Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С каждым днем информационные технологии все больше и больше пронизывают все сферы жизни общества, тем самым модифицируя их, обеспечивая успешную эволюцию общественных процессов. Несколько десятков лет назад развитые страны мира уверенно шагнули вперед на встречу к информационному обществу.
К обществу, в котором решающую роль имеют хранение, получение, обработка информационных данных. К обществу, в котором интернет становится одним из самых актуальных способов коммуникации. Благодаря новым технологиям во всех отраслях знания происходит прорыв, расширяются горизонты разума, изменяются способы воздействия людей и их совместной деятельности. Новые возможности открываются и для социологии.
В конце 20 века социологи всего мира осознали необходимость исследований интернета для изучения общества, деятельности различных институтов и организаций, открытия возможности проведения массовых опросов в сети интернет.
В России использовать интернет в качестве сбора социологических данных стали в 2000г. Сегодня уже даже возникают новые виды Online-техник опроса, интервью, создания электронных анкет. Интернет служит, так называемым, безмолвным инструментом исследования в социологии. Сегодня, даже трудно представить современного исследователя не пользующимся такой всемирной сетью, как интернет.
На данный момент интернетом пользуется более 100 миллионов человек по всему миру, сейчас он стал для многих важным каналом получения информации. Что, полностью меняет образ жизни этих людей.
Доступ к любой разнообразной информации – вот главная причина, по которой интернет интересен для любого обычного человека. Для исследователя (социолога) интернет – это возможность проводить глобальные исследования по мировым проблемам, прибегая к минимальным затратам времени и денег. Социологи говорят: «Интернет – безграничный доступ к объектам исследования».
Объект исследования - участники форума.
Предмет исследования – онлайн форум-дискуссия.
Цель исследования – рассмотреть онлайн форум-дискуссию в социологическом исследовании.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты проведения онлайн форум-дискуссии;
- рассмотреть практическое применение онлайн форум-дискуссии.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Теоретические аспекты проведения онлайн форум-дискуссии
1.1. Понятие онлайн форум дискуссии
В последнее время онлайн-исследования становятся все более и более популярны во всем мире, и речь идет уже не только о количественных опросах, представить проведение которых в интернете ни для кого не составляет труда, но также и о качественных исследованиях
Наиболее распространенной разновидностью качественных методов, используемой в маркетинговых исследованиях, является метод фокус-группы, или фокусированное групповое интервью.
На сегодняшний день в данном понятии объединено множество разновидностей качественных исследований, которые отличаются друг от друга спецификой проведения, сохраняя ключевые особенности методики.
К ним относятся обсуждение определенной темы, проходящее внутри группы, подобранной по заранее определенной методике; обсуждение стоится на основании предварительно составленного гайда (списка вопросов) и под контролем модератора.
Целью подобного исследования выступает снятие глубинных смысловых пластов: раскрытие мотивов, причин поведения и представлений участников, что невозможно при проведении количественного опроса.
Проведение группового фокусированного интервью в сети представляет собой несколько иную по своей форме методику, которую ряд исследователей предложили называть «онлайн дискуссией», а не фокус-группой. Термин онлайн дискуссия был введен Лебедевым [16, с. 92] и Поляковой. Данная техника ставит те же задачи, что и традиционный оффлайновый метод.
Одним из популярных форматов онлайн дискуссии выступает фокус-группа в формате форума.
В основе данной методики лежит принцип организации дискуссии по типу форума, что позволяет получить глубинную информацию за счет большей подконтрольности модератору, а значит, и задачам исследования, высказываний и обсуждения в целом. Данная техника не предполагает присутствие на форуме всех участников одновременно и обсуждения всех вопросов в течение нескольких часов, как это происходит при фокус-группе в формате чата.
Наоборот, участникам дается возможность заходить в наиболее удобное время и давать более обдуманные и развернутые ответы, так как сама интенсивность общения несколько ниже.
Выбранный формат позволяет делить участников на подгруппы, а также лично пообщаться с кем-то из них на предмет уточнения некоторого высказывания или мнения. Подобное исследование, как правило, длится около трех дней, а иногда неделю или месяц.
Тем не менее, многие исследователи с недоверием относятся к качественным исследованиям в сети, отмечая, что метод, онлайн фокус-групп в силу своей опосредованности (Интернетом, техническими средствами, письменной формой изложения), имеет ряд существенных ограничений, которые сказываются на качестве полученных данных:
- присутствие в Интернете не всех групп населения, так как пользователями сети является более молодая, образованная и состоятельная часть населения;
- относительно большие потери респондентов на отрезке между начальным и завершающим этапами дискуссии: многие, из давших согласие на участие в онлайн-обсуждении, даже не начинают участвовать в дискуссии;
- ограниченный характер социального присутствия, невозможность отследить невербальные реакции участников (выражения лица, позы, жесты, пространственные характеристики совместной дискуссии, движения глаз; паралингвистические средства речи – смех, интонация, паузы, особые ударения, смысловые акценты и т.д.);
- меньшая вовлеченность в дискуссию и исследование как таковое (несколько часов реального общения проходят более интенсивно, чем обсуждение на протяжении трех дней);
- ограниченная роль модератора (исчезновение основной функции – управления групповой динамикой);
- невозможность продемонстрировать в маркетинговых исследованиях предметные стимулы, требующие непосредственного контакта с ними;
- меньшая спонтанность ответов, так как участники имеют длительный промежуток времени для обдумывания ответа;
- неопределенность этапа рекрутинга: отсутствие гарантий, что прошедший скрининг респондент является именно тем, что участвует (кто требуется для участия в исследовании);
- сложнее добиться синергетического эффекта: если выбранная тема является не достаточно интересной, сложной для участников исследования, то дискуссия как таковая не выстраивается и может свестись к групповому интервьюированию в виде отдельных реплик участников.
Вместе с тем, именно опосредованность взаимодействия при онлайн фокус-группе предоставляет ей ряд преимуществ [16, с. 94]:
1) Экономия часов модератора и бюджета на транспортные расходы при проведении фокус-групп в разных городах.
2) Экономия за счет фокус-рума, поскольку для проведения онлайн фокус-групп фокус комната не нужна.
3) Экономия времени и денег на расшифровках, расшифровки выгружаются онлайн.
4) Возможность участия в обсуждении респондентов из разных городов.
5) Возможность анонимно общаться на чувствительные, интимные темы.
6) Возможность у респондента обдумать ответ или сформулировать точку зрения, поскольку онлайн фокус-группа длится несколько
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бастрыкин, А. И. Криминалистика. Современные методы криминалистического исследования / А.И. Бастрыкин. - М.: Ольга, 2017. - 348 c.
2. Батыгин, Г.С. Лекции по методологии социологических исследований / Г.С. Батыгин. - М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2015. - 664 c.
3. Волков, Б. С. Методология и методы психологического исследования / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов. - М.: Академический проект, 2017. - 384 c.
4. Волков, Б. С. Методология и методы психологического исследования / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: КноРус, 2013. - 344 c.
5. Гречихин, В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований / В.Г. Гречихин. - М.: Издательство МГУ, 2014. - 232 c.
6. Гюйо, Ж. М. Воспитание и наследственность. Социологическое исследование / Ж.М. Гюйо. - М.: ЛКИ, 2013. - 224 c.
7. Добреньков, В. И. Методология и методика социологического исследования: моногр. / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: Академический Проект, Альма Матер, 2015. - 544 c.
8. Занятость населения в стихийной торговле и сервисе. Экономико-социологическое исследование. - М.: Наука, 2017. - 216 c.
9. Как провести социологическое исследование. - М.: Издательство политической литературы, 2014. - 224 c.
10. Как провести социологическое исследование. - М.: Издательство политической литературы, 2015. - 288 c.
11. Книжников, Ю. Ф. Аэрокосмические методы географических исследований / Ю.Ф. Книжников, В.И. Кравцова, О.В. Тутубалина. - М.: Академия, 2013. - 448 c.
12. Ковальченко, И.Д. Методы исторического исследования / И.Д. Ковальченко. - М.: Книга по Требованию, 2017. - 441 c.
13. Кофман, А. Методы и модели исследования операций. (том 3) Целочисленное программирование. / А. Кофман, А. Анри-Лабордер. - М.: [не указано], 2016. - 665 c.
14. Кравченко, А. И. Методология и методы социологических исследований / А.И. Кравченко. - М.: Юрайт, 2014. - 832 c.
15. Кравченко, А. И. Методология и методы социологических исследований. Учебник / А.И. Кравченко. - М.: Юрайт, 2015. – 834
16. Лебедев П.А. Метод онлайновых фокус-групп как исследовательский инструмент / П.А. Лебедев // Социология: 4М. – 2010. – № 31. – С. 92–114
17. Левинсон А.Г. Открытые групповые дискуссии как метод прикладных социологических исследований // Вестник общественного мнения — Данные. Анализ. Дискуссии, №6 (92) ноябрь — декабрь, 2014.
18. Левинсон А.Г., Стучевская О.И. Фокус-группы: эволюция метода (обзор дискуссии на конференции ESOMAR) // Мониторинг общественного мнения, 2014. №1.
19. Лопго Д. Онлайн фокус-группы в формате форума: эффективность, проверенная международной практикой // Онлайн исследования в России 2.0 / Под редакцией Шашкина A.B., Девятко И.Ф., Давыдова С.Г. М.: РИЦ «Северо-Восток», 2013.
20. Официальный сайт ВЦИОМ. URL: http://wciom.ru/
21. Онлайн фокус-группы в формате форума: эффективность, проверенная международной практикой Джим Лонго. URL: http://www.omirussia.ru/articles/use_the_right_tool_in_your_toolbox_jim_longo_ru.pdf
22. Онлайн исследования в России 2.0/Под редакцией Шашкина А.В., Девятко И.Ф., Давыдова С.Г., М.: РИЦ «Северо-Восток», 2018
23. Петит А. Как обычное исследование // Сборник статей Онлайн исследования в России 3.0 / Под ред. Шашкина А.В., Девятко И.Ф., Давыдова С.Г. М.: Издательский дом «Кодекс», 2012. С. 138.
24. Фокус-группы он-лайн! Новые технологии маркетинговых исследований Шашкин Александр (GMI Россия). URL: http://www.omirussia.ru/articles/article_online_focus_groups.pdf