Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Личность Александра Македонского, его военные успехи производили и производят на многие поколения. В древности об Александре Македонском ходили разные легенды, было написано огромное количество поэм.
Сам Александр уже в течение двух тысяч лет является своеобразным примером при оценке дарования полководца или успехов в войне. Многие сравнивают с ним Гая Юлия Цезаря, а Наполеон Бонапарт в юные годы зачитывался сочинениями Флавия Арриана и Курция Руфа, описавших походы Александра.
Александр Македонский по окончании своей военной карьеры называл себя «покорителем Персии».
Масштаб деяний Александра стал причиной пристального изучения его личности и способностям вести войны. Армия Македонского практически не знала поражений и прошла с военными действиями от берегов Эгейского моря до Индийского океана, создав одну и крупнейших империй в истории человечества.
Но в таланте Александра как полководца часто сомневались. Демосфен, например, аргументировал успехи Александра везением. Это во многом определило историографию античности.
Найти причину побед Александра вне его личного дарования как полководца делали попытки историки. Например, Ю. Белох указал, что основная заслуге в завоевании Азии принадлежит не самому царю, а Пармениону – военачальнику Македонии . В 2015 году Р. Гебриел (Канада) в своей книге «Безумие Александра Великого и миф о военном гении» показал Александра как неуравновешенную личность, чьи победы связаны с последствиями созданного аппарата отца Александра – Филиппа II.
Полная несостоятельность таких оценок отчетливо проступает при анализе первой полномасштабной военной кампании в карьере Александра как полководца. Эта кампания была проведена на Балканах в 335 г до н.э.
Причиной данной кампании стала ситуация, в которой оказалось Македонское царство после убийства Филиппа II летом (или осенью) 336 г до н.э. Тогда перед Александром встала задача усмирения восстания балканских племен.
Базовый источник сведений об этом периоде - «Анабасис Александра» Флавия Арриана, который при описании событий, развернувшихся на Балканах в 335 г. до н.э., как полагают, либо целиком опирался на сочинение Птолемея Лага.
Целью данной работы является рассмотрение личности и деятельности Александра Македонского.
Задачи:
1) Рассмотрение биографии Александра Македонского;
2) Описание отношения Александра к религии;
3) Характеристика искусства ведения войн Александром Македонским;
4) Анализ деятельности Александра Македонского как полководца.
1 Биография Александра Македонского
В конце июля 356 года Олимпиада, жена Филиппа II, родила сына – Александра. Это рождение до сих пор является предметом обсуждения многих легенд и повествований. В этот день был сожжен храм Артемиды Эфесской. Маги, которые располагались в Эфесе, считали беду, которая случилась с храмом, началом новых бед. Маги бегали по городу, били себя и кричали, что в этот день начнется горе для Азии. Филипп II уже завоевал Потидею и получил три известия: Патменион победил иллирийцев, его лошадь победила на Олимпийских играх и третье – у него появился сын. Предсказатели сказали Филиппу, что сын, рождение которого совпало с тремя победами, будет непобедим .
Окружение Александра было представлено матерью, воспитателями, соучениками, учеными, отцом и придворными. Ранее детство будущего полководца находилось на попечении Ланики – македоянки. Позже ее сменил Леонид – родственник Олимпиады. Позже воспитанием Александра занялся Лисимаху – любитель эпоса Гомера.
Сама психика Александра отличалась чувствительностью, возбудимостью. Учителям с ним было трудно. Он понимал учителей только тогда, когда к нему обращались по-доброму, вызывая в нем интерес. Александр, к тому же, был человеком, который был эмоциональным. Он мог легко согласиться или отказаться, обрадоваться или начать гневаться. Он был страстным человеком и страсти часто «обуревали» им, но именно в этот момент он становился царем с гордым духом. Одновременно с этим, Александра отличала железная воля, непреклонность.
В детстве у Александра стали проявляться незаурядные способности. Когда он узнавал об очередной победе своего отца, он обращался к сверстникам и говорил о том, что его отец успеет захватить все, и что ему не удастся самум ничего успеть сделать великого.
Уже с самого детства Александр был честолюбив, стремился к власти и был умен. Учителя давали ему знания, но по человеческим качествам он был выше их.
С отцом Александр был сух. Это связывают с безэмоциональными отношениями родителей Александра между собой. Филипп II хотел завоевать привязанность своего сына, воздействовал на него словами, советами, но покорить его так и не удалось. Олимпиада влияла на сына, как и Леонид и Лисимах. В 13 лет Филипп II направил к нему воспитателем Аристотеля. Последний в огромной ответственностью отнесся к приглашению Филиппа, так как видел в Александре будущего руководителя. Аристотелю также были интересны все неизвестное в мире. Александр, наблюдая за философом, учился ценить все прекрасное и изучал культуру Греции. Вместе они
Фрагмент для ознакомления
3
1) Ботвинник М.Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. - М.,1987.
2) Всемирная история: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: Юнити, 2016. - 887 c.
3) Белох Ю. Греческая история Т. 2. М. 2009, c. 432—433.
4) Косолобова Е.В. Александр Великий в легендах и исследованиях Востока и Запада. - М., 2000.
5) Плутарх. Сравнительные жизнеописания. - М.,1987.
6) Фуллер Дж. Военное искусство Александра Македонского / Пер. с англ. Н. А. Поздняковой. - М., 2003.
7) Шофман А. С. Александр Македонский как дипломат//Античный мир и археология, 1990. С. 21-30.