Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Высшим уровнем развития психики является сознание. Сознание - это высшая интегрированная форма психики, которая складывается под воздействием общественно - исторических условий в трудовой деятельности человека и его общения с другими людьми. Суть сознания заключается в осознании того, что отражается.
Сознание как высшая форма отражения присущая только человеку. Она представляет собой единство всех форм познания человека, его переживаний и отношений к тому, что отражается. Ощущение, память, мышление, настроение, мечта, настойчивость, принципиальность и все другие психические процессы, состояния и свойства человека являются различными проявлениями его сознания.
Как объект философского исследования сознание вызывает ряд вопросов, касающихся объяснения ее сущности, способа существования и функционирования и, как следствие, способов ее исследования. Как возникает сознание? Является ли сознание отдельной реальностью? Может ли она быть полностью объяснена в терминах физических процессов?
Каким образом реализуется взаимосвязь между сознанием и телом? Какие функции выполняет сознание? Может ли сознание быть скопировано, воспроизведено или уничтожено? Может ли существовать сознание другого типа, не такое, как присуще людям? Как это - быть осознанным?
Очевидно, что исследования сознания также предусматривают ответ на вопрос «Что такое сознание?». И кажется, это именно тот вопрос, ответом на который должно быть сформулировано определение сознания. Поэтому, логично было бы ожидать увидеть такое определение в соответствующей энциклопедической статье. Но дальше мы видим лишь фразу: Слово «сознание» выступает общим термином, означает разные проявления ментальной деятельности.
Практически, это лишь характеристика, которая показывает широту рассматриваемого понятия и указывает направление его дальнейшего рассмотрения.
Феномен сознания является сложным предметом познания как философов, так позднее и ученых-психологов. Исследования сознания содержит критическое методологическое наставление относительно сознания как корреляции, соотнесенности или параллелизма между плоскостями актов, психических событий и смысла (ноем).
Степень изученности темы исследования. Анализ последних исследований и публикаций показал, что вопросам сознания как высшей психологической функциии посвящены труды многих отечественных и зарубежных авторов, таких, как: Г.В.Акопов, Г.Ашин, А.И.Горячеа, Б.А.Грушин, М.К.Мамардашвили, Т.В.Науменко, И.П.Павлов, В.Ф.Петренко, В.П.Тугаринов и др.
Достаточно интересными являются исследования зарубежных авторов (Н. Арвана, Б. Баарса, Н. Блока, В. Васильева, Д. Деннета, Д. Дубровского, Ф. Крика и К. Коха, К. МакГина, Г. Рорти, В. Райта, К. Франкиша, Д. Чалмерса и др.), осуществленные в последнюю четверть века в аналитической философии при оперировании такими концептами, как «сознание как самое удивительное свойство психики», «сознание как аналог сцены», «простые проблемы сознания», «трудная проблема сознания», «нетождественность сознания и тела», «зомби и антизомби» и др.
Актуальность и практическая значимость проблемы сознания, а также их недостаточная степень изученности определили выбор цели этой работы.
Объект исследования: психологические функции.
Предмет исследования: проблема определения сознания.
Цель исследования: изучение понятие сознания как предмет исследования общей психологии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить предметно-практические основы возникновения сознания;
- охарактеризовать массовое сознание и самосознание – унификация и стереотипы сознания;
- проанализировать массовое сознание, его влияние на развитие самосознания личности;
- изучить сущность массового сознания и индивидуальное сознание, их соотношение;
- рассмотреть отличие индивидуального и массового сознания.
Методы исследования. В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, наблюдение, беседа.
Результаты исследования: результаты исследования сформированы исходя из поставленных задач.
Структура исследования: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Объем исследования: 22 страницы печатного текста.
Список использованной литературы содержит 15 источников.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ СОЗНАНИЯ
1.1 Предметно-практические основы возникновения сознания
Новый всплеск интереса ученых к проблеме сознания, значительно превосходящий все предыдущие, во многом объясняется переходом современного общества от фазы постиндустриальной к информационной, к новейшей философии, новой научной идеологии, идеям постмодернизма и др.; возникли такие новые интегрированные области знаний, как нейронаука, когнитивная наука, наука сознания .
Понятие «сознание» наряду с понятием «психика» относится к категории базовых понятий психологии .
Как указывал Л.С. Выготский, «вопрос о психике, сознательном и бессознательном имеет определяющее методологическое значение для всякой психологической системы. В зависимости от того, как решается этот основной для нашей науки вопрос, находится и самая судьба нашей науки» .
Сознание является также ключевым понятием философии и социологии, и определяет человеческую способность идеального воспроизведения действительности, а также механизмы и формы такого воспроизведения. Поскольку же человек имеет историческое происхождение, то и феномен сознания может адекватно пониматься в контексте развития материального мира вообще.
Выдающийся философ Нового времени Б. Спиноза определял сознание как атрибут субстанции, то есть как необходимое, существенное и неотъемлемое свойство материи. Следовательно, в своем развитии материальный мир закономерно достигает такой формы самоотображения, которой является сознание.
Поэтому идеальное, и является субъективным образом объективной реальности, отражением внешнего мира в формах деятельности, сознания и воли человека.
Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни. В этом смысле не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание. Наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внешнего мира, а отражение не может существовать без отображаемого, но отображаемое существует независимо от того, что отображает.
Что представляет собой отражение? Как всеобщее свойство материальных объектов, отображение является изменением, реакцией, слепком любого предмета, или явления, которые взаимодействуют с другими предметами или явлениями. Эта реакция всегда находится в определенном соответствии или сходства с той, или иной стороной предмета, действия на другой предмет.
По мнению В.М. Аллахвердова, «о чем, собственно, идет речь, когда мы говорим о сознании, на самом деле никому не известно». Сознание считается «глубочайшей тайной психологической науки» .
Поскольку сознание является сугубо общественным явлением, то оно рождается исключительно в общественной форме материального движения. А общественной формой материального движения является предметно-практическая, материально-производственная деятельность общества в целом и человека как компонента производительных сил. Если каждая форма материального движения содержит в себе все остальные в «снятом» виде: механическая форма движения является перемещение макротел, физическое – механикой молекул, химическая – физикой атомов, биологическое – физикой
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акопов Г.В. Проблема сознания в российской психологии / Г.В. Акопов. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального института. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2004. – 232 с.
2. Акопов Г.В. Психология сознания: Вопросы методологии, теории и прикладных исследований / Г.В.Акопов. – М.: Изд во «Институт психологии РАН», 2010. – 272 с.
3. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2002. – 480 с.
4. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания / В.М.Аллахвердов. – СПб.: Изд-во «Речь», 2003. – 368 с.
5. Бандура А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб.: Евразия, 2000. – 320 с.
6. Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное // Собр. соч.: В 6 т. Т. 1: Вопросы теории и истории психологии. – М.: Педагогика, 1982. – С. 132-148
7. Заикин Н.И. Что такое сознание? / Н.И.Заикин. – СПб.: Акад.развития сознания, 1997. – 16 с.
8. Кон И.С. Открытие «Я» / И.С.Кон. – М.: Политиздат, 1978. – 367 с.
9. Корниенко А.Ф. Сознание в психологии: теоретические аспекты / А.Ф.Корниенко. – Казань: Изд-во «Печать-Сервис-XXI век», 2016. – 293 с.
10. Кубарев В.С. К вопросу о детерминации активности в развитии личности // Омский научный вестник. – 2007. – № 3. – С. 95-10
11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. – М.: Педагогика, 1975. – 304 с.
12. Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ // Леонтьев Д.А. (ред.) Современная психология мотивации. – М.: Смысл, 2002. – С. 13-46.
13. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 2. / А.Н.Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – 320 с.
14. Ольшанский Д. Психология масс / Д.Ольшанский. – СПб., 2001. – 368 с.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2001. – 720 с.