Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из основных направлений комплексной реабилитации лиц с особыми образовательными потребностями является их социокультурная реабилитация, под которой понимается комплекс мероприятий, направленных на создание психологических механизмов, способствующих постоянному внутреннему росту, развитию и в целом восстановлению культурного статуса человека с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как личности. Приобщаясь к культуре, человек с ограниченными возможностями здоровья становится частью культурного сообщества [2].
Важным средством социокультурной реабилитации может стать музейная работа.
Посещение музеев решает следующие задачи:
• приобщить людей с ОВЗ к познанию культурных ценностей через посещение музеев;
• научить восприятию, анализу и пониманию музейных экспонатов;
• научить видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т. е. оценивать их с точки зрения развития истории и культуры;
• формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
• формировать способности к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, художественное восприятие действительности;
• формировать потребности и навыки общения с памятником, с музеем;
• развивать способность к эстетическому восприятию и сопереживанию;
• формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
• развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов. Известную сложность для учителя представляет проблема отбора тех исторических и культурологических фактов, которые в своей совокупности и должны воссоздать в сознании ребенка целостный процесс возникновения, становления и развития окружающей действительности.
На помощь приходят музеи различного профиля (исторический, художественный, естественно-научный, литературный, научно-технический и др.), Изучение экспозиций которых в комплексе способствует появлению единой и гармоничной картины мира.
Экскурсии в музей должны сопровождаться творческими заданиями. Например, на музейных экспозициях сделайте наброски одежды, которую носили наши предки (в определенные исторические периоды), посуды, которую они использовали, или нарисуйте карту своего родного города (его историческая часть: торговые районы, переулки, центральные улицы) с указанием, кто жил здесь в далеком прошлом: торговцы, оружейники, торговцы, дворяне, ремесленники, кожевники.
1. Критерии отбора
Критерии отбора материала определяются степенью его соответствия рассматриваемым проблемам, доступностью восприятия их детьми с ОВЗ разного возраста, педагогической целесообразностью. В качестве одного из важнейших критериев при отборе материала для беседы выступает воспитательный аспект. Мы должны знакомить учащихся с истинно культурным наследием, доставшимся нам в виде технических достижений, произведений искусства, литературы, устного народного творчества - подлинных эстетических ценностей [3].
Приобщение школьников к миру культуры требует от педагога не только обширных знаний, владения средствами и навыками коммуникации с детьми с ОВЗ, знания особенностей их психического развития, но и владения технологией музейной педагогики. Монолог педагога должен быть сведен к минимуму, постоянно прерываясь обращениями к детям, заставляющими будить их мысль и самостоятельно находить нужный ответ. Кроме того, в беседы следует включать разнообразные игровые и логические задания, которые могут даваться детям на этапе подготовки к экскурсии или при проведении послеэкскурсионной работы по закреплению материала. Предмету и взаимодействию с ним отводится главная роль, он как бы раскрывает все свои грани, приобретая характер одушевленного объекта.
Например:
• игры, помогающие развивать образное мышление, воображение ребенка: предложить детям представить себя в определенной обстановке, в роли сказочного персонажа, мифологического героя или участника какого-либо события;
• игры на выразительность движений, пантомимики проводятся на занятиях по теме: «Боги и герои в искусстве Древнего мира». Дети воспроизводят по памяти рассмотренную скульптуру (позы, жесты, мимику), отгадывают персонажей по характерным признакам и атрибутам. Дается задание передать характер персонажа, определенное настроение через движение тела, походку, осанку, жест и мимику, что приучает детей понимать эмоциональное состояние героев и осмысливать чувства, выраженные в произведениях искусства;
• игры, в которых ставится задача отгадать, найти аналогичные произведения по знакомым уже атрибутам, сюжетам, ответить на вопросы: «На что похоже? Где мы это уже видели?». Это способствует развитию аналитического мышления и обогащает ассоциативные представления.
В работе с детьми, имеющими нарушения слуха, всегда важно продумать весь речевой материал, который будет не только целесообразным, но и доступным для понимания учащихся. Поэтому при организации поездок в музей необходимо проводить занятия, направленные на ознакомление учащихся с соответствующей атмосферой первичного ознакомления с предметами, предметами, вещами, произведениями искусства, религией, которая будет объектом внимания, знаниями в музее. Самое главное - предоставить детям необходимый словарный запас и зарисовки, пиктограммы в разговоре. Именно эти ключевые слова указывают на основные понятия, которые наиболее важны для понимания темы, на которую педагог обращает внимание во время поездки. Перед поездкой демонстрируются иллюстрации, слайды, фильмы, студенты читают книги (мифы, рассказы, стихи).
2. Закрепление материала
Закрепление материала проводится на уроках и на занятиях воспитателя, где школьникам предлагается вспомнить, что они видели в музее, что их заинтересовало, обменяться впечатлениями, используя новые слова и понятия. Свои впечатления, учащиеся выражают в творческих работах (рисунках, лепке, сочинениях, эссе, докладах, тематических конференциях и т. д.), в тетрадях по темам экскурсий в музеи, в которых представлен словарь терминов по искусству и соответствующие рисунки. Закрепление материала не должно проходить в форме тренировки памяти и натаскивания детей. Как показывает опытно-экспериментальная работа, намного эффективнее усваивается материал, если он дается в виде бесед, игр, викторин, загадок [1], кроссвордов постановки проблемных вопросов. В усвоении новых слов и терминов следует избегать заучивания: они будут часто повторяться на последующих занятиях и экскурсиях и постепенно, связываясь со зрительными впечатлениями школьников, усваиваться.
Экскурсию, как правило, проводит экскурсовод, поэтому следует подумать об адекватном жестовом переводе для школьников с нарушением слуха. Успех экскурсии во многом зависит от личности сотрудника музея, его умения завоевать доверие учащихся, быть доброжелательным, терпеливым, внимательным, тактичным. Чтобы воздействие искусства было полезным, необходимо найти способ для души ребенка, рассмотреть технологию, чтобы внедрить ее в восприятие музейных выставок. Для сотрудника музея очень важно, чтобы он делал материалы доступными для студентов, у которых есть определенные нарушения. Он должен искать замену многим знакомым художественным терминам и понятиям. Однако отказаться от специальной терминологии невозможно, прежде всего потому, что мы поставили задачу пополнить словарный запас учащихся. Новые слова вводятся дотошно, их значение уточняется, постепенно усваивается и включается в словарный запас детей.
Метод работы гида должен основываться на приятном осмотре произведений искусства с детьми, на активном общении с группой в форме взаимных вопросов и ответов. Поэтому при планировании экскурсии в музей гид должен быть заранее проинформирован о характеристиках группы экскурсий.
В живом диалоге с экскурсоводом и сверстниками, проходящем непосредственно у произведения искусства, необходимым стимулом для школьника является уверенность в том, что к его высказываниям окружающие отнесутся с пониманием и уважением. С другой стороны, этот диалог важен для экскурсовода, так как дает возможность понять психологию детей, уровень их развития и характер восприятия музейных экспонатов. Особому ребенку весьма необходимо одобрение взрослого, похвала за любой успех, догадку, рисунок, что вызывает желание общаться, познавать новое. Атмосфера сотворчества является особенно плодотворной, но она должна возникать непринужденно, ненасильственно. Реакция экскурсантов является главным показателем, позволяющим определить длительность музейной экскурсии, содержание и количество показываемых экспонатов. Дети должны чувствовать себя комфортно. Если интерес ослабевает, наблюдаются признаки утомления, экскурсовод, работающий с