Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что сегодня наука развивается не линейно. История науки включает в себя периоды, когда знание пересматривается со всех сторон. Пересматриваются теории, принципы, основоположения. Томас Кун называет такие периоды «научными революциями».
Рациональная наука Нового времени (та, которой мы и обязаны нынешним расцветом техники и технологий), начиналась с философии, с воцарения в ней рационалистического мировоззрения в виде классического рационализма Р. Декарта, Б. Паскаля, Ф. Бекона - они были одновременно философы и ученые и закладывали одновременно и рационалистическое мировоззрение, без которого невозможна рациональная наука, и сам метод этой науки. Р. Декарту в частности принадлежит метод координат, одна из важных частей строящегося метода рациональной науки.
Важнейшими принципами, заложенными ими, были отрицание априорных истин и признание того, что истина может и должна устанавливаться только на основании опыта .
Дальнейший взлет рациональной науки, принесший уже весомые плоды в технике и технологиях, связан с фигурой великого Ньютона, который был не только великий физик, построивший классическую механику, но он же заложил и основу метода рациональной науки, которым она пользуется посей день. Суть этого метода – построение теоретических моделей, описывающих конкретные области действительности и основанных на непротиворечивых системах постулатов – аксиом, привязанных к опыту в данной области, из которых чисто логически, дедуктивно, там, где можно, с использованием математики, в идеале чисто аксиоматически извлекаются выводы.
Постпозитивизм – совокупность теорий развития науки, способ поведения ученых в исследовательском процессе, основу которого составляет та или иная модель роста научного знания, извлеченная из истории науки.
Целью данной работы является рассмотрение постпозитивизма и основных его идей.
Задачи:
1) Рассмотрение основных идей и принципов постпозитивизма как методологии социально-гуманитарного познания;
2) Изучение постпозитивизма в истории методологии.
Объектом исследования является анализ понятия «постпозитивизм». Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Теоретическое значение изучения проблемы постпозитивизма заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, прочие актуальные источники информации.
1. Основные идеи и принципы постпозитивизма как методологии социально-гуманитарного познания
Научное знание не отличается однородностью. Как правило, выделяют различные типы научного знания в зависимости от типов, форма и содержания этого знания.
Как правило, классифицируют эмпирическое и теоретическое знание. Также выделяют и метатеоретическое научное знание (знание о теоретическом познании). Научное знание базируется на рациональной деятельности .
Прежде, чем рассматривать принципы постпозитивизма, проанализируем сущность рационального и эмпирического знания.
Рационализм.
И. Ньютон разработал математический аппарат исчисления бесконечно малых (дифференциальное и интегральное исчисления), который составляет весомую часть формализованного дедуктивного метода построения выводов на основе аксиом – постулатов теории. А последователь и соратник Ньютона Лагранж предложил так называемые обобщенные координаты, что позволило не только расширить применение метода Ньютона в самой механике, но и распространить этот метод на всю сферу естественных наук и даже за ее пределы.
Благодаря этому и произошел тот мощный рывок науки и техники, плодами которого мы наслаждаемся сегодня. Но этот метод рациональной науки и особенно метод обоснования истинности научной теории, выкованный практически в ту эпоху трудами целой плеяды блестящих ученых во главе с Ньютоном, так и не был тогда и до сих пор представлен эксплицитно, т.е. в явном виде, и существовал лишь на уровне стереотипа естественно научного мышления, подобно грамматике языка до того, как она написан. И в виде эталонных образцов теорий, обоснованных практически по этому методу, прежде всего механики Ньютона, по примеру которых строились далее и обосновывались новые теории: электродинамика Максвелла, термодинамика и т.д. До поры до времени этого было достаточно, как для расцвета самой рациональной науки, так и для успешного развития общества по всем направлениям: рационального устройства и укрепления его институтов, укрепления здоровой морали без фанатичного аскетизма, свойственного средневековью, но и без современной вседозволенности, расцвету высокого искусства, несущего здоровую, не фанатичную духовность и нравственность и т.д.
Но этого неоформленного метода обоснования рациональной науки стало не хватать, когда сама рациональная наука столкнулась с противоречиями и парадоксами, которые не могла объяснить именно из-за отсутствия писанного и признанного метода обоснования истинности своих теорий. Произошло это, когда после появления теории относительности Эйнштейна стало неоспоримо ясно, что вопреки представлениям классического рационализма наука меняет свои понятия и выводы при переходе от одной фундаментальной теории к другой.
Эмпирическое знание различно. Его можно представить в виде чувственных образов, эмпирических высказываний относительно объекта исследования. В эмпирическом знании нет логической выводимости одного из другого. Рассматриваемый тип научного знания – это понятийно-дискурсная репрезентация чувственного знания. Чувственное же знание представляет собой одну из форм интерпретации эмпирического знания.
Первичный элемент эмпирического научного знания – единичные высказывания. Последние являются протокольными предложениями, которые представляют понятийное оформление итогов единичных наблюдений. При формировании протоколов фиксируется точное время, способ и место наблюдения.
Вторичный элемент эмпирического научного знания – факты, которые являются индуктивными обобщениями протоколов. Факты представляют собой интегрированные утверждения статистического или универсального характера, которые содержат в себе свойства и отношения предметной области, их количественные параметры. Схема, график, таблица, график – это символическая репрезентация свойств и отношений.
Третий элемент эмпирического научного знания – эмпирические законы разных типов. Это могут быть структурные, динамические, статистические, генетические и другие законы. Научные законы – это фиксация важных отношений, которые повторяются. Это фиксация связей между событиями .
Законы связаны с общими высказываниями. Научные законы – это итог индуктивных обобщений.
Феноменологические теории – это система эмпирических законов.
Различия между элементами эмпирического знания характеризуются количественным характером, а не качественным. Но отличие эмпирического знания от теоретического уже качественно, поскольку здесь мы уже говорим про разные уровни реальности.
Постпозитивизм - эволюционная теория науки, направленная на изучение продуктов познания: гипотез, теорий, концепций. Постпозитивизм можно рассматривать как отрицание позитивизма и как синтез позитивистских и неопозитивистских идей.
Рассмотрим основные принципы и исследовательские процедуры постпозитивистского метода.
Ключевой принцип постпозитивизма - принцип эволюционного объяснения содержания научного знания. Такие элементы научно-познавательного процесса как гипотезы, теории, концепции квалифицируются как продукты научной эволюции. С позиций эволюционизма рассматривается деятельность научного сообщества, функционирование научных институтов, бытование научной культуры.