Фрагмент для ознакомления
2
ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ
Аннотация:
В статье описаны теоретические аспекты использования игровой технологии на уроках географии в общеобразовательной школе, приведена классификация игр по дидактической направленности и по типу. Рассматриваются преимущества игровой формы проведения занятий. Анализируются этапы проведения игры. В статье обосновывается применение игровых технология при обучении географии. Приводится применение игровых технологий на уроке географии на примере изучения темы «Земля наш общий дом».
Ключевые слова: педагогическая технология, игровая деятельность, процесс обучения географии
Технология игровой деятельности направлена на то, чтобы научить школьников понимать мотивы их обучения, их поведение в игре и в жизни, т.е. формировать цели и содержание своей самостоятельной деятельности и предвидеть ее непосредственные результаты.
Игровая форма занятий является средством стимулирования обучающихся в учебном процессе. Все игровые формы обучения позволяют использовать уровни усвоения знаний. Ученикам интересно обучаться в игре, так как именно в такой форме информация, которую они получают, воспринимается доступнее и у них появляется все больший интерес к изучению предмета.
Применение различных игровых технологий способствует развитию у обучающихся логического мышления, познавательных интересов; школьники учатся обобщать, классифицировать, рассуждать, развивать внимательность, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывают выдержку, терпение в достижении цели.
Игры в сочетании с другими методическими приемами и формами повышают эффективность преподавания географии. Они могут быть проведены на уроках, семинарах, в кружках, их можно предложить в качестве домашнего задания. На практике игровая деятельность выполняет такие функции:
• развлекательную (это основная функция игры – воодушевить, пробудить интерес);
• коммуникативную: освоение диалектики общения;
• самореализации в игре;
• игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
• диагностическую: выявление отклонений от нормального поведения, самопознание в процессе игры;
• функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
• межнациональной коммуникации: усвоение обучающимися социально - культурных ценностей;
• социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
К настольным играм относятся ребусы, кроссворды, чайнворды, лото, домино, игровые кубики. Особенностью настольных игр по географии является наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача. Решение игровой задачи делает игру стремящейся к определенному результату. Наличие игровой задачи способствует развитию самооценки в форме оценки своей ловкости, своих умений, успехов сравнительно с другими. Настольные игры проводят как индивидуально, так и в ходе групповой и коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся.
В организации проведения настольных игр можно выделить два этапа, тесно связанных между собой. Первый этап – разработка игры учителем. Этот этап включает в себя подготовку материальной базы (карточки, знаки, топографическое и картографическое лото, графические конспекты, занимательные тексты). Второй этап – составление настольных игр самими
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И.П. Андриади. - М.: Академия, 2014. - 160 с.
2. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебник / М.Н. Гуслова. - М.: Академия, 2018. - 256 c.
3. Сальникова, Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие / Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 c.
4. Федоров, В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования: Учебное пособие / В.А. Федоров. - М.: Академия, 2012. - 176 c.
5. Шевченко, Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания: Учебно-методические материалы / Н.И. Шевченко. - М.: Рус. слово - учебник, 2012. - 208 c.
6. Шимлина, И. В. (доктор педагогических наук; декан). Завтрашний день географического образования в России: быть или не быть / И. В. Шимлина // География в школе. - 2017. - № 2. - С. 34-38