говорит о том, что непременным субъектом этого кредита выступает государство. При этом анализируемое понятие символизирует совокупность государственного кредита Российской Федерации и ее субъектов, что обусловлено федеративной формой государственного устройства РФ (ст. 5 Конституции РФ).
Обращаясь к объектной стороне государственного кредита, следует заметить характерную для него денежную форму. Данное мнение разделяет абсолютное большинство ученых, занимающихся исследованием вопросов государственного кредита. Приверженность к этому подходу объясняется, в том числе, законодательными формулировками определений некоторых категорий, охватываемых понятием государственного кредита, например: «бюджетный кредит», «целевой иностранный кредит (заимствование)», «государственная гарантия».
В соответствии со ст. 807 Гражданского кодекса РФ предметом договора займа являются как деньги, так и другие вещи, определенные родовыми признаками. Примером заимствования в натуральной форме с участием государства могут служить положения Федерального закона от 29 декабря 1994 года № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве», предусматривающие возможность заимствования материальных ценностей из государственного резерва.
2.Принципы государственного кредита
Для уяснения сути государственного кредита необходимо обратиться к принципам, на которых основывается его функционирование. Некоторые из них нашли свое отражение в законодательстве, в том числе и на конституционном уровне. Однако решающая роль в выработке принципов государственного кредита принадлежит финансово-правовой теории.
В качестве базисного принципа учеными называется добровольность государственного кредита, под которой, как правило, подразумевают, что должник не вправе принуждать кредитора к предоставлению денежных средств. Однако нашей истории известны примеры, когда публично-правовые образования, привлекая денежные средства, использовали далеко не добровольные методы (например, займы по принудительной подписке, размещавшиеся в СССР до 1957 года).
В настоящее время можно наблюдать полный отказ государства от осуществления принудительных государственных заимствований. Принцип добровольности нашел свое нормативное закрепление в Конституции РФ, согласно п. 4 ст. 75 которой государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. В п. 2 ст. 817 Гражданского кодекса РФ также подчеркивается, что государственные займы являются добровольными.
Принцип добровольности проявляется и в процессе управления государственным долгом57. Так, Постановлением Правительства РФ от 20 июля 1998 года № 843 «О мерах по стабилизации ситуации на рынках государственных долговых обязательств Российской Федерации»58 Министерству финансов РФ совместно с Центральным банком РФ было поручено осуществлять на основе принципа добровольности все необходимые мероприятия по досрочному погашению государственных бескупонных облигаций.
Стоит обратить внимание на то, что доктринально выработанный и законодательно закрепленный принцип добровольности касается исключительно отношений, в которых государство предстает в качестве должника.
Следовательно, принцип добровольности характеризует не весь государственный кредит, а только один его элемент - государственные заимствования.
При этом стоит добавить, что добровольность государства в отношениях государственного кредита весьма условна и может быть рассмотрена только с позиции публичного интереса. Участие государства в кредитных отношениях является вынужденным и связано с реализацией возложенных на него функций. Поэтому, представляется, что принципу добровольности должен корреспондировать принцип публичного интереса. Посредством их сбалансирования достигается соблюдение частных интересов при вступлении в кредитные отношения с государством исключительно на добровольной основе с одновременным сочетанием законодательно установленной возможности в случаях и порядке, определенных федеральным законом, изменения государством условий исполнения своих долговых обязательств.
Возвратность, срочность и, как правило, платность служат принципиальными параметрами кредитных отношений.
Возвратность предполагает необходимость возврата заемщиком полученных от кредитора финансовых ресурсов. Названная характеристика считалась ключевой для кредитных отношении еще в дореволюционные времена.
Принцип возвратности отличает государственные заимствования и государственное кредитование от налоговых правоотношений и бюджетного финансирования, соответственно.
Что касается отношений по государственному гарантированию, не являющихся по своей природе кредитными, то принцип возвратности может рассматриваться как обязанность принципала по возврату в бюджет средств, которые были израсходованы на исполнение гарантии. Данный принцип в настоящее время в полном объеме не получил законодательного оформления. Требование гаранта к принципалу о возмещении сумм, уплаченных гарантом бенефициару по государственной гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу), не закреплено на обязательной основе (ст. 115 Бюджетного кодекса РФ).
3.Правовое регулирование государственного кредита
С 1 января 2000 года государственная кредитная деятельность на федеральном уровне регламентируется Бюджетным кодексом РФ. Данный нормативный правовой акт стал основополагающим документом в сфере правового регулирования государственного кредита в РФ. Его положения урегулировали не только отношения по поводу привлечения государством дополнительных финансовых ресурсов, но и отношения, связанные с бюджетным кредитованием, а также предоставлением государственных гарантий.
Долговые обязательства публично-территориальных образований, составляющие государственный долг, стали рассматриваться в качестве источников финансирования дефицитов соответствующих бюджетов (ст. 94-96 Бюджетного кодекса РФ), тогда как ранее действовавший Закон РФ от 15 апреля 1993 года № 4807-1 заемные средства наряду с закрепленными и регулирующими доходами относил к доходным источникам бюджета (ст. 8, 13). Кроме того, Бюджетным кодексом РФ были установлены определенные ограничения на масштабы долговой деятельности государства. Это касается вышеуказанных предельных нормативов, ранее закрепленных в ст. 7 Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Помимо этого, федеральным законодателем было предписано требование федеральным и региональным органам государственной власти, осуществляющим государственные заимствования, ежегодно разрабатывать и утверждать программы государственных внутренних и внешних заимствований РФ и программу государственных внутренних заимствований субъектов РФ соответственно.
Здесь стоит оговориться, что и до введения на федеральном уровне указанного требования некоторые из субъектов РФ в своих законодательных актах предусматривали подобную обязанность. Например, в ст. 6 Закона города Москвы от 24 декабря 1997 года №55 «О долговых обязательствах города Москвы» закреплялось, что программа долговых обязательств города Москвы, содержащая формы, виды и объемы долговых обязательств на очередной финансовый год, привлекаемых для нужд города, представляется мэром