Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Обоснование актуальности темы. Несоответствие растущих потребностей человека в жилье требуемого качества возможностям их удовлетворения составляет сущность жилищной проблемы.
Воспроизводство жилищного фонда рассматривается нами, как важнейшее средство решения жилищной проблемы в нашей стране. При этом нами разделяется мнение экономистов, о том, что воспроизводство жилищного фонда является непрерывным постоянно возобновляемым процессом производства жилья, его распределения, обмена, использования и реновации.
Как отмечается в монографии Т.Ю.Овсянниковой, выделение в качестве отдельной стадии воспроизводственного цикла реновации означает фактически разделение стадии производства на две части: строительство новых объектов и частичное повторение производственных процессов на протяжении жизненного цикла жилых зданий с целью поддержания потребительских характеристик объектов.
Реконструкция и капитальный ремонт (реновация) зданий проводятся по планам или программам реконструкции и капитального ремонта жилых зданий и объектов коммунального хозяйства. Как правило, такое планирование осуществляется децентрализовано органами местного самоуправления, или хозяйствующими субъектами, которые имеют на балансе жилищный фонд.
Приоритеты для включения зданий в планы реконструкции и капитального ремонта устанавливаются в зависимости от градостроительных задач и технического состояния здания, его физического и морального износа, оцениваемого величиной интегрального износа, устанавливаемого в результате технического обследования здания и его конструкций.
Таким образом. актуальность выбранной темы обусловлена тем, что процесс переселения собственников из ветхого и является главенствующей задачей жилищной политики Российской Федерации. Сегодня проблема расселения из подобных зданий и жилых объектов стоит достаточно остро, так как органы местного самоуправления не успевают в установленные сроки переселять граждан из непригодных к проживанию домов и коммунальных квартир, вследствие чего численность ветхого фонда растет и накапливается.
Цель работы – проанализировать особенности деятельности органов местного самоуправления по ликвидации аварийного и ветхого жилья (на примере города Кунгур).
Объект исследования – основные аспекты деятельности органов местного самоуправления по ликвидации аварийного и ветхого жилья.
Предмет исследования – анализ деятельности органов местного самоуправления по ликвидации аварийного и ветхого жилья (на примере города Кунгур); разработка проекта по благоустройству территорий в процессе реализации программ по ликвидации аварийного и ветхого жилья.
Задачи исследования:
- изучить и описать особенности деятельности органов местного самоуправления по ликвидации аварийного и ветхого жилья 4
- определить причины и факторы проведение реновации как элемента деятельности органов местного самоуправления по ликвидации аварийного и ветхого жилья;
- рассмотреть особенности деятельности органов местного самоуправления по ликвидации аварийного и ветхого жилья в городе Кунгур.
- проанализировать состояние ликвидации аварийного и ветхого жилья в Пермском крае;
- разработать проект по благоустройству территорий города Кунгур в процессе реализации ликвидации аварийного и ветхого жилья;
- охарактеризовать особенности решения проблем по ликвидации аварийного и ветхого жилья.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНОГО И ВЕТХОГО ЖИЛЬЯ
1.1. Особенности деятельности органов местного самоуправления по ликвидации аварийного и ветхого жилья
Треть жилого фонда – здания, построенные до 1970 года, многие из которых пережили предельные сроки эффективной эксплуатации и находятся в критическом состоянии. Но лишь немногие из миллионов живущих в таких домах россиян могут рассчитывать на переселение.
Власти пытаются противостоять старению жилого фонда, но площадь аварийного жилья в стране растет. При этом официальные данные о состоянии жилья не отражают действительность.
Большое количество граждан, дома которых не признаны аварийными, но являются ветхими, оказались в сложной ситуации. По закону, им не полагается ни переселение в новое жилье за счет государства (как в случае с аварийными домами), ни ремонт.
По данным Минстроя, треть жилого фонда РФ представляют собой здания, построенные до 1970 года.
Например, число одних только домов хрущевской постройки в стране оценочно составляет около 30 тыс., а их общая площадь – примерно 100 млн кв. метров. Панельные «хрущевки» рассчитаны на 25-50 лет, и к настоящему времени должны были быть снесены. Даже более прочные кирпичные серии этих строений сейчас требуют как минимум глубокой реконструкции. Между тем во многих городах «хрущевки» по-прежнему составляют значительную часть жилфонда – около 50% в Перми, порядка 40% в Омске и примерно треть в Красноярске.
Кроме того, многоквартирные дома всех советских типовых серий чувствительны к соблюдению сроков капитального ремонта. По советским строительным нормам, даже при самых благоприятных условиях, срок эксплуатации жилья до постановки на капремонт не превышал 25 лет (в зависимости от типа постройки и условий эксплуатации, этот срок мог сокращаться до 10 лет).
Капительный ремонт часто предполагает замену внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, и пр., а нередко также крыш, стен, и т.д. Если ремонт не проводится, проводится не должным образом или задерживается, износ зданий значительно ускоряется. И основная проблема часто не столько в стенах и фундаменте, сколько в более быстро изнашивающихся элементах (трубах, проводке, герметизированных стыках и пр.), срок эксплуатации которых заметно меньше – 10-20 лет. В частности, протекание кровли или утечки в системах тепло- и водоснабжения могут за короткое время превратить дом в аварийный, а старая электропроводка или отслужившие свой срок внутридомовые газовые трубопроводы могут привести к пожару, который способен уничтожить дом сразу.
Но «в условиях российской действительности [касающиеся капремонта требования] нарушались в течение целых десятилетий, это, соответственно, ускорило износ большинства зданий», пишет издание «Построй дом!» со ссылкой на опрошенных экспертов.
По мнению Мальцевой, состояние многоквартирных домов становится национальным бедствием, масштабы которого власти стараются не афишировать.
Между тем, согласно официальным данным, аварийные дома составляют лишь 0,42% (16 млн. кв. м) всего жилого фонда (3,8 млрд кв. м), а живут в них почти миллион россиян, сообщают ЕМИСС (со ссылкой на Росстат) и Фонд содействия реформированию ЖКХ.
При этом на своем сайте Росстат оценивает опасную для жизни жилплощадь цифрой в полтора раза выше – 25,5 млн кв. м, или 0,7% всего жилья, причем в 2000 году она составляла 0,3%. В 2008-2018 годах власти расселили 1 млн граждан из аварийных домов общей жилой площадью 15,9 млн кв. м, однако за этот же период из-за износа домов площадь аварийного жилья выросла на 42%, сообщал «Ведомостям» представитель Минстроя.
Однако, данные Росстата представляются неполными. Во-первых, статистика разделяет «аварийное» и «ветхое» жилье. «Мы считаем, что в ветхом жилом фонде можно жить, но при этом требуются отдельные мероприятия по его капитальному ремонту… в отличие от аварийного жилья, которое просто небезопасно для жизни», – пояснял замминистра строительства Максим Егоров в интервью РИА «Новости».
До 2017 года Росстат публиковал данные как по ветхому, так и по аварийному жилью. Судя по ним, в 2016 году ветхой жилплощади было втрое больше, чем аварийной – 66,4 млн кв. м против 22,7 млн. Общий объем проблемного жилья, таким образом, достигал 89,1 млн. кв. м, или 2,4% жилого фонда. Однако в последующие годы Росстат стал сообщать лишь об аварийных постройках.
Глава комиссии Общественной палаты РФ по развитию социальной инфраструктуры Игорь Шпектор говорил тогда: «Имеющиеся сведения по жилью в России неправильные. Необходимо сделать инвентаризацию жилого фонда, чтобы наконец сказать правду: сколько у нас аварийного жилья, сколько ветхого, сколько нужно перевести из ветхого в аварийное».
Ситуация с тех пор не сильно изменилась. Местные власти и управляющие компании предоставляют недостоверные сведения о степени износа домов, сообщала в конце 2019 года Счетная палата.
Если не начать всероссийскую реновацию (снос или реконструкцию построек), то ветшание жилья может стать «большой угрозой», заявил в эфире телеканала «Россия 1» вице-премьер Марат Хуснуллин после своего назначения в конце января 2020 года. Сейчас программы реновации действуют только в Москве и Петербурге.
Аварийными считаются строения, состояние которых влечет «опасность обрушения»: с потрескавшимися или деформированными конструкциями,