Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Происходящие в стране социально-экономические преобразования, вступление на путь инновационного развития, увеличивающийся объём информации, наметившаяся тенденция к расширению управленческих функций в профессиональной деятельности обусловили изменение требований, предъявляемых обществом к системе высшего профессионального образования в вопросах подготовки будущих специалистов. Научно-технический прогресс, быстрое внедрение науки во все сферы жизни и производства требуют от молодого специалиста не только широкого теоретического кругозора, но и творческого подхода к решению различного рода задач. Поэтому сегодня, как никогда, приобретают практическую значимость умения выпускника адекватно воспринимать возникающие проблемы в профессиональной области, правильно их оценивать, быстро адаптироваться к новым познавательным ситуациям, целенаправленно перерабатывать имеющуюся информацию, искать и дополнять её недостающей, знать закономерности её оптимального использования, прогнозировать результаты деятельности, используя свой интеллектуальный и творческий потенциал.
В связи с этим современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности.
Для того чтобы рассмотреть возможности вовлечения студентов в научную деятельность, необходимо провести исследование мнения молодежи о науке и найти пути привлечения молодежи в научные исследования.
Предмет: потенциал в сфере научной работы.
Объект: потенциал студенческой молодёжи в сфере научной работы.
Цель: рассмотреть потенциал студенческой молодёжи в сфере научной работы.
Задачи:
1. Провести анализ потенциал в сфере научной работы
2. Дать характеристику студенческого возраста
3.Рассмотреть особенности исследовательской деятельности студентов.
Глава 1. Теоретические особенности потенциала студенческой молодёжи в сфере научной работы
1.1 Характеристика студенческого возраста
Студенческий возраст — это важный этап становления личности. Если рассматривать студенческий возраст, как возрастную категорию, то он представляет собой переходную стадию от «созревания» к «зрелости». Определяется же студенческий возраст, как поздняя юность или ранняя взрослость, и проходит в период от 18 до 25 лет.
Отечественные психологи схожи во мнении, что в период студенческого возраста происходит активное становление личности, внутренней позиции, прогнозирование своего места в мире, а также планирование своего будущего. Так же в процессе познания окружающего мира и самого себя происходит повышение уровня самосознания и самоуважения.
Советский психолог Л.С. Выготский, первым не включил юношеский возраст в периоды детства, чем разграничил детство и взрослость. «Возраст от 18 до 25 лет составляет скорее начальное звено в цепи взрослых возрастов, чем заключительное звено в детском развитии...». Соответственно он первым назвал юность «началом зрелой жизни». [1]
Впервые же о проблеме студенчества, как о особой социально —психологической и возрастной категории заговорил советский психолог, заслуженный научный деятель Борис Герасимович Ананьев.
Он выделял в студенческом (юношеском) возрасте две фазы — одна на границе с детством (17-18 лет), другая — на границе с взрослостью. Первая фаза была названа «ранней юностью» и отличалась неопределенностью молодого человека в обществе.
На этой стадии юноша понимал, что он уже не ребенок, но еще и не взрослый.
Алексей Николаевич Леонтьев в своих работах при анализе юношеского возраста делает упор на смене ведущего типа деятельности. В психологических периодизациях
Даниила Борисовича Эльконина и Алексея Николаевича Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно — профессиональная деятельность.
Мотивы связанные с самоопределением, выбором профессии и подготовкой к самостоятельной жизни — являются на этом этапе главными и самыми сильными.[4]
При рассмотрении работ Сергей Леонидович Рубинштейна мы увидим, что именно юношескому возрасту отводится важная роль «ценностно-смыслового самоопределения», то есть именно в этом возрасте человек определяет свою дальнейшую жизнь, то как он ее представляет.[3]
Лидия Ильинична Божович, при описании юношеского возраста, все внимание сосредотачивает на развитии мотивационной сферы личности, то есть на определение своего места в жизни, на моральное сознание и самосознание.
И.А. Зимняя выделяет такие основные характеристики студенческого возраста, как высокая познавательная мотивация, гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости, а также наивысшей социальной активностью, социализацией человека, развитие высших психических функций.
Что же позволяет нам говорить о психических особенностях развития человека в студенческом возрасте?
Прежде всего то, что именно в этот период происходит интенсивное интеллектуальное развитие, формирование навыков к познавательной, научной и интеллектуальной деятельности, миропонимание и мироощущение, а также понимание своей дальнейшей жизни. Данный период является одним из самых главных периодов в жизни человека, так как его дальнейшая жизнь напрямую зависит от того, как пройдет студенческий возраст, какие планы в это время построит молодой человек, как он будет взаимодействовать с окружающим миром.
1.2 Исследовательская и научная деятельность студентов
Исследовательский компонент в системе вузовской подготовки помогает студентам овладеть:
- современными методами поиска,
- обработки и использования информации,
- освоить методы научно-исследовательской деятельности, что, в конечном итоге, определяет формирование:
- компетентности успешного познания и преобразования социальной действительности,
- усиление ответственности за разработку стратегии
- построение жизненного и профессионального пути в изменяющихся условиях окружающей действительности,
- развитие профессиональных качеств, самостоятельности, творческой инициативы, мыслительной деятельности.
Это обусловлено, с одной стороны, снижением эффективности реализации научно-исследовательской деятельности в вузе в контексте недооценки интеграции образовательной и научной деятельности для:
- оптимального построения траектории профессиональной конкурентоспособности студента;
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Диагностика самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина) // Фетискин А.М. и др. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. СПб.: Академия, 2002. C. 426–433.
2. Дикая Л. Г. Личностный потенциал и эмоциональное выгорание педагогов // Человек. Сообщество. Управление. 2012. №
3. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента. Психологические факторы успешности. М: АСВ, 2004.
4. Клещёва И. В. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении математики: Дисс. … канд. пед. наук. СПб., 2003.
5. Кукушкина В.В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистрантов): учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012.
6. Кулюткин Ю. Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. СПб.: СПбГУПМ, 2001.
7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 266.
8. Леонтьев Д. А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии. 2011. № 1. С. 3–27.
9. Лукашенко С. Н. Развитие исследовательской компетентности студентов вуза в условиях многоуровневой подготовки специалистов // Казанский педагогический журнал. 2010. № 3. С. 11–18.
10. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. М.: МГУ, 1992.
11. Матюшкин A. M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 23–33.
12. Петрова, С.Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов / С. Н. Петрова // Молодой ученый. — 2011. — № 10. — Т.2. — С. 173-175.
13. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: МГУ, 2000.
14. Посадова Т.А. Совершенствование управления системой НИРС в вузе. – Л.: ЛГУ, 1982. 6. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М.: Высшая школа, 1986.
15. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497 (ред. от 22.11.2017) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 гг.».
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. Т. 1. С. 21.
17. Рубинштейн С.Л. ПринцИИ творческой самодеятельности: К философским основам современной педагогики // Методологические основы психологии: хрестоматия / Сост. Д.В. Лубовский. М.: АНО ПЭБ, 2008. С. 248–258.
18. С. 75–88. 8. Евинзон С. Р. Философско-социологический анализ творческого потенциала ученых: Автореферат дисс. … канд. пед. наук. Томск, 1988.
19. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М.: Ось-89, 2006.
20. Сычкова Н. В. Организация исследовательской деятельности студентов университета. Магнитогорск: МаГУ, 2002.
21. Торгашина Т.И. Научно-исследовательская работа студентов вуза как средство развития их творческого потенциала. – Волгоград, 1999.
22. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002.
23. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека / Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 1996.
24. Яровова Т.В. Высшее образование в пространстве глобальной экономики: анализ тенденций развития современного университета // Педагогическое образование и наука. – 2018. – № 2. – С. 84–86