Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Как правило, существует два основных подхода к пониманию конфликта. Первый определяет конфликт как столкновение сторон, сил, мнений и пр. Если рассматривать данный подход, то конфликты возможны и в неживой природе. Второй подход заключается в понимании рассматриваемого процесса как столкновения разных интересов, мнений и пр. Здесь участники конфликта – группа людей .
Что является необходимым условием возникновения конфликта? Прежде всего, это наличие у субъектов конфликта противоположно направленных целей и суждений, мотивов. Предконфликтной является ситуация, когда конфликтующие субъекты противодействуют, но не переживают негативных эмоций. Но эмоции также могут переживаться, но не проявляться. Сферами противодействия конфликтующих субъектов могут быть общение, поведение и деятельность.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса психологического анализа конфликтного поведения.
Задачи:
1) Характеристика сущности конфликта;
2) Анализ моделей поведения в конфликте;
3) Описание типов личностей в зависимости от моделей поведения в конфликте применительно к спорту.
Осуществленный нами анализ работ в области интересующей нас проблемы позволяют говорить о том, что к проблеме конфликта человек начинает обращаться очень давно: практически с того момента, как возникает человеческое общество, а сами люди начинают осознавать свою социально–психологическую сущность. Итогом этих первых попыток осмыслить феномен конфликта явились многочисленные произведения древнего эпоса. Многие сказания, предания, былины описывают всевозможные конфликтные ситуации и раскрывают пути их разрешения.
1 Сущность конфликта
«Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения», — писал Антуан де Сент–Экзюпери. Но почему же люди не всегда ценят эту роскошь? Почему конфликтуют, взаимодействуя друг с другом?
К далекой древности, а именно к идеям и трудам античных и древнекитайских мыслителей, относятся первые попытки научного объяснения конфликта. Так, выдающийся древнегреческий философ Гераклит рассматривал конфликт как обязательный атрибут человеческого общества. По его мнению, общество без конфликтов существовать не может, поскольку все в мире рождается только через вражду и распри. Конфликты как следствие неравенства между людьми, вражды, ненависти их друг к другу трактуют конфликт Платон и Аристотель. Подобную мысль высказывает и древнекитайский философ Конфуций, утверждая в своих многочисленных трактатах, что конфликты порождаются неравенством и «непохожестью» людей, а также их многочисленными пороками: упрямством, лестью, корыстолюбием, себялюбием и т.д.
Анализируя труды Конфуция, уже в древности философы в качестве одного из основных средств предупреждения конфликтных ситуаций рассматривали организацию системы воспитательных мер, ориентированных на повышение нравственности — «улучшение нравов и устранение пороков» людей.
Появление в конце эпохи Средневековья идей гуманизма и индивидуализации объективно обусловливает новую веху в разработке проблемы конфликта. Выдающиеся мыслители этого времени, — Ф. Бекон, Т. Мор, Э. Роттердамский резко критикуют конфликтные формы существования общества, осуждают все возможные социальные столкновения и конфликты и выступают за мир и согласие между людьми. Именно в это время появляются и первые труды мыслителей, посвященные изучению причин возникновения конфликтов и путей их предупреждения. Так, Т. Гоббс и Дж. Локк в качестве основной причины конфликтов между людьми называют невозможность реального удовлетворения всех их потребностей. По мнению мыслителей, согласия достичь возможно лишь в результате принуждения к нему людей. Другими словами, между людьми должен быть заключен некий общественный договор о бесконфликтном взаимодействии, соблюдение которого должно стимулироваться страхом наказаний.
Ф. Бекон же, как результат достаточно детализированного анализа причин возникновения конфликтов, выделяет материальные, политические и психологические условия их возникновения .
Весьма интересны взгляды на конфликт и его причины английского экономиста эпохи Просвещения А. Смита, который в разработанной им Теории нравственных чувств формулирует идею «любви к себе», согласно которой определенная степень эгоизма человека, его корыстные интересы при условии их гармонии с общими устремлениями к благополучию и счастью позволит избежать конфликтных ситуаций в обществе.
По мнению А. Смита именно стремление человека к его собственному благополучию побуждает его к благоразумию и справедливости. Более того, именно благоразумие и справедливость, по мнению мыслителя, являются основными предпосылками, как предупреждения, так и разрешения конфликтов.
Таким образом, уже на первых этапах разработки проблемы конфликта мыслители предпринимают попытку объяснить сущность данного феномена с позиций его специфики как явления социального; исследуют причины конфликтов и пути их предупреждения и разрешения.
Являясь явлением социальным, особый интерес исследованию проблемы конфликта проявляют социологи и психологии. Так, представитель немецкой школы социологии Г. Зиммель, исследуя разнообразные формы социального взаимодействия, в качестве одной из таких форм выделяет конфликт. Согласно позиции данного исследователя, именно конфликт объективно является важнейшей формой общественного развития.
Психологи же, исследуя проблему конфликта, в первую очередь, обращаются к изучению его как психологического феномена. При этом исследователи обращают внимание на тот факт, что конфликт — это не что иное, как достаточно ярко эмоционально окрашенный способ разрешения возникающих противоречий, предполагающий активность субъектов взаимодействия. Прокомментируем сделанный нами вывод некоторыми определениями понятия «конфликт»:
– как трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями;
– как биполярное явление — противостояние двух начал, проявляющееся в активности сторон (субъектов конфликта), направленной на преодоление противоречий;
– как актуализировавшееся противоречие, противостоящие ценности, установки, мотивы определяет конфликт Б. И. Хасан и т.д.
Конфликт - важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, и, как следствие — «форму отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями» ;
– конфликт как процесс, развитие действий сторон на пути поиска средств для сбалансированности, достижения согласия и сотрудничества.
Первым ученым, кто обратил внимание на данную сторону конфликта, был Р. Дарендорф.
В дальнейшем данную особенность конфликта подробно исследует М. В. Башкин, делая вывод о возможном позитивном эффекте конфликтной ситуации для развития субъекта в случае, если противоречия к конфликту как таковому не приводят и его участники находят в себе силы прибегнуть к эффективному, бесконфликтному взаимодействию и с позитивным эффектом разрешить все возникшие проблемы. Не случайно еще одной стороной проблемы конфликта, объективно привлекающей внимание интерес исследователей, является проблема предупреждения и эффективного разрешения конфликтных ситуаций.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Анцупов А. Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2016. 591 с.
2) Башкин М. В. Конфликтная компетентность: метод. указания / Яросл. гос. ун–т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2017. 72 с.
3) Вихров К.Л. Факторы и педагогические средства повышения качества и надежности судейства соревнований по футболу / К.Л.Вихров. – Киев.: РСГИФК, 1986.
4) Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. - М.: Славянский диалог, 2016. 334 с.
5) Кузнецов Ю. Ф. Спортивное судейство в футболе в XXI веке. Теория и практика физической культуры, 2000. – No 7. – С. 20.
6) Петровская Л. А. О понятийной схеме социально–психологического анализа конфликта// Теоретические и методологические проблемы социальной психологии.- М., 2007. С. 128–131.
7) Уилсон Д. Книга о футбольных тактиках: стратегии на футбольном поле. — М.: Эксмо, 2014.
8) Фрейд З. Психология бессознательного: сборник произведений. - М.: Просвещение, 1989. 426 с.
9) Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Психология конфликта и переговоры. - М.:Академия, 2018. 192 с