Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы контрольной работы определена тем, что планирование для организации имеет большое значение, так как может поставить перед ней четкие задачи и цели, которые необходимо выполнить. В результате чего предприятие получит вектор, по которому может двигаться дальше. При планировании составляется четкий план, которому необходимо придерживаться для достижения роста предприятия. Необходимо грамотно его составить и следить за его исполнением. От того на сколько успешно выполнен или перевыполнен план зависит благосостояние организации.
Целью контрольной работы является исследование сущности и классификации планов.
Задачи контрольной работы:
определить сущность понятий «планирование» и «прогнозирование»;
рассмотреть классификацию планирования и виды планов.
Объект исследования – планирование деятельности организации.
Предмет исследования – планы организации.
Методы исследования: обзор литературы по теме исследования, анализ и обобщение информации.
Информационной базой для написания работы послужили учебники и учебные пособия по экономике и прогнозированию, а также научные статьи по теме исследования. Например, в статье В.Н. Боробова рассматривается сущность стратегического планирования, раскрываются этапы, виды планов, функции стратегического планирования и прогнозирования. А в статье М.А. Дементиенко рассмотрена эффективность финансового планирования на предприятиях. А в статье Е.М. Кота и Л.В. Сабуровой выведено место планирования в системе управленческого учета, а также установлена связь между элементами управленческого учета.
1. Сущность и классификация планов
1.1. Сущность планирования и прогнозирования
Планирование выступает мощным экономическим инструментом, позволяющим как спрогнозировать развитие текущей деятельности, так и обосновать привлекательность нового мероприятия. Процесс планирования является первоначальным этапом в системе управленческого учета, на его основе формируются цели и задачи предприятия, а исполнение плана несет в себе физический показатель [3].
Планированием принято считать возможное предположение будущего фирмы (процесс целеполагания), операцию переработки информации по подтверждению дальнейших действий, нахождение наиболее успешных приемов, чтобы достигать поставленных целей (процесс построения собственно планов) [6].
Как отмечают Е.М. Кот и Л.В. Сабурова в статье «Теоретические аспекты планирования как элемента управления предприятием», на сегодня существует большое количество определений понятия «планирование», во многом это зависит от того, в каком аспекте оно рассматривается. Авторы рассматривают понятие планирования, представленное в словарях, делая вывод о том, что планирование является в первую очередь частью системы управления предприятием, оно выполняет информационную функцию [4].
Следовательно, к планированию как к информационной функции можно применить следующие требования:
своевременность;
обширность;
качество;
достоверность;
точность;
полезность;
форма предоставления [4].
Анализируя понятия, приведенные в словарях, Е.М. Кот и Л.В. Сабурова отмечают, что планирование представляется как элемент, входящий в систему управления предприятием, более того авторы обращают внимание и на другие элементы управленческого учета, а именно анализ и контроль. Рассматривая планирование с точки зрения элемента управленческого учета, авторы выделяют его место в данной системе с помощью графической схемы (рис. 1).
Рисунок 1 – Место планирования в системе управленческого учета
Е.М. Кот и Л.В. Сабурова отмечают, что планирование в системе управленческого учета, как и каждый ее элемент, должно работать в единой системе, не меняя своих позиций. Если представить, что одна из функций перестанет работать или ее просто не осуществлять, не будет работать и весь механизм управления. Планирование должно выполнять функцию адекватного отражения условий функционирования экономических процессов [4].
Аналогичную трактовку понятия «планирования» можно встретить и в статье А.А. Кузьмицкой «Организация системы планирования на предприятии», в которой говорится о том, что cистема планирования или система планов должна отвечать определенным требованиям и всегда иметь определенную структуру в зависимости от объекта планирования. Автор отмечает, что система бизнес-планов должна соответствовать определенным требованиям: Объективность, целостность, полнота, а также соответствующая структура построения планов, интегрированная в единую систему. Кроме того, система планирования должна быть гибкой и эффективной в ее внедрении [5].
А.Ю. Пирнарева и З.М. Омарова называют планирование процессом управления, который подразделяется на следующие этапы:
установление цели и задачи;
формирование стратегий, схем и проектов для достижения заданных целей;
создание временных рамок выполнения поставленных показателей, задач и цели организации;
нахождение требуемых ресурсов и их употребление;
выявление главных индикаторов, которые позволяют контролировать и оценивать выполнение назначенных задач;
донесение планов до всех, кто обязан их воплощать и кто отвечает за их осуществление [6].
Суть планирования выражается в уточнении целей развития для всего предприятия и отдельных его подразделений в определенный момент времени, формировании финансовых ресурсов, необходимых для решения определенных задач.
Сам процесс планирования вытекает из анализа текущего и будущего состояния организации и среды, в которой она существует. На этом основании определены цели, разработаны стратегии и размещены инструменты для их более эффективного применения на практике [6].
В.Н. Боробов в статье «Стратегическое планирование развития организации» отмечает взаимосвязь планирования и прогнозирования, автор пишет, что в основе разработки планов организации лежит прогноз, то есть система осознанных гипотез о направлениях развития и будущем состоянии компании. Прогноз основан на: специальных опросах, других прогнозах, математическом анализе и анализе хронологических рядов, экспертных заключениях, сценариях ситуаций.
При составлении прогнозов выполняются следующие действия и процедуры:
анализируется совокупность экономических, технологических, социальных и иных процессов, происходящих в организации и ее окружении, связи между ними;
оценивается сложившаяся ситуация и выявляются узловые проблемы;
формируются представления о будущем организации и условиях его достижения [1].
Прогноз разрабатывается в виде набора качественных характеристик объекта, количественных оценок (точечных и интервальных), показателей вероятности их реализации. В простейшем случае одним из прогнозов является заявление о возможности или невозможности конкретной ситуации.
Прогнозирование – сложный процесс в стратегическом планировании организации, но чрезвычайно важный, поскольку он основан на плане дальнейшего развития компании. В прогнозе данные за текущий и прошедший периоды основаны на прогнозируемых значениях. Эти значения носят вероятностный характер, на основе которых делаются выводы [1].
Для организации крайне важно, чтобы план и прогнозы, на которые он опирается, были надежны (или максимально близки к реальности). Для этого необходимо принять комплекс мер для повышения точности прогнозов.
Для повышения качества планирования необходимо оптимизировать каналы передачи информации между различными ведомствами для их быстрого анализа.
Необходимо осуществлять контроль на всех этапах создания информации, поскольку надежность будет зависеть от точности расчетов и последующего принятия решений.
Для этого необходима автоматизация процесса сбора и передачи информации, что позволит ускорить и упростить передачу информации.
Это также позволит сократить количество ошибок, так как снижается человеческий фактор [3].
Любая модель процесса планирования отражает определенные цели предприятия. В специализированной литературе описываются различные модели процесса планирования, обобщенная модель отражена на рис. 2.