Фрагмент для ознакомления
2
. Что включает в себя термин «форма государства «? Из каких элементов он состоит? Ответ проиллюстрируйте примерами следующих госу-дарств: Россия, Франция, Индия
Форма государства — это способ организации государст¬венной власти. Она проявляется в системе государственных органов и отношений, склады-вающихся между ними и обще¬ством. Под формами государства понимаются формы правле¬ния, формы государственного устройства и политический (го-сударственный) режим. В истории развития государств на¬блюдаются разно-образные формы монархии и республики, унитарные и федеративные госу-дарства, демократические и антидемократические режимы и их различные виды.
Причины многообразия форм государства различны. Форма государ-ства зависит от типа государства. Например, феодальному государству наиболее присуща монархия, бур¬жуазному — республика. Хотя, безуслов-но, есть и отклонения от этой закономерности.
Форма государства в наиболее общем виде определяет, на каких прин-ципах построена и как территориально организована государственная власть. Форма государства определяет структу¬ру и принципы взаимоотно-шений основных органов государства (парламента, правительства, главы государства), деление государ¬ства на составные части и юридический статус этих частей, а также методы деятельности государства и характер его пря-мых и обратных связей с гражданами .
Понятие формы государства, охватывая наиболее существен¬ные сторо-ны организации государственной власти, является дос¬таточно сложным по своему содержанию. Оно указывает, какие органы представляют государ-ственную власть, каков порядок об¬разования (формирования) этих органов, каков срок их полномо¬чий, каковы взаимоотношения между органами госу-дарства (в том числе центральных и местных), наконец, каковы методы, спо-со¬бы, приемы осуществления государственной власти.
В зависимости от того, какая сторона организации государ¬ственной власти является предметом рассмотрения, различают три элемента формы государства: форму правления, форму государ¬ственного (территориально-политического) устройства и поли¬тический (государственный) режим. Сово-купность всех трех эле¬ментов образует форму государства в широком смыс-ле.
Форма госу¬дарства представляет собой совокупность способов органи-зации политической власти общества или определенной социальной группы (сословия, класса, страты), раскры¬вающихся в организации механизма, т. е. высших и региональных органов, и методах осуществления функций госу-дарства. Форма правления раскрывает способ организации верховной госу-дарственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень уча¬стия населения в их формировании.
В настоящее время под формой государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. Наиболее распространенной явля-ется концепция организации государственной власти, заклю¬чающейся в единстве трех элементов - правления, государственного устройства и режи-ма.
Первой характеристикой формы государства выступает форма правле-ния. Под формой правления пони¬мают юридическую модель формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законо¬дательной и исполнительной власти. Выделяют две основные формы правления - монар-хию и республику. Россия, Франция и Индия являются республиками.
Вторым элементом формы государства является форма государствен-ного устройства. Форма государ¬ственного устройства - это юридически за-крепленная территориальная организация государства, порядок взаимоот-ношений между государством в целом и его территориальными составными частями, между их органами власти.
Существуют две основные формы территориальной организации госу-дарства - унитарная и федератив¬ная. Весьма спорным является выделение конфедерации в качестве формы государственного устройства. Конфедера-ция прямого отношения к проблеме государственно-территориального устройства не имеет, по¬скольку это объединение не составных частей госу-дарства, а суверенных государств.
Россия и Индия является федеративными государствами, Франция – унитарным.
Рассмотренные выше формы правления и государственного устройства характеризуют преимущественно структурную (организационную) сторону формы государства. Но, как и любая система, форма государства имеет свою функциональную сторону, для характеристики которой было введено поня-тие «режим». Харак¬теристика формы государства была обогащена новым знанием. Однако третий элемент формы государства - форма режима стала и сейчас является предметом полемики в научной литературе.
Рассмотренные три стороны формы государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим) хоть и различны, но все же относятся к одному явлению, они обладают единством, органиче-ски связаны между собой, взаимообусловлены в их признаках.
Таким образом, взятые в единстве три организации государственной власти образуют форму государства. В процессе развития государства име-ется диалектическая взаимозависимость всех сторон проявления его содер-жания и всех граней устройства и организации этого содержания.
2.Охарактеризуйте структуру Конституции Российской Федерации и порядок ее изменения
Структура Конституции в России на разных этапах ее развития не была постоянной. В структуре отражались особенности господствующей идеоло-гии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовлен-ность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридиче-ской техники.
По своей структуре действующая Конституция состоит из преамбулы и двух разделов.
В Преамбуле российской Конституции определяются цели и задачи государства, к которым отнесены: утверждение прав и свобод человека, утверждение гражданского мира и согласия в РФ, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государ-ственности России, утверждение незыблемости демократических основ Рос-сийского государства, обеспечение благополучия и процветания России.
Положения Преамбулы носят торжественно-декларативный характер. Несмотря на своеобразие юридических конструкций (в юридическом пони-мании положения Преамбулы не представляют собой конституционных норм и принципов), Преамбула имеет важное юридическое значение. Положения Преамбулы служат ориентиром для законодательной и исполнительной вла-стей; закрепляют общие обязательства государства перед гражданами; имеют отправное значение для судебного толкования Конституции, в частности толкования Конституционным Судом РФ ряда принципов федерального устройства. Преамбула важна для отыскания права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции, а также при необходимости изме-нить или дополнить Конституцию, т.е. внести в нее поправки, при реализации конституционных споров и др.
Первый раздел содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Они называются:
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) // Рос. газ. – 2014. – № 7.
2. Постановление Конституционного суда РФ от 31 октября 1995 года № 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции РФ« // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 45. — Ст. 4408.
3. Гражданский Кодекс РФ: часть 1 от 30.11.1994 №51-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации.––1994.–– №32.–– Ст. 1301
4. Гражданский кодекс РФ: часть 2 от 26.01.1996 №14-ФЗ (в ред. от 30.01.2014) // Собр. Законодательства Рос. Федерации.––1996.–– №5.–– Ст. 410
5. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 №223–ФЗ // Собр. Законода-тельства Рос. Федерации.––1996.–– №1.–– Ст.16.
6. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ// Собр. Законодательства Рос. Федерации.––2004. –– № 31. –– Ст. 3215.
Научная литература
1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2010. – 566 с.
2. Гражданское право: Учебник: в 2 т. / С.С. Алексеев, О.Г. Алексее-ва, К.П. Беляев и др.; под ред. Б.М. Гонгало. М.: Статут, 2016. Т. 1. 511 с.
3. Кашанина, Т.В. Право : учеб. для бакалавров : учеб. для студен-тов вузов, обучающихся по юрид. направлениям и специальностям / Т. В. Кашанина, Н. М. Сизикова. - Москва : Юрайт, 2013. - 510 с. -
4. Семейное право: учебник / Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Л.Ю. Михеева и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Статут, 2016. - 270 с.