Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Подростковый возраст – один из самых трудных и самых сложных возрастов детей, который представляет собой этап становления личности.
Одним из самых важных отличительных признаков такого этапа являются изменения фундаментальные, которые происходят в самосознании подростков и их эмоциональной сфере.
Следует отметить, что подростковый возраст чрезвычайно чувствителен и восприимчив к различным жизненным событиям и влияниям. Любые отягощенные события и обстоятельства, как
3
например, неблагополучная семейная обстановка, поведение родителей в подобных условиях, скорее всего, будет иметь определенную специфику в своем восприятии у подростков.
Если у подростков есть отягощённое социальное окружение: неблагополучная семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры на взрослого, то проблемы в личностной и эмоциональной сфере, практически, неизбежны.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения страхов у подростков из неблагополучных семей
1.1. Психологические особенности подростков, живущих в неблагополучных семьях
Одним из постоянных объектов внимания в психолого-педагогических науках, являются трудные подростки из неблагополучных семей. По мнению ряда авторов классических направлений психотерапии, главным фактором, который влияет на развитие личности человека, является особенность отношений родителей с ребенком в детстве.
Э. Фромм, изучая проблемы становления личности в современном обществе, считал, что характер ребенка развивается в ответ на характер родителей и является слепком с их характера [36].
Хорни К. считала, что в семье травмирующие переживания формируют у детей определенный склад характера, который был назван базальной тревожностью [37, С. 30]. В этом случае у ребенка развивается чувство собственной незначительности, подверженности опасности, беспомощности нахождения в мире, нападкам, обману, открытом обидам, оскорблениям, зависти, предательству. Чем дольше ребенок скрывает недовольство своей семьей, например, подчиняясь родительским установкам, тем он больше копирует свою тревожность на мир вокруг себя, приобретая понятие того, что мир в целом страшен и опасен. Дети лишаются уверенности в своей важности, ценности для других, становится обидчивым и ранимым, не в состоянии себя защищать. Сильные реакции на ситуации, частые провоцирующие складываются постепенно в такой тип характера.
1.2. Эмоциональная сфера неблагополучных подростков.
Эмоционально-волевая сфера личностей очень давно исследуется и при этом среди исследователей по вопросу о ее сущности не складывается единого мнения. В многочисленных исследованиях воля и эмоции рассматриваются как сферы личности самостоятельные, а их объединение объясняется важностью изучения проблемы регуляции поведения личности в разных ситуациях [30]. Эмоции в непосредственном переживании позволяют личности отражать окружающую действительность. Это переживание позволит наделить события и объекты особой важностью и осознать собственное к ним отношение. В тот же момент времени за счет волевой регуляции происходит концентрация личности в достижении конкретной цели. За счет этого у человека могут возникать мотивы деятельности. Это позволяет преодолевать разные препятствия характера, как субъективного, так и объективного. Важным аспектом в развитии сферы эмоционально-волевой в возрасте подростковом является ее противоречивый характер. Слабая развитость эмоционально-волевой сферы может привести к тому, что эмоциональное отношение подростка к миру и их волевые усилия во многом определяются предпочтениями подростка и текущей ситуацией [19]. Это может привести к неустойчивости эмоционально-волевой регуляции, когда подросток не способен сосредоточиться на решении поставленных задач.
4
1.3. Страх, как эмоция и переживание
Страх – это состояние эмоциональное, которое отражает биологическую реакцию животного или человека при переживании мнимой или реальной опасности для их благополучия и здоровья. К аффективным страхам относятся испуг, паническое состояние, ужас, робость.
Страх ассоциируется с тревожным настроением, застенчивыми или робкими типами личности.
Иногда, выражения страха так очевидны, что их не нужно комментировать; это, например, бегство, растерянность, оцепенение, плач, ужас. О других страхах, точнее – боязнях, можно судить только по ряду косвенных признаков – таких, как стремление избегать посещения ряда мест, чтения книг на определенную тему и разговоров, застенчивость при общении и смущение.
Внешние проявления сильного страха были описаны еще Ч. Дарвином. У человека срывается голос, нижняя челюсть, руки, дрожат ноги. Глаза при страхе раскрыты более широко, чем в спокойном состоянии, верхнее веко слегка приподнято, а нижнее напряжено. Брови почти прямые и кажутся несколько приподнятыми. Имеются горизонтальные морщины на лбу, внутренние углы бровей сдвинуты друг к другу.
1.4. Типология и специфика страхов в подростковом возрасте
По мнению многих исследователей, подростковый возраст, это благоприятный период для развития и актуализации различного рода страхов, особенно, связанных с собственной внешностью и положением в группе сверстников.
Подростковый возраст - это то время в жизни ребенка, когда детство заканчивается, и совсем скоро начнётся взрослая жизнь. Очень важно не упустить этот возрастной период - период становления мировоззрения, интересов, увлечений, ценностей, установок и социальной ориентации. Именно здесь подросток начинает искать себя, изучать распознавать свои эмоции и чувства [9]. Он стремится сохранить свою индивидуальность, быть собой, понимать, что значит быть вместе со всеми, состоять в какой-либо группе, а именно - соответствовать ее ценностям и нормам. Разрешить это противоречие достаточно трудно. Существует несколько линий подросткового развития: от эгоцентризма и ухода в себя путём утери контактов со сверстниками и дружбы с ними до некритического конформизма - слепого восприятия различного рода групповых установок, отказа от личной свободы и самостоятельности в мнениях и суждениях.
Потребность быть собой - это готовность подростка к совершенствованию своего "я", что не может не включать в себя состояния беспокойства, тревоги, страха быть не собой, то есть стать кем-то иным, в лучшем случае - обезличенным, в худшем - потерявшим самоконтроль, власть над своими чувствами и рассудком.
Обычно под страхом быть не собой подразумевается страх изменения. Именно эмоционально чувствительные, впечатлительные подростки боятся не только психического, но и физического недостатка. Как правило, это проявляется в их непринятии физических недостатков других людей или в навязчивых мыслях о личной "уродливой" фигуре, "некрасивых" чертах лица.
Страху изменений присуще физиологическое обоснование, так как во время полового созревания происходят значительные сдвиги в деятельности организма (появление менструаций у девочек или поллюций у мальчиков, увеличение или уменьшение массы тела, чрезмерно быстрый рост и болезненные преходящие ощущения в различных частях тела и т. д.).
5
В младшем школьном возрасте страх смерти родителей начинает доминировать над страхом смерти себя, получая своё максимальное развитие, как и страхи войны, в период подросткового кризиса. У подростков в большей степени проявляются страхи нападения и пожара, у мальчиков - страхи заболеть, у девочек - стихии и замкнутого пространства.
Выше названные страхи таят в себе характер опасений и чаще всего связаны со страхом смерти, что объясняется наличием инстинкта самосохранения.
В половой идентификации проявления страхов у девочек подростковый возраст более наполнен страхами, нежели чем у мальчиков, это характеризует их большую склонность к страхам в принципе. Однако, среднее число всех страхов у них и мальчиков отчётливо уменьшается в подростковом (и младшем школьном) возрасте по сравнению с дошкольным.
Все страхи Захаров А.И. разделяет на природные и социальные. Природные страхи базируются на инстинкте самосохранения и кроме основных страхов смерти себя и родителей содержат страхи: чудовищ, призраков, животных, темноты, движущегося транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, замкнутого пространства, огня, пожара, крови, уколов, боли, врачей, неожиданных звуков и т. д. Социальные страхи - это страхи одиночества, каких-то малознакомых и незнакомых людей, наказания, не успеть, опоздать, не справиться, не совладать с чувствами, быть не собой, осуждения со стороны сверстников и т. д. [11]
Специальный опрос подростков 10-16 лет выявил у них преобладание природных страхов в 10-12 лет и социальных - в последующие годы, с предельным нарастанием в 15 лет.
1.5. Современные исследования личности и эмоциональной сферы неблагополучных подростков
Ученые разных временных эпох и научных областей уделяли особое внимание эмоциональной сфере человека как одному из важнейших регуляторов поведения.
С. Л. Рубинштейн [26] определял понятие эмоции как психическое состояние, возникающее при возбуждении определенных участков в подкорковых структурах, другими словами эмоция – конкретная реакция на стимул. Он так же считал, что эмоции отражают актуальные потребности человека, к удовлетворению которых он стремится. Рубинштейн делил эмоции человека на положительные и отрицательные [26]. Другой советский психолог А. Н. Леонтьев [19] утверждал, что эмоции, как и все поведение человека, побуждаются и направляются конкретным мотивом. Эмоции являются определяющей характеристикой степени приближения к заданной цели деятельности.
ГЛАВА 2. Исследование страхов подростков из благополучных и неблагополучных семей
2.1. Организация и этапы исследования
Основными задачами эмпирического исследования были:
- рассмотреть теоретические аспекты изучения страхов у подростков из неблагополучных семей;
- провести исследование страхов подростков из благополучных и неблагополучных семей.
База исследования. Исследование проводили в г. Ижевске МУ "Центр социальной помощи семье и детям Ленинского района".
6
В исследовании приняли участие 40 человек. Возрастной диапазон 15-16 лет. В группе респондентов 20 человек были подростки, живущие в благополучных семьях, и 20 человек - подростки, живущие в неблагополучных семьях.
Показателями неблагополучия семей в данном исследовании являлись:
• педагогическая несостоятельность родителей (ребенок учится плохо, плохое взаимоотношение с педагогами и сверстниками);
• конфликты в семье;
• низкий культурный уровень родителей, игнорирование проблем воспитания;
• потеря работы одним из родителей;
• бытовое пьянство, не носящее систематический затяжной характер.
• ребенок воспитывается родственниками;
2.2. Методики исследования
В настоящем исследовании, в соответствии с целями и задачами, были применены следующие психодиагностические методики:
1. Методика А.И.Захарова (модификация М.А. Панфилова).
2. Методика исследования школьной тревожности Б.Н. Филлипса.
3. Методика «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» (Ю. Щербатых и Е. Ивлевой, ИСАС).
«Страхи в домиках». Для выявления и уточнения преобладающих видов страхов у подростков была использована методика «Страхи в домиках», основанная на психодиагностической анкете, автором которой является А.И.Захаров, модифицированная М.А. Панфиловой.
В данной методике выявляются и уточняются преобладающие виды страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей от трёх лет и подростков.
Методика «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» (Ю. Щербатых и Е. Ивлевой, ИСАС). Суть методики заключается в том, что младший подросток отвечает в бланке ответов на 24 предложенных ему вопроса о страхах, по шкале от 1 до 10, где минимальным значением страха является цифра 1, а максимальным -10.
2.3 Результаты исследования и их интерпретация
Для выявления страхов была использована методика «Страхи в домиках» А.И.Захарова (модификация М.А. Панфилова). По итогам обработки данных были получены следующие результаты (таблица 1 и рисунок 1).
Таблица 1
Результаты исследования страхов по методике А.И. Захарова
Подгруппы страхов Подростки из благополучных семей Подростки из неблагополучных семей
7
Медицинские страхи 0 чел. (0 %) 3 чел. (23,08 %)
Причинение физического ущерба 11 чел. (84,62 %) 8 чел. (61,54 %)
Страх смерти 18 чел. (100 %) 18 чел. (100 %)
Страхи животных и сказочных персонажей 7 чел. (53,85 %) 8 чел. (61,54 %)
Страхи перед сном, кошмарных снов, темноты 1 чел. (7,69 %) 2 чел. (15,38 %)
Социально-опосредованные страхи 1 чел. (7,69 %) 2 чел. (15,38 %)
Пространственные страхи 2 чел. (15,38 %) 2 чел. (15,38 %)
Рис. 1. Результаты исследования страхов в группах в %
Анализируя данные, представленные на рис. 1, можно сделать вывод, что и в той, и другой группах преобладают страх смерти (100%), который предполагает у подростков определенную зрелость чувств, их глубину и потому выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, склонных к абстрактному мышлению; страх причинения физического ущерба (у подростков из благополучных семей 84,62%, из неблагополучных семей – 61,54%) и страхи животных, сказочных персонажей (у подростков из благополучных семей – 53,85%, из неблагополучных семей – 61,54%).
Заключение
Настоящая работа посвящена проблеме переживания страха подростками из неблагополучных семей.
В научной литературе часто фиксируется, что подросток из неблагополучной семьи отличается наиболее низким уровнем самоуверенности, большой степенью зависимости от мнения других, готовностью винить самого себя, видеть недостатки в себе, переживать из-за несоответствия собственному идеалу. Подросток из неблагополучной семьи более зависим, пассивен, отличается низким уровнем самоотношения по сравнению со своим сверстником из благополучной семьи.
Наличие большого числа научных и практических работ по проблеме школьной тревожности и страхов в подростковом возрасте свидетельствует об ее актуальности, но в тоже время, данная проблема недостаточно реализуется на практике. Это связано с возрастным своеобразием подростков, многообразием факторов, влияющих на процесс адаптации к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников, неготовностью учителей предметников к выбору содержательного материала и личностно ориентированных методик и технологий в условиях вариативного образования. В подростковом возрасте учащиеся, воспитывающиеся в неблагополучной семье сталкиваются с рядом проблем, которые в случае отсутствия своевременной психологической помощи со стороны учителей и родителей могут стать препятствиями успешного развития и обучения. Затруднения, испытываемые подростками, связаны с неблагоприятной обстановкой в семье, отсутствием понимания и поддержки со стороны родителей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
8
1. Адлер А. Понять природу человека : пер. с нем. / А. Адлер. - СПб. : Акад. Проект, 1997. - 256 с.
2. Агеева А.Н. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности подростков и молодёжи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации // Инновационная наука. - 2015. - № 6
3. Акопян Л.С. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов): авто-реф. дис.. д-ра психол. наук. Самара, 2011. 29 с.
4. Артюхова И. Ценности - цели подрастающего поколения. На первом месте -здоровье, а творчество на последнем // Директор школы. - 2001. - № 10.
5. Бабиянц К.А., Шульжицкая М.И. Особенности проявления депрессивных состояний в подростковом возрасте //Северо-кавказский психологический вестник. 2017. № 2. С. 29-38.
6. Божович Л.И., Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. – М.: Международная педагогическая академия, 1995 г., 208
7. Боулби Дж. О человеческой привязанности // Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. №1.
8. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. Л., 1999.
9. Герриг Р., Зимбардо Ф. Психология и жизнь. СПб.: Питер, 2004 С. 462—469.
10. Дубровина И.В., Минкова Э.А., Бардышевская М.К. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. - М.: ТОО «Симе», 1995
11. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб., 2005.
12. Зильберман, П.Б. Эмоциональная устойчивость и стресс / П.Б. Зильберман// Психологический стресс в спорте. - 1973. - №16. – С. 13-15
13. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Е.В. Змановская. -2-е изд., испр. -М.: Академия, 2004. -288 с.
14. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2000. – С.114-254
15. Казанская В. Подросток: социальная адаптация: книга для психологов, педагогов и родителей. - СПб.: Питер, 2011.
16. Казанская В. Подросток: социальная адаптация: книга для психологов, педагогов и родителей. - СПб.: Питер, 2011.Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. -СПб.: Речь, 2002.
17. Камышова Е. В., Ульмова О. А., Чапаева Е. А. Инвалидность ребенка как фактор риска для семейного благополучия: аспекты социальной работы: монография. Саранск: Афанасьев В. С., 2013. С. 54.
18. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: учеб. пособие для студ. пед. учеб. Заведений / З.В. Коробкина, В.А. Попов. -М.: Академия, 2002. 192 с.
19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975
20. Малышев И.В. Характеристика социально-психологической адаптации и копинг-стратегий личности в разных условиях социализации // СИСП. - 2012. - № 12. - С. 13-18 [Электронный ресурс]:
9
21. Матяш Н.В., Павлова Т.А. Ситуационный анализ процесса общения в учебном взаимодействии / Воспитание школьников. - 2017. - № 1. - С.47-56.
22. Пентин Р. Агрессивный, гиперактивный, раздражительный ребёнок. Что делать? Советы психолога. – СПб.: Питер, 2012. – 208 с
23. Позднякова О.В. Социальная адаптация как стадия социализации личности // Социальноэкономические явления и процессы. - 2011. № 5-6. - С. 21-26
24. Райгородский Д.Я. Ребёнок. От рождения до подросткового возраста. – Самара: Издательский Дом БАХРАХ – М, 2011. – 736 с.
25. Реан А.А. Социальная педагогическая психология – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 574 с.
26. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
27. Румянцев Ю. В. Развитие коммуникативных навыков студентов в процессе овладения технологией социального консультирования семьи//Вестн. КГУ им. Н. А. Некрасова. 2012. № 1. Т. 18. С. 118.
28. Савинов Л. И., Коломасова Е. Н. Современные тенденции изменения института семьи: теоретические и практические аспекты//Вестн. Мордов. ун-та. 2012. № 1. С. 34.
29. Савинов Л. И. Социальная детерминация процессов становления и изменения социальной сплоченности//Социальная сплоченность как историческая и практическая проблема России в современных условиях: монография/под ред. П. Д. Павленка, Т. М. Мозговой. 2-е изд., испр. и доп. М., 2016. С. 50-65.
30. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. С-Пб., 2004.
31. Скриптунова Е.А. О предпочтениях городской молодежи: (заметки об исследовании) // Социологические исследования. - 2002. - № 1.
32. Степанец С. Г. Формирование ЦО подростков в социокультурной деятельности образовательно-оздоровительного учреждения: учеб. пособие. - Кострома: РГБОД, 2007.
33. Социология: учеб. пособие/П. Д. Павленок, Л. И. Савинов, Г. Т. Журавлев. 3-е изд. М.: Дашков и К, 2016. С. 287.
34. Социология: учеб. пособие/П. Д. Павленок, Л. И. Савинов, Г. Т. Журавлев. 3-е изд. М.: Дашков и К, 2016. 736 с.; Касаркина Е. Н., Бистяйкина Д. А., Соловьева Т. В. Семья как субъект социальной защиты. Социологический анализ//Дискуссия. 2013. № 11 (41). С. 72-77.
35. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология, М., 2002. – с.25
36. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Фромм Эрих // Добреньков В.И. Психоаналитическая социология Эриха Фромма. - М., 2006. - С.257-286
37. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. 3-е изд. / Пер. с англ. А. М. Боковикова. М.: Академический Проект, 2009. — с. 30
38. Шкуратова И.П., Ермак В.В. Страхи подростков и их обусловленность тревожностью, нейротизмом и агрессивность / И.П. Шкуратова, В.В. Ермак // Прикладная психология: достижения и перспективы. — Ростов н/Д: Фолиант, 2004. —299 c/
10
39. Юдина А.И. Оценка эффективности педагогического сопровождения социализации подростков в условиях трудной жизненной ситуации // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 24.
40. Якиманская И. С. Оценка безопасности образовательной среды, асоциального поведения, системы помощи и поддержки во мнениях школьников городских и сельских школ Оренбургской области//Известия Саратовского университета им. Н. Г. Чернышевского. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1. № 1. С. 23-34.