Фрагмент для ознакомления
2
Динамическая афазия
Локализация Основной механизм и симптом Устная речь Письменная речь Диагностика и коррекция
Экспрессивная речь Импрессивная речь Письмо Чтение
Поражаются отделы коры левого полушария на стыке переднего и заднего лба кпереди от зоны Брока, а также верхние отделы левой премоторной зоны- третичная кора. Дефект активного программирования высказывания, протекающего во внутренней речи в звене переструктурирования высказывания. Нарушение спонтанного развернутого высказывания.
Нарушение экспрессиной речи, нарушение импрессивной речи, нарушение чтения и письма При пересказе по сюжетной картинке произносятся отдельные, не связанные между собой фрагменты, не выделяются основные смысловые звенья;
· Псевдоамнестические трудности при назывании предметов и особенно при вспоминании фамилий или имен знакомых людей, названий городов, улиц. Подсказ первого слога слова может являться пусковым толчком, деблокирующим инертность протекания речевого поиска слов;
· Трудности при задании произвести обратный порядковый счет;
· При более массивных поражениях выявляется глубокое нарушение порождения сложных мотивов, замыслов и программ поведения, не проявляется интерес к окружающему, не формулируются никакие просьбы, не задаются вопросы.
· Спонтанная речь может отсутствовать;
· Диалогическая речь грубо нарушена и характеризуется эхолалическими повторениями вопросов; В более легких случаях эхолалично заимствуется часть вопроса собеседника. -“Вы сегодня завтракали?” -“Мы сегодня завтракали”
· В речи наблюдается много персевераций. Например, назвав карандаши с помощью подсказанного слова цветные, больной продолжает называть следующие предъявленные ему предметы “душистые карандаши”, “чайные карандаши” (вместо цветы, ложки).
При легкой степени при убыстрении предъявляемых заданий, при показе предметных картинок, частей тела могут наблюдаться персеверации, трудности быстрого нахождения предмета, возникает псевдоотчужденность смысла слова;
· При выраженной динамической афазии обнаруживается нарушение чувства языка, возникают затруднения в понимании сложных фраз, особенно если требуется для понимания перестановка элементов предложения; эти трудности связаны с недостаточной активностью больных, инертной фиксацией их внимания на значении отдельных элементов с нарушением понимания грамматических средств языка;
· Чтение и письмо остаются сохранными;
· Элементарный счет сохранен. Однако резко нарушается решение арифметических задач, требующих для своего осуществления построения плана действий.
Письменная речь во многом сохранна. Дисграфия наблюдается при написании под диктовку длинных предложений, попытках создать текст собственного сочинения. Дислексия обусловлена невнимательностью, выражается пропуском слов, словосочетаний, плохим пониманием прочитанного. Возможна акалькулия, выражающаяся в затруднениях определения последовательности выполнения арифметических операций. Доступными пациенту остаются последовательный счёт, решение элементарных примеров При чтении множество литеральных парафазий, возникает затруднение в нахождении места ударения в слове, в связи с этим осложнение понимания прочитанного. Однако чтение остается наиболее сохранной речевой функцией, так как оно осуществляется путем привлечения зрительного и кинестетического контроля; Во время диагностики устной речи выявляют группу и выраженность афазии. Дополнительно исследуется письменная речь, что позволяет проводить дифференциальную диагностику с другими вариантами афазий и мозговых повреждений.
Коррекция: Трудности внутреннего планирования высказывания преодолеваются созданием внешних опор: вопросов, схем, серий картинок. При грубой афазии занятия направлены на преодоление инактивности, стимулирование коммуникативной функции при помощи диалога, при средней степени — на восстановление фразовой речи, понимания сложных грамматических оборотов, при лёгкой — на активизацию спонтанной речи, преодоление трудностей понимания переносного смысла слов
Эфферентная Моторная Афазия (Моторная Афазия Брока)
Локализация Основной механизм и симптом Устная речь Письменная речь Диагностика и коррекция
Экспрессивная речь Импрессивная речь Письмо Чтение
Нижняя треть премоторной зоны левого полушария, или задняя треть нижней лобной извилины - зона Брока
Возникают многочисленные персеверации, повторы слов и слогов. Дефекты переключения, персеверации наблюдаются на фоне расстройств просодики речи — интонации, ударения, ритма речевого потока. Речь невыразительная, сопровождается ошибками в ударениях, носит скандированный характер. Нарушается конструкция фразы. У ряда пациентов преобладают существительные в именительном падеже и глаголы в инфинитиве, что обуславливает телеграфный тип высказываний.
Центральным механизмом данной формы афазии является патологическая инертность возникших стереотипов, появляющаяся из-за нарушений смены иннервации, что ведет к нарушению своевременного переключения с одной серии артикуляционных движений на другую
Многие патологические процессы отражаются в нарушениях темпа, плавности, ритма этого вида речи. Она может становиться, например, прерывистой, замедленной, скандированной (при болезни Паркинсона) или с запинаниями на первых слогах (при атрофических возрастных процессах в головном мозге) Особенности импрессивной речи, или процессов понимания обращенного речевого высказывания, заключаются в понимании устной (чтение) и письменной речи. Психологическая структура этого вида состоит из следующих этапов:
Первичного восприятия речевой информации.
Декодирования этой речевой информации, представляющего собой анализ состава буквенной или звуковой форм.
Соотношения информации с определенными смысловыми категориями
В письме это проявляется непроизвольным пропуском гласных букв. Навыки письма реабилитируется по мере восстановления речи возникает затруднение в нахождении места ударения в слове, в связи с этим осложнение понимания В исследование импрессивной стороны речи входит изучение: 1) понимания речи (ситуативный и неситуативный диалог); 2) соотнесения названия с предметом (показ предметов и частей тела по названиям); 3) понимания сложно построенной речи (объяснение логико-грамматических конструкций). Исследование экспрессивной речи содержит изучение: 1) автоматизмов порядковой речи (порядковый счет до 10, дни недели, месяцы, оканчивание знакомых пословиц, фраз с жестким контекстом, чтение упроченных стихов, пение со словами хорошо известных песен); 2) аффективно окрашенных автоматизмов («ах ты, черт!», «не знаю!», «как же так?!» и др.; 3) соотношения объемов произвольной (по заданию) и непроизвольной речи; 4) повторения звуков и слогов, слов и фраз; 5) называния предметов, действий и состояния спонтанной речи, а также спонтанной речи в монологе (пересказ, рассказ, импровизация); 6) глобального и аналитического чтения букв, слогов, фраз, текстов; 7) письма букв, слов, фраз, текстов (списывание, диктант, самостоятельное письмо).
При эфферентной моторной афазии логопед восстанавливает те высшие корковые функции, которые поэтапно развивались у ребенка с самого раннего возраста: слоговую организацию слова, «чувство языка», элементарное соединение слов в предложении