Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1
Опишите роль государства в экономике с точки зрения различных теорий (экономико-исторический аспект).
Формы деятельности и объем деятельности государства в экономиче-ской сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хо-зяйственных связей. В экономических концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функ-циям в экономике.
Представители меркантилизма выступали за активное вмешательство государства в экономику. Государство в законодательном порядке способ-ствовало накоплению золота и серебра в стране, проводило политику в целях развития и защиты собственной промышленности. Представители более позднего периода - физиократы - не разделяли мнения меркантили-стов. Главная забота государства, с их точки зрения, – защита так называ-емого естественного права, основой которого является частная собствен-ность. Классическая школа политэкономии подвергла пересмотру теории своих предшественников, в частности меркантилистов. А.Смит и Д.Рикардо высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь. По мнению А.Смита, государство должно выпол-нять три обязанности: ограждать общество от насилия и вторжений других независимых обществ; ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия; создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содер-жание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть покрыты частными лицами. Представители неоклассического направления, создавшие теорию рыноч-ного равновесия и сформулировавшие закономерности оптимального ре-жима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы. Помощь государства в функционировании экономики считалась даже вредной.
Однако изменения в экономике конца ХIХ - начала ХХ века повлекли за собой развитие массового производства, увеличение товарных сделок, обострение конкуренции и заставили обратить внимание неоклассиков на возможные «сбои рынка», в частности, экстерналии, или внешние эффекты, необходимость создания общественных благ. Это вынуждало к усилению поддерживающих и корректирующих мер государства. Задачей последне-го стало создание соответствующей инфраструктуры, правовых норм и общественных благ, внутренней и внешней экономической безопасности, устойчивости национальной валюты. Но главной причиной активизации государства явился экономический кризис 30-х годов, который оконча-тельно подорвал доверие к саморегулирующим возможностям рыночной экономики .
Теоретически необходимость государственного регулирования эко-номики обосновал Дж. М. Кейнс, а опыт подтвердил его тезис о том, что путем государственных расходов можно повернуть ход развития экономи-ки в нужном направлении. Кейнсианская модель государственного регу-лирования экономики показала свою эффективность не только в 30-е годы и во время второй мировой войны, но и в послевоенный период. С середи-ны 70-х годов начинаются контратаки на кейнсианство представителей ли-беральной мысли (М. Фридман, Ф. Хайек). Причинами тому послужили дефициты государственных бюджетов, ставшие хроническими, высокий уровень инфляции. Возрождая идеи либералов классической школы, нео-либералы экономическую роль государства сводят к созданию наиболее благоприятных условий функционирования рыночной экономики.
Таковы различные взгляды на экономическую роль государства. При всей их противоречивости и несовпадении можно определенно отме-тить: различия касаются форм и доли государственного вмешательства в экономику. Современный рынок невозможен без вмешательства государ-ства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению микро- и макропропорций, к кризисным явлениям и процес-сам. Опыт показал, что их ограничивают только государственные регуля-торы .
Задание 2
Определите различия между автономными потребительскими расходами и как функции дохода
Кейнс полагал, что потребительские расходы зависят от располагае-мого дохода – суммарного дохода, который можно израсходовать на по-купку товаров и услуг. Располагаемый доход равен совокупному доходу (или совокупному выпуску) за вычетом налогов.
А автономные потребительские расходы – потребительские расходы, не зависящие от располагаемого дохода. Этот показатель отражает объем потребительских расходов при нулевом располагаемом доходе (даже в этом случае потребители должны иметь еду, одежду и кров) .
Задание 3
В чем заключается экономический смысл смещений линий IS и LM?
Модель IS-LM – это макроэкономическая модель, описывающая об-щее равновесие в экономике и образующаяся в результате слияния двух моделей равновесия на товарном (IS) и денежном (LM) рынках.
Модель IS-LM (модель доходов-расходов) объединяет рынки денег и рынки продуктов в единую систему. Данная модель была первоначально (в 1937 году) предложена английским экономистом Дж. Хиксом и позднее доп
Фрагмент для ознакомления
3
1. Борисов, Е.Ф. Экономика : учеб. и практикум для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. и техн. специальностям / Е. Ф. Бори-сов. - М. : Инфра-М Контракт, 2012. – 595 с.
2. Брызгалова И.В. Экономическая теория: учеб. пособие для ди-станц. обучения / И. В. Брызгалова, В. И. Огородников; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, Сиб. акад. гос. службы. - Новосибирск, 2005. - 260 с.
3. Епифанова, Н.С. Экономика : учеб. пособие для дистанц. обучения и самостоят. работы студентов по специальности 030501.65 - Юриспруденция / Н. С. Епифанова ; Федер. агентство по образованию, Сиб. Институт управления. - 3-е изд., испр. и доп. - Новосибирск, 2013. – 217 с.
4. Носова С.С. Экономическая теория для бакалавров: учеб. по-собие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» и экон. специальностям / С. С. Носова, В. И. Новичкова. - М.: КноРус, 2009. - 367 с.
5. Экономическая теория: учеб. для бакалавров : учеб. для сту-дентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» и экон. специ-альностям / под ред. Е. Н. Лобачевой. - М.: Юрайт, 2012. – 516 с.