Фрагмент для ознакомления
2
1. Основы бизнес - планирования
1.1 Структура и содержание бизнес – плана
Бизнес - планирование – это комплекс мер, направленных на исследование прошлого, текущего и будущего состояния компании. Суть бизнес-планирования - определение целей, задач, перспектив развития, анализа способов реализации новых проектов, оценки потенциальной прибыли и рисков компании. Часто бизнес-планирование находит отображение в специальном документе – бизнес-плане.
Бизнес-план – расширенный план, в котором расписаны основные этапы развития компании на рынке, размеры необходимых инвестиций, сроки реализации проектов, кадровые решения, потенциальные риски ,сроки окупаемости проекта, потенциальные доходы и так далее.
При планировании деятельности компания может ставить пред собой несколько целей оформления бизнес-плана:
1. Для себя. В этом случае основная цель предприятия – самоконтроль. К примеру, компания решила попробовать свои силы в смежной сфере деятельности. Чтобы убедиться в перспективах проекта и исключить вероятные риски, проводится подробное бизнес-планирование.
2. Для получения займа. Еще недавно для оформления кредита нужно было принести всего лишь ТЭО, состоящее из двух страниц. Кредитор получал технико-экономическое обоснование, и это могло стать основанием для предоставления определенной суммы. Но это был не единственный критерий оценки. Банк рассматривал личные связи заемщика, его состояние, рекомендации и так далее. В последние годы все чаще для выдачи кредита нужен полноценный бизнес-план.
3. Для привлечения денег инвесторов. В качестве «спонсоров» могут выступать частные инвесторы и компании (к примеру, инвестиционный фонд). Если капитал привлекается за счет публичного впуска акций, то наличие бизнес-плана позволит много выгоднее продать компанию. Это легко объяснить. Инвестор видит всю необходимую информации – уровень продаж, данные о предприятии, уровень производства, финансовые перспективы и так далее.
Есть мнение, что в скором времени бизнес-планирование станет основной для эмиссии ценных бумаг. Но пока такая практика только в перспективе и работает исключительно в качестве вспомогательного инструмента.
4. Для совместного бизнеса (компании, альянса) с партнером из другой страны. Инвесторы из-за рубежа все активнее выводят капитал из России. Те же, что возвращаются, стараются быть крайне осторожными и всесторонне оценивать потенциального партнера. Наличие качественного бизнес-плана со всеми необходимыми цифрами дает уверенность потенциальному партнеру и повышает шансы дальнейшего сотрудничества.
5. Для заключения крупного договора. Если в будущей сделке речь идет о крупной сумме и существенных преобразованиях в работе компании, то бизнес-планирование – обязательная ступень при оформлении сделки.
6. Для привлечения лучших сотрудников. В последние годы найти квалифицированного и опытного работника становится все сложнее. Лучших кадров, как правило, переманивают конкуренты. Даже высокий оклад не всегда помогает заманить нужного человека в свой коллектив. Наличие бизнес-плана на руках может решить проблему. После изучения целей компании, ее перспектив роста, потенциальной прибыли и собственной роли в развитии специалист может и изменить свое решение.
7. При слиянии с другой компанией. Часто бизнес-планирование является одним из ключевых этапов при слиянии двух различных структур. В этом случае можно увидеть перспективы подобных решений, оценить риски, рассчитать возможные убытки и прибыль.
8. Для оптимизации и реорганизации. По мере роста небольшие фирмы меняют концепцию развития и расширяют сферу своей деятельности. Составление бизнес-плана в сотрудничестве с партнерами позволит выделить правильную концепцию, четко определиться с целями будущих изменений, поставить задачи и своевременно реализовать замыслы.
Как и любое другое действие в работе компании, бизнес-планирование имеет свои задачи. К ним можно отнести:
- определиться в дальнейшим направлением деятельности структуры, ее места на рынке, потенциала роста, перспектив развития;
- определиться с долгосрочными и краткосрочными целями компании, путями их достижения, тактикой и стратегией, а также поставить лиц, которые будут нести ответственность за реализацию выбранного направления;
- принять решение о соответствии персонала компании и условий мотивации труда тем целям, которые ставит перед собой компания;
- сделать выбор в пользу тех или иных товаров (услуг), которые будет предлагать компания своим клиентам;
- провести оценку потенциальных затрат, связанных с изготовлением и реализацией новой продукции;
- просчитать реальное финансовое положение бизнеса в целом, а также соответствие текущих финансовых (моральных) ресурсов тем планам, которые ставит перед собой компания;
- определиться с перечнем мероприятий в маркетинговой сфере, которые необходимы для подробного изучения рынка, необходимостью в рекламе, стимулировании продаж и так далее;
- заглянуть немного вперед и предусмотреть возможные сложности при реализации тех или иных задач. Чем больше форс-мажорных обстоятельств учтено в процессе бизнес планирования, тем лучше.
Бизнес – план постоянно обновляется, корректируется ввиду перемен происходящих внутри фирмы и на рынке товаров, работ и услуг.
Бизнес- план даёт возможность предприятию оценить результаты своей деятельности и обобщить анализ перспектив с целью увеличения бизнеса. Такой подход позволяет определить проблемы в управлении финансово-хозяйственной деятельности и скоординировать действия менеджеров, способствующих совершенствованию управления предприятием [4], [5].
Важное значение имеет структура бизнес-плана, который представляет собой сложный документ, включающий в себя описание компании, ее потенциала, оценку внутренней и внешней среды бизнеса, конкретные данные о развитии фирмы.
Хотя бизнес-планы могут видоизменяться, структура их разделов остается практически одинаковой. Бизнес-план состоит из: резюме, характеристики отраслевой направленности, и выпускаемых ею товаров, работ и услуг, маркетингового и организационного и финансового планов; анализа рисков, страхования [3].
Исследования наружной сферы предполагают собою процедуру, с помощью который бизнесмен либо руководитель дает оценку наружным угрозам и способностям, которые имеют все шансы осложнить либо посодействовать достижению установленных целей.
Как правило при самоанализе рекомендовано изучить 5 главных функций управления: менеджмент, денежные потоки, выпуск продукции, регулирование персоналом и управленческой деятельностью.
Анализ может быть использован и полезен в текущей деятельности предприятия и позволяет уточнить текущие позиции на любую желаемую дату.
Для компании, пребывающей на ранней стадии развития, бизнес-план во многих отношениях предполагает попытку стратегического планирования. Проект применяется с целью установления ориентиров развития на ближайшие несколько лет. Предполагаемое направление развития должно быть понятным и чётким для сотрудников предприятия и возможным заимодавцам и инвесторам [1].
Содержание бизнес-плана, его структура и уровень детализации формируются взаимодействием таких условий, как ассортимент и объем выпускаемой продукции, размер рыночного спроса и предложения, степень расширения и объёма производства, привлекаемый каптал для ведения бизнеса, конкурентоспособность и платежеспособность предприятия [2].
С целью составления технико- экономического обоснования бизнес-проекта, следует располагать следующими показателями:
- единые начальные сведения и требования по выполнению проекта; каналы сбыта производимых товаров, работ и услуг;
- наличие необходимых материальных и производственных ресурсов;
- местоположение предприятия и наличие удобной транспортной инфраструктуры;
- проектно-конструкторские документы;
- уровень организации предприятия; потребность трудовых ресурсов и источников финансирования; определение плана сроков завершения проекта;
- финансово-экономический анализ бизнес-проекта.
Вышеперечисленные показатели бизнес-плана определяют содержание и последовательность выполнения финансово- экономических расчетов. Следовательно для высококачественной разработки бизнес-планов нужна реальная начальная производственная, маркетинговая и финансово-экономическая информация.
1.2 Роль, место и значение бизнес-планирования в системе управления
предприятием
В России активно протекает процесс формирования и совершенствования финансово-хозяйственной деятельности организаций, относящихся к различным формам собственности. Одной из главных задач можно назвать привлечение инвестиций, включая зарубежные. Удачное создание нового бизнеса требует ясного и объективного планового проекта. С этой целью необходимо прибегать к планированию бизнеса.
Обоснованный бизнес-план способен помочь бизнесу добыть денежные средства, определить планы на ближайшее время и долгосрочную перспективу, сформировать аналитический материал, который позволит оценивать развитие бизнеса, побуждает предпринимателя тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового занятия в условиях рыночной экономики.
Разработанный бизнес-план позволяет спланировать хозяйственно-финансовую деятельность фирмы в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения источников финансирования бизнес-проекта.
Он позволяет предприятию решить данные задачи:
- определить конкретные направления деятельности предприятия и его место на рынке; сформировать цели, стратегию и тактику предприятия;
- определить показатели товаров, которые будут предложены на потребительском рынке; подобрать кадровый состав, соответствующий предъявляемым требованиям;
- провести маркетинговые мероприятия для исследования рынка аналогичных товаров, рекламе, ценообразованию, сбыту продукции и т.д.;
- дать оценку в динамике финансового состояния предприятия и определить свои возможности в финансовых и материальных ресурсах.
Бизнес-план является комплексным документом, отражающим базовые аспекты и показатели, позволяющие дать объективное представление о будущем или начинаемом деловом предприятии.
Разработка бизнес-плана необходима при решении следующих задач:
- получение источников финансирования в виде краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов;
- открытие нового дела, определение профиля будущей фирмы, основных направлений ее коммерческой деятельности;
- перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов, направлений, способов осуществления коммерческих операций;
- привлечь иностранные инвестиции и обеспечить выход на внешние рынки.
Если предприятие намерено использовать бизнес-план для привлечения дополнительного капитала, то необходимо:
- показать, что шансы возврата денег (окупаемость инвестиций) очень велики;
- внушить доверие относительно ваших управленческих способностей, а также эффективности вашей команды;
- показать, что имеется хороший рынок сбыта для вашего товара или услуги. Для того чтобы достичь собственных целей и получить источники финансирования, нужно показать перспективность данного, подкрепленного цифровым и аналитическим материалом.
В российском малом и большом предпринимательстве в последние годы значительно расширилась практика составления бизнес-планов с учетом специфики новых рыночных отношений.
Наличие типового содержания бизнес-плана расширяет границы его применения не только на больших, но и на малых предприятиях. Вместе с тем следует иметь в виду, что действующее российское законодательство не закрепляет не только формы и порядок бизнес- планирования, но и саму обязательность разработки таких планов. Однако бизнес-план уже занял свое прочное место в российском предпринимательстве.
Многолетний опыт фирм ясно характеризует необходимость составления бизнес-планов, который способствует повышению уровня предпринимательства и его стабильности на аналогичных рынках. С абсолютной уверенностью бизнес-план можно расценивать как эффективный инструмент формы планирования, характеризующего содержание целей и задач, период и пути их свершения. Значение обусловлено большими возможностями вовлечения бизнес-плана в качестве средства привлечения нужных ресурсов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Арустамов, Э. А. Основы бизнеса [Электронный ресурс]: учебник / Э.А. Арустамов. - Москва : Дашков и К°, 2015. - 232 с.
http://znanium.com/go.php?id=512616
2. Баринов, В. А. Бизнес-планирование [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. А. Баринов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. - 272 с. http://znanium.com/go.php?id=502635
3. Баринов В.А. Бизнес-планирование. – М. Форум: ИНФРА-М, 2011. – 256 с.
4. Бринк И.Ю., Савельева Н.А. Бизнес-план предприятия. Теория и практика. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 420 с.
5. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Бизнес-план: Методика разработки.45 реальных образцов бизнес-планов. -5-е изд., доп. и перераб. – М.: «Ось-89», 2011. – 539 с.98
6. Лапуста, М. Г. Предпринимательство [Электронный ресурс]: учебник / М. Г. Лапуста. - Москва : ИНФРА-М, 2016. - 384 с.
http://znanium.com/go.php?id=545254
7. Резник, С. Д. Основы предпринимательской деятельности [Текст]:учебник / С. Д. Резник, И. В. Глухова, А. Е. Черницов ; под общ. ред. С.Д. Резника. - Москва : ИНФРА-М, 2015. - 287 с. http://znanium.com/go.php?id=489804
8. Романова, М. В. Бизнес-планирование [Электронный ресурс]: учебное пособие / М. В. Романова. - Москва : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. - 240 с. http://znanium.com/go.php?id=504797
9. Самсонов В.С. Использование CMS-систем при реализации метода генерирования управленческих воздействий, направленных на снижение затрат предприятия.// «Современная экономика: проблемы и решения», 2012. № 7(31), с.139-145.
10. Сивальнева Н.Н. Финансовые науки: деньги, кредит, банки, финансовый менеджмент (дайджест): учебное пособие / Н.Н. Сивальнева, И.В. Шершень. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2014. – 192с