Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Годы, прошедшие после распада СССР, внесли в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь России значительные перемены. Не обошли они стороной и коренные малочисленные народы Дальнего Востока России. Патронажная политика поддержки малых этносов Севера, по сути, прекратила существование. Коренные жители российского Севера по большей части были предоставлены сами себе и вынуждены были бороться за выживание. В таких условиях они постепенно стали возвращаться к тем организационно-правовым формам традиционного хозяйства, которые были разрушены в 1920—е—1930-е гг. Переход от государственной экономики к рыночной вызвал немало проблем и трудностей.
В первую очередь следует отметить отсутствие необходимых финансовых средств для развития хозяйств. Взять их было негде. Заработать необходимые средства также не представлялось возможным, так как нормальный товарообмен был нарушен. Основные фонды и средства производства устарели и обветшали. Невозможность их обновления стала трудноразрешимой задачей. Хозяйство коренных малочисленных народов стало с неизбежностью натурализоваться. В этом заключается главный парадокс современного положения хозяйства малочисленных народов Севера. Имея возможность развиваться в рыночных условиях, их хозяйства, по сути, трансформируются в дорыночные формы.
2
1. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ДЕЛА КОРЕННЫХ НАРОДОВ В 1930-1941 ГГ.
1.1 Коренные народы российского Севера
Российский Север – территория, простирающаяся на расстоянии 6000 км, от финской и норвежской границ через Урал и Сибирь до Берингова пролива, побережья Тихого океана. Он охватывает огромные пространства тайги (бореальные леса), тундры (безлесные пространства, занятые болотами и пастбищами) и полярных пустынь. Протяженность этой полосы с севера на юг увеличивается с 1000 км в Европейской части России до почти 3000 км в центральной Сибири и на Дальнем Востоке.
На этой территории проживает приблизительно 20 млн. чел., при этом большая часть населения сконцентрирована в городах и других населенных пунктах, которые расположены вдоль рек, либо в промышленных центрах. Всего лишь 180 тысяч из них принадлежат примерно к 30 малочисленным группам – коренным народам Севера. Большинство из них проживает недалеко от районных центров в небольших поселениях, с которыми связано их существование и где они занимаются традиционными видами хозяйства, такими как оленеводство, охота и рыболовство. Но реальность, с которой эти люди сталкиваются сегодня – далеко не идиллический пережиток прошлого.
Со времен колонизации Севера огромные завоеванные пространства постепенно превратились в территории, занятые поселениями переселенцев, с дорогами, индустриальными центрами, лесным хозяйством, горнодобывающей и нефтедобывающей промышленностью, подверглись опустошению в результате загрязнения среды, безответственного управления добычей нефти и эксплуатацией месторождений других полезных ископаемых, а также деятельности военных.
Помимо экологических бедствий, с начала советского периода происходил социальный распад коренных сообществ, который сопровождался обобществлением в традиционных отраслях хозяйства, насильственным переселением, подавлением духовной жизни и разрушением традиционных социальных моделей и ценностей. Результатом всего этого явился хорошо известный синдром меньшинства, характеризующийся утратой этнической идентификации, безработицей, алкоголизмом, ростом заболеваемости и т.д.
Недавний социально-экономический кризис России, сопутствовавший переходу страны к рыночной экономике, привел к развалу большей части систем снабжения и транспорта в отдаленных северных районах. Включенные в чуждую для них советскую экономическую систему, зависимые от современной инфраструктуры и распределения продукции, сегодня эти люди оказались брошенными на произвол судьбы, без снабжения, медицинского обслуживания, с растущей смертностью, а также без экономических средств и достаточной юридической компетенции для того, чтобы бороться со сложившейся ситуацией. Отчаянная дорога назад к традиционному образу существования привлекает многих, но часто она затруднена деградацией или полным разрушением естественной среды обитания.
На этом ужасном фоне культурное выживание этих небольших этнических групп кажется практически невозможным. Но они упорно борются, демонстрируя невероятную стойкость, и уже получили признание на многих национальных и международных форумах.
Древние корни
3
Как и другие районы мира, Российский Север в течение всей человеческой истории был подвержен миграции народов. 2 тыс. лет назад здесь преобладали древние сибирские племена, культурные связи которых мало известны. Давление, оказываемое вторжениями народов из более южных районов, постоянно гнало эти племена на север; в то же время они смешивались с пришельцами и частично ассимилировались ими.
Одна группа потомков этих древних сибирских племен включает эскимосов (восточная эскимосская ветвь) и алеутов, которые, в основном, переселились на Аляску и составляют общую культурную группу с другими народами Северной Америки. В России сейчас менее 2000 эскимосов, поселения которых расположены у Берингова пролива, и около 700 алеутов, живущих на Командорских островах и Камчатке.
Крупнейшая из прото-сибирских языковых групп – палеоазиатская - представлена чукчами, коряками и ительменами. К моменту появления здесь русских, эти народы населяли большую часть Чукотки, Камчатки, а также территории, расположенные на северном побережье Охотского моря. Сегодня они сконцентрированы в Чукотском и Корякском автономных округах, на Крайнем Северо-Востоке. Имея численность в 15 000 (чукчи) и 9 000 (коряки), эти народы принадлежат к крупнейшим этническим группам (по данным 1989 г.). Ительмены (2 500) когда-то были широко распространены по всей Камчатке. Сегодня район их проживания ограничен небольшой полосой на юго-западном побережье. Большая часть их бывшего населения смешалась с русскими переселенцами; они говорят на русском языке, но у них возникла особая местная культура. Эти люди называют себя камчадалами и претендуют на официальных статус коренных народов, который они утратили в 1927 г. Их численность составляет 9 000 человек.
1.2 Процесс школьного обучения
Октябрьская революция 1917 г., историческое значение которой трудно отрицать, открыла новый этап государственной политики в отношении коренных малочисленных народов России. Отличительной особенностью этого исторического этапа можно считать процесс формирования органов государственной власти и управления аборигенов, сопровождаемый учреждением специальных органов общероссийского и местного значения, осуществляющих государственную защиту этих народов.
Впечатляющими были успехи в сфере образования, которые можно оценивать как наиболее позитивный аспект среди всех преобразований у северных народов. Социально-экономическое переустройство районов проживания малочисленных народностей Дальнего Востока шло параллельно с включением их в общее русло культурной жизни страны. Одной из важнейших задач считалась ликвидация общекультурной отсталости народов, их просвещение и образование.
Процесс школьного обучения осложняло отсутствие материальной базы, недокомплект учителей, владеющих языками коренных народов и методикой их преподавания.
На Северо-Востоке России, в Приамурье, Приморье, на Сахалине создавались разнообразные типы школ: временные, передвижные, кочевые. По мере развития начального всеобуча развивалась сеть неполных средних школ. Процесс школьного обучения осложняло отсутствие материальной базы, недокомплект учителей, владеющих языками коренных народов и методикой их преподавания. Первыми учителями были приезжие русские, которым приходилось осваивать языки коренного населения, так как большинство детей в те годы не знали русского языка. Несомненно, выдающуюся роль в просвещении коряков, нанайцев, чукчей, эскимосов,
4
удэгейцев и др. сыграли в 1920-1930-х гг. И. С. Вдовин, С. Н. Стебницкий, П. Я. Скорик, Г. Я. Кузьмин, Е. С. Рубцова и другие педагоги-просветители.
В 1924 г. был образован Комитет содействия народностям северных окраин при Президиуме ВЦИК. Предложения Комитета Севера по школьной программе.
Главная идея программы — необходимость удержать население северной зоны на родине, так как хозяйственное использование тундры без них было невозможно. В этот период программа была построена по следующему принципу: образование не должно было оторвать аборигена от его привычной хозяйственной деятельности и быта, от традиционного производства. Система обучения согласовывалась с местными обычаями и сезонными производственными циклами.
2. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОЙ СЕТИ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ШКОЛ.
2.1 Перевод национальных школ на политехническое обучение
Инженерная школа Дальневосточного федерального университета, входящая в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, – это одно из крупнейших структурных подразделений федерального вуза, кузница инженерных кадров нашего региона. Она является продолжателем давних традиций высшего технического образования на Дальнем Востоке, рассказ об истории возникновения и развития которого мы сегодня продолжим на страницах нашей газеты.
Время перемен
Вскоре после Великой Октябрьской социалистической революции во Владивостоке возникла группа инициативных людей, состоящая из ученых и общественных деятелей, объединенных в Дальневосточное общество содействия высшему образованию, которая ратовала за то, чтобы учредить на территории Приморья технический вуз. Председателем правления общества являлся профессор Восточного института Василий Мелентьевич Мендрин, секретарем был инженер торгового порта Сергей Анатольевич Данилов, ставший впоследствии профессором Дальневосточного политехнического института.
Решение об открытии вуза было принято на собрании общества. В ноябре 1918 года новое учебное заведение, названное вначале Владивостокским высшим политехникумом, было открыто. По газетным сообщениям тех дней, торжественное открытие состоялось 1 ноября в здании Коммерческого училища, а учебные занятия начались на следующий день в здании Шефнеровской казармы (улица Дальзаводская). На первый курс четырех факультетов – технического, горного, инженерно-строительного и экономического – было зачислено немногим больше 300 студентов. При нормальных условиях работы через несколько лет, с появлением старших курсов, можно было ожидать формирования крупного вуза.
Красно-белая летопись
Однако нормальные условия создались не скоро. Во время Гражданской войны и интервенции вуз не только не развивался, но и с трудом отстаивал свое существование. На первых порах он не пользовался даже правами государственного учебного заведения. В 1919 году он был переименован во Владивостокский политехнический институт.
В декабре 1919 года во Владивосток прибыла группа преподавателей Уральского горного института. Известный специалист в области коллоидной химии, заслуженный профессор Петр
5
Петрович Веймарн был избран проректором и исполняющим обязанности декана горного факультета. Профессор Семен Николаевич Петров стал деканом механического и исполняющим обязанности декана инженерно-строительного факультетов. В мае 1920 года П. П. Веймарна избрали ректором института.
Состав прибывших профессоров и преподавателей оказался неоднородным. Часть их после победы Советской власти в Приморье осталась во Владивостоке, приняв активное участие в строительстве нового вуза и развитии науки (М. К. Елиашевич, К. Д. Луговкин, Е. И. Любарский, А. О. Рейн и др.), другая же часть сотрудников, настроенных реакционно, вскоре эмигрировала.
2.2 Подготовка национальных педагогических кадров.
В основу формировавшейся школьной системы были положены принципы: массовость, доступность, всеобщий охват детей школьной сетью; задачи — служение жизни, полезность, соединение обучения с производительным трудом. К воспитательным средствам отнесены комплексные программы ГУСа, где каждый учебный предмет, методы обучения — бригаднолабораторный или метод проектов, Дальтонплан, — «несут мировоззренческий заряд», а также — общественно полезная работа, пионерское и комсомольское движение. Решение задачи создания армии учителей для реализации заявленных целей образования (всеобщее образование, культурное развитие всех граждан страны, воспитание свободного человека, труженика, коллективиста) возлагалось на сеть педагогических учебных заведений — педагогические вузы и педагогические техникумы, курсовую подготовку, организацию методической работы, широкое привлечение учителей к систематической общественной и культурно-просветительной работе с населением. Так в 20-е гг. ХХ в. были сформулированы концептуальные основания советской школы, обозначены ориентиры на организационные действия по ее строительству, единые для всей территории Советского Союза. Строительство школьной сети на Дальнем Востоке в 20-е гг. ХХ в., как показали исследования, происходило в условиях сложнейшего, нестабильного социально-экономического и политического положения, осуществлялось в «сжатые сроки» в «жестком темпе» советизации, целью которой провозглашались переформирование существовавшей общеобразовательной школы, образование единой системы народного просвещения по образцу европейской части РСФСР (ГАХК. Ф. Р-704. Оп. 1. Д. 28. Л. 17).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Последнее десятилетие XX в. в Российской Федерации стало периодом коренной ломки общественных отношений, преобразования всех сфер жизни общества. Социальные изменения оказали очень сильное влияние на систему школьного образования.
Говоря о Дальнем Востоке, мы имеем в виду тот регион, который в разное время назывался Дальневосточная область (1922-1926 гг.) и Дальневосточный край (1926-1938 гг.), где период социалистического строительства начался в 1922 г. В силу общности исторических условий и реализуемых ими тенденций мы обращаемся к административно-территориальным единицам — Дальневосточная область (ДВО) и Дальневосточный край (ДВК) как единому региону. Переустройство школьного дела в 20-е гг. ХХ в., как показали наши исследования, осуществлялось в соответствии с концептуальными ориентирами школьной политики, формировавшейся в соответствии с пониманием коммунистических идей. Поиск «толчковой» концептуальной идеи в школьной политике в 20-е гг. ХХ в. привел нас к Программе российской коммунистической партии
6
большевиков (1919 г.), содержащей «исполинскую стратегическую установку» (Ф. Паначин): «довести превращение школы… в орудие коммунистического перерождения общества».