Фрагмент для ознакомления
2
1. Предпрофильная подготовка, ее структура
Предпрофильная подготовка — неотъемлемая часть современной модели профильного обучения, выступающая своеобразным «буфером» между начальным и основным общим образованием, носящим универсальный характер, и профильным образованием на старшей ступени школы.
Цель предпрофильной подготовки - обеспечение готовности выпускников 9-х классов к выбору типа образовательного учреждения и конкретного профиля.
При этом готовность выпускника основной школы к выбору образовательного учреждения и профиля имеет комплексный характер, включая в себя четыре компонента: мировоззренческий (осознание ценности и значимости жизненного выбора), психологический (знание и учет своих способностей и склонностей), информационный (наличие полной и конкретной информации обо всех возможных путях продолжения образования после 9 класса) и учебный (отсутствие «пробелов» в знаниях и умениях по профильным предметам в рамках выбранного профиля). Такая трактовка несколько расширяет традиционные представления о компонентах готовности учащегося к профессиональному самоопределению, хотя и в значительной степени соотносится с ними (как правило, принято выделять познавательно-операционный, эмоционально-волевой и результативно-деятельностный компоненты).
Предпрофильная подготовка представляет собой систему, состоящую из нескольких элементов (информационная работа и профильная ориентация, предпрофильные элективные курсы, предпрофильное портфолио), каждый из которых имеет свое развитие в системе профильного обучения (соответственно: профессиональная ориентация, профильные элективные курсы, профильное портфолио). Обеспечение целевой, содержательной и методической преемственности предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательном учреждении — важная задача внутришкольного управления.
Поэтому, необходимо обращать внимание на наличие у обучающихся определенных трудовых установок и перспективных устремлений, уровень знаний по выбираемой профессии, предъявляемые к ней требования, а также мотивы выбора и дальнейшего обучения.
Кроме этого, современная экономика, с ее интенсивным темпом развития, отдает предпочтение таким работникам, которые владеют не одной, а несколькими специальностями. Обычно карьерный рост у таких людей развивается более успешно, а заработки приносят большее удовлетворение. Современная экономика предъявляет к системе общешкольного образования все новые требования: школа должна не только организовать образовательный процесс и давать необходимые знания, умения и навыки, но и подготавливать своих учеников к будущей жизни и профессиональной деятельности в условиях экономики рыночного типа и высокой конкуренции на рынке труда. Выбор профессии для молодых людей — это очень важное жизненное решение. Вместе с тем, профессиональное самоопределение осуществляется в едином контексте с жизненным и личностным самоопределением. Поэтому, можно несколько уточнить основную цель профориентационной деятельности, которая заключается в поэтапном развитии у обучающихся готовности к самостоятельному и осознанному планированию, корректировке и реализации перспектив своего развития.
В современной общеобразовательной школе работа по профессиональной ориентации должна быть ориентирована на формирование готовности учащихся к получению необходимого профессионального образования и дальнейшей трудовой деятельности. Поэтому, особое значение приобретает содействие обучающимся в выборе будущей профессии с учетом их типа личности, индивидуальных особенностей, интересов и способностей, а также, востребованности профессий на рынке труда в ближайшее время. Кроме этого, необходимо обращать внимание на наличие у обучающихся определенных трудовых установок и перспективных устремлений, уровень знаний по выбираемой профессии, предъявляемые к ней требования, а также мотивы выбора и дальнейшего обучения.
Значительный вклад в разработку проблемы профессионального самоопределения школьников внесли такие ученые как К. М. Гуревич, Е. А. Климов, В. Н. Кудряшов, И. Н. Назимов, С. Я. Батышев, П. В. Симонов, Р. В. Овчарова, Н. С. Пряжников, В. Г. Степанов, Дж. Холланд, Р. Б. Кэттел и мн. др.
Вопрос профориентации субъекта в современной педагогике и психологической науке исследуется в границах общей проблематики самоопределения индивидуума. Так, анализом данного вопроса занимаются А.К. Маркова, Н.В. Осмачко, Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова, Т.В. Ручкина. Изучение педагогической, психологической и социологической литературы позволяет прийти к выводу о том, что ученые, исследовавшие сущность профессионального самоопределения личности сводят ее к поиску личностью смыслов своего существования, а также профессиональной деятельности, а именно построения индивидуальной траектории успеха в жизни и организации личного пространства индивидуального и профессионального саморазвития. Отметим, что подобное представление о профессиональном самоопределении предполагает присутствие активной жизненной позиции. Не подвергается сомнению и тот факт, что с целью выбора конструктивного варианта профессионального самоопределения следует содействовать независимому принятию личностью жизненно важных решений и несению за них ответственности. Также необходимо овладение навыками и способами самопроектирования. Проанализировав научную литературу, мы можем сделать вывод, что субъектная позиция учащегося в профессиональном самоопределении обнаруживает недостаточную сформированность. На наш взгляд, этот факт объясняется влиянием, оказываемым внешней средой, а также теми установками, что общество навязывает человеку отношение к той, либо иной профессии. Однако, при этом, необходимо подчеркнуть и тот факт, что у учащихся практически не имеется опыта утверждения своей личной субъектной позиции .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афонькина, Ю.А. Становление профессиональной направленности в развитии человека : монограф. / Ю.А. Афонькина ; М-во образования Рос. Федерации. Мурман. гос. пед. ин-т. – Мурманск : Мурман. гос. пед. ин-т, 2011. – 180 с
2. Белов, В.Г. Профессиональное самоопределение / В.Г. Белов // Психология здоровья (школьный возраст). – СПб. : СПбГУ, 2018. – С. 238–281.
3. Деражне, Ю.Л. Профессиональная карьера, путь к успеху / Ю.Л. Деражне. – М. : Эгвес, 2018. – 368 с.
4. Донцов, Д.А. Профессиональная направленность личности как компонент социального становления человека / Д.А. Донцов, М.В. Донцова // Школьные технологии. – 2011. – No 6. – С. 163–171.
5. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. – 3-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2009. – 240 с.
6. Карташов, ВФ. Начала анализа с профессиональной направленностью / В.Ф. Карташов; Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Челябинский институт путей сообщения – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный университет путей сообщения», Факультет высшего образования. – Екатеринбург : УрГУПС, 2016. – 142 с.
7. Карташов, ВФ. Начала анализа с профессиональной направленностью / В.Ф. Карташов; Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Челябинский институт путей сообщения – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный университет путей сообщения», Факультет высшего образования. – Екатеринбург : УрГУПС, 2016. – 142 с.
8. Шимлина И.В. Профессиональные пробы в процессе обучения географии // География в школе. – 2007. - №5. – С. 34-38 (0,31 п.л.)