Фрагмент для ознакомления
2
1. Особенности функционирования субъектов малого предпринимательства и их влияние на организацию учёта
Согласно нормам Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого бизнеса относятся хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц – суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, также не должна превышать 25%; [2]
2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
от 101 до 250 человек для средних предприятий;
до 100 человек для малых предприятий;
до 15 человек для микрпредприятий; [2]
3) доход экономического субъекта не должен превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
средние предприятия – 2 млрд. рублей.
малые предприятия – 800 млн. рублей;
микропредприятия – 120 млн. рублей. [4]
Ведение бухгалтерского учета регламентируется положениями Федерального закона от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», требования которого распространяются и на субъекты малого предпринимательства, вне зависимости от финансовых показателей их деятельности. [2]
Основными задачами бухгалтерского учета на малом предприятии являются:
формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. [17]
В то же время у малых предприятий имеется возможность использовать упрощенный вариант ведения бухгалтерского учета (соблюдая при этом требования Федерального закона от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), так как Минфином России в официальном документе от 19 июля 2011 г. № ПЗ-3/2010 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» были обобщены вопросы, касающиеся упрощенной системы бухучета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства. [8]
До 2013 года применение простой формы ведения бухгалтерского учета малыми предприятиями регламентировалось Приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н «Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства», однако с 2013 года в связи со вступлением в силу Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» они утратили свою актуальность. [8]
Так, особенности применения упрощенной системы бухгалтерского учета для субъектов малого бизнеса заключаются в следующем:
малые предприятия могут сократить количество синтетических счетов в принимаемом им рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с планом, утвержденным приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н.
для систематизации и накопления информации малые предприятия могут принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухучета.
малое предприятие может использовать кассовый метод учета доходов и расходов (исключение для малых предприятий – эмитентов публично размещаемых ценных бумаг).
малое предприятие вправе не переоценивать основные средства, нематериальные активы для целей бухучета.
малое предприятие может признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности. [14]
Согласно Приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» субъекты малого предпринимательства могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей бухгалтерского баланса и статьям отчета о финансовых результатах без дополнительных расшифровок в указанных формах. [9]
Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность предполагает составление упрощенного бухгалтерского баланса, упрощенного отчета о финансовых результатах, а для некоммерческих организаций – упрощенного отчета о целевом использовании средств. [13]
Другие формы бухгалтерской отчетности малые предприятия могут не составлять, если посчитают, что информация в других формах не будет являться существенной для оценки финансового положения малого предприятия или его финансовых результатов (п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 г. № 66н).
Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности для малого предпринимательства обобщены в таблице 1.
Таблица 1 – Особенности формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектами малого предпринимательства
Отчетность В чём заключается упрощение
Бухгалтерский баланс
Отчет о финансовых результатах
Отчет о целевом использовании средств Показатели приводят только по группам статей. То есть без их детализации по конкретным статьям.
Приложения к:
• бухгалтерскому балансу;
• отчету о финансовых результатах;
• отчету о целевом использовании средств. Указывают только наиболее важные сведения. То есть без их знания невозможно верно оценить:
• экономическое положение предприятия;
• его финансовые итоги деятельности.
Однако при этом в бухгалтерскую отчетность должны включаться показатели, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. [5]
Таким образом, малые предприятия имеют право не только вести упрощенный бухгалтерский учет, но и формировать бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе. Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность предполагает составление упрощенного бухгалтерского баланса, упрощенного отчета о финансовых результатах, а для некоммерческих организаций – упрощенного отчета о целевом использовании средств.
2. Методика учёт затрат и калькулирования себестоимости продукции основного производства на перерабатывающих предприятиях АПК
Учет затрат – основная образующая учетного процесса в организациях перерабатывающих отраслей АПК. Применение определенной системы учета производственных затрат оказывает влияние на формирование финансового результата. [12]
Организация учета затрат на производство в различных перерабатывающих предприятиях зависит в первую очередь от технологического процесса, который делится на стадии. На каждой стадии сырье (полуфабрикат) проходит определенный вид обработки. После каждой стадии получают полуфабрикаты, которые передают в другие цеха для дальнейшей обработки. На последней стадии получают готовый продукт, предназначенный для потребления (реализации). В связи с этим возникают особенности в учете производственных затрат и калькулировании себестоимости в перерабатывающих организациях АПК.
Неотъемлемой частью учета производственного процесса является калькулирование, включающее совокупность методов учета затрат на производство, приемов и способов калькуляции себестоимости готовой продук¬ции (работ, услуг). [18]
Калькуляция представляет собой завершающую стадию учета затрат на производство и вы¬хода продукции, в процессе которого группируются затраты и исчисляется себестоимость продукции с помощью опреде¬ленных методов.
В качестве объектов учета затрат на производство выступают реально возникающие затраты производства, сгруппированные по различным признакам, необходимым для получения информации в целях контроля и управления (по видам деятельности, по видам производства, периодам возникновения затрат, способу их включения в себестоимость продукции, местам возникновения затрат и другим признакам). [13]
Объекты калькуляции – конкретные виды или группы однородной продукции (работ, услуг), по которым исчисляется себестоимость их производства.
Основной считается продукция, для которой со¬здано производство. Если в результате производства получают несколько видов основной продукции, то такая продукция на¬зывается сопряженной.
К побочной относится продукция, получаемая од¬новременно с основной, т. е. продукция, сопутству¬ющая выпуску основной продукции, например, обрат, жмых, сыворотка. [16]
Учет затрат в производственных организациях можно организовать различными методами исходя из способа оценки затрат, полноты включения затрат в себестоимость продукции, отношению затрат к технологическому процессу. [15]
На сегодняшний день существует много методов и систем учета затрат, применяемых в разных отраслях. Соотношение систем и методов учета затрат на производство продукции (работ, услуг)
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый Кодекс РФ (часть 2). Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 07.08.2000. - № 32. - ст. 3340. - ИПП Гарант http://base.garant.ru/10900200. - 29.01.2020.
2. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»: федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 30.07.2007. - № 31. - ст. 4006. - ИПП Гарант http://base.garant.ru/12154854. - 29.01.2020.
3. «О бухгалтерском учете»: федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 12.12.2011. - № 50. - ст. 7344. - ИПП Гарант http://base.garant.ru/70103036. - 29.01.2020.
4. «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»: постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 // Собрание законодательства РФ от 11.04.2016. - № 15. - ст. 2097. - ИПП Гарант http://base.garant.ru/71370186. - 29.01.2020.
5. «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»: приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 14.09.1998. - № 23. - ИПП Гарант http://base.garant.ru/12112848. - 29.01.2020.
6. «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению»: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н // ИПП Гарант http://base.garant.ru/12121087. - 29.01.2020.
7. «Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства»: Приказ Минфина России от 21.12.1998 № 64н // ИПП Гарант http://base.garant.ru/12114304. - 29.01.2020.
8. «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства»: информация Минфина России от 19.07.2011 № ПЗ-3/2010 // ИПП Гарант http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70174580. - 29.01.2020.
9. «О формах бухгалтерской отчетности организаций»: приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н // ИПП Гарант http://base.garant.ru/12177762. - 29.01.2020.
10. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйствен¬ных организациях (утв. приказом Минсельхоза России от 6 июня 2003 г. № 792.
11. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат и выхода продукции в молочном и мясном скотоводстве (утв. Минсельхозом России от 22.10.2008 г.)
12. Аветисян А.С. Бухгалтерский учет. Особенности учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в отраслях экономики. – М.: Проспект, 2018. – 304 с.
13. Агеева О.А., Серебренников С.С., Харитонов С.С., Шахматова Л.С. Основы бухгалтерского учета и анализа. Учебник для бакалавров и магистров / Под ред. Н.Н. Гринчук. – СПб.: Питер, 2017. – 448 с.
14. Бабаев Ю.А., Петров А.М., Мельникова Л.А. Бухгалтерский учет. Учебник для бакалавров. – М.: Проспект, 2017. – 424 с.
15. Бахолдина И.В., Щербинина Ю.В. Бухгалтерский (финансовый) учет. Практикум. Учебное пособие. – М.: Кнорус, 2017. – 376 с.
16. Гурьянов П.А. Критерии определения размеров малого и среднего предпринимательства // Экономика, предпринимательство и право, 2017. - № 10. - С.3-12.
17. Кармоджанова Н.А., Карташова И.В., Шабля А.П. Бухгалтерский финансовый учет. Учебное пособие / Под ред. Е.Е. Егеревой. – СПб.: Питер, 2019. – 480 с.
18. Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет. Учебник. – М.: Проспект, 2017. – 512 с.