Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обоснована тем, что история Древней Греции является одной из составных частей истории древнего мира, достижения древнегреческой цивилизации обогатили мировой исторический процесс, послужили фундаментом для последующего развития народов Средиземноморья в эпоху римского государства.
Жизнь, быт, обычаи Древней Греции берут свой начало вглубь на сотни веков назад от нашего времени. Рассмотрение проблем древнегреческой мифологии – важнейший, необходимый элемент истории и культуры древней Греции. Религия Древней Греции дает возможность понять особенности мышления жителей Эллады. Актуальность рассматриваемой темы подчеркивается тем, что яркая и насыщенная история Древней Греции не оставляет равнодушной науку, демонстрируя каждый раз новые тайны того временного периода.
Религия Древней Греции в свое время являлась важной исторической вехой в развитии разных народов. Например, огромное влияние она оказала на римлян, которые позднее способствовали ее развитию.
Рассмотрение религии и мифологии Древней Греции дает возможность рассмотреть область взаимодействия между факторами культуры: устройством социума, философией, историей, литературой. Греки смогли создать могущественное государство, центром которого являлась их мифология.
Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить мифологические и религиозные представления о богах античной мифологии в работах двух античных авторов – Гомера и Эсхила, а также изучить отражение мифологических представлений в искусстве.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
1) изучить зарождение и развитие мифологии древней Греции;
2) рассмотреть этапы развития мифологии древних греков;
3) описать соотношение понятий «герой» и «страдание» в античной скульптуре;
4) охарактеризовать образ страдающего героя в монументальной скульптуре в архаике, ранней и высокой классике
Историография.
В своем произведении «Древнегреческая религия» Ф. Ф. Зелинский представляет синтез и свое понимание античности и современности, обосновывает необходимость классического образования для Европы.
Н. А. Кун в своих работах («Мифы и легенды Древней Греции», «Что рассказывали древние греки о своих богах и героях») рассматривает образы богов античной мифологии, дает разные версии одного и того же мифа, стараясь рассмотреть данное понятие со всех сторон.
Книга Роберта Грейвса «Мифы Древней Греции» анализирует и пересказывает 171 греческий миф с разбиением на мифологемы. Р. Грейвс прослеживает историю развития мифов Древней Греции, привлекает огромное количество источников из Ближнего Востока Северной Африки, цитируются авторы Античности.
А. Ф. Лосев в своей книге «Мифология греков и римлян» рассматривает первоисточники античной мифологии, изначально становясь научным исследователем данного направления. Автор излагает и разъясняет самые сложные ходы первоисточников для критического их освоения.
Ф. Ф. Зелинский в своей книге «История античной культуры» рассматривает детально особенности античной культуры. Кроме того, автор был переводчиком Софокла, Овидия, Цицерона и Тита Ливия.
М. В. Агбунов в своем справочнике «Античные мифы и легенды» включает полное описание древнегреческих и древнеримских имен и названий. Статьи, которые составлены автором, являются краткими и емкими, в основу положены фактические данные и конкретные сведения. Справочник включает в себя достоверное описание мифов, а не факты истории. А.И. Немировский исследует и комментирует в «Легенды ранеей Италии и Рима» поэму Вергилия «Энеида». Д. М. Петрушевский исследует социум и государство Древней Греции во времена Гомера – состав и специфику гомеровского общества, выработку им государства, специфику государственного устройства того времени.
Рассмотрение Древней Греции дает понимание того, что каждая часть культуры взаимодействует друг с другом. Анализ особенностей культуры Древней Греции может помочь в представлении о своей собственной культуре. Мифология Древней Греции – это точка соприкосновения с древними греками для многих современников. Огромное количество мифов стало источником вдохновения для следующих эпох, на их основе происходило создание многих картин, музыки, театральных постановок.
Объектом исследования данной темы является античная мифология.
Предметом исследования является особенности развития мифологии Древней Греции и этапы ее развития.
Хронологические рамки исследования определяются к. III- тыс. до н.э. (началом Крито-Микенской цивилизации) – I в. н.э. (к. эллинистического периода).
Основными географическими центрами распространения древнегреческой мифологии принято считать южную часть Балканского полуострова (Балканская, или материковая, Греция), а также прилегающие к нему острова.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ АНТИЧНОЙ МИФОЛОГИИ
1.1 Первые мифы: история становления
Мифология была приоритетной формой мировоззрения на заре человеческой истории, когда в культурной и хозяйственной жизни социума господствовали принципы рода. Мифология – это итог духовной потребности древних людей понять природные явления и объяснить мир.
Античные мифы – это высокохудожественные литературные памятники. Философия Древней Греции начинается с мифологии, в зарождении и развитии античной философии миф и мифотворчество занимали важное место.
О греческой античной мифологии написано колоссальное количество работ. Появление и развитие разных мифов изучалось с исторической, религиозной, философской, психологической, литературной и исторической точки зрения.
Мифология представляет собой совокупность мифов о героях, богах, персонажах в мифах, которые, в отличие от сказки, описываются как рассказы о событиях не сказочных, а происходящих в реальности.
На сегодня под мифологией стала понимать науку, изучающую мифы.
Мифология интересна как интеграция мифа и обрядов культуры. Миф – это исторически первая форма сознания, которая дает представление о мировоззрении, мировосприятии, сознании общины первобытного характера, а позднее и личности в античности.
В XX в., как писал Н.Л. Сухачев, миф «получил столько же определений, сколько насчитывается авторов, размышляющих над мифом, живописующих самые неожиданные его отражения в социуме» .
Как справедливо заметил В.М. Найдыш, поле исследований мифа в XIX-XX вв. имеет множество интерпретаций, охватить которые - задача, «посильная, по-видимому, лишь для целого исследовательского коллектива» .
История становления понятия мифа берет свое начало с часто упоминаемого в литературе эпоса и логоса, которые полностью не являются синонимичными. Часто они применялись в разные периоды истории. Логос в языке Гомера встречается только трижды, но почти не употребляется термин «миф», который был заменен «логосом» в произведениях философов-стоиков
IV-III веков до н. э., которые разрабатывали учение о слове.
По этому поводу А.А. Тахо-Годи писала, что «миф» выражал «обобщенно-смысловую наполненность слова в его целостности. «Эпос» указывает на звуковую оформленность слова, на сам процесс произнесения... Что же касается «логоса», то он предполагал первичную выделенность и дифференциацию элементов, переходящую затем в некую их собранность. Судя по всему, «логос» связан с развитием аналитического мышления и широко употребляется в греческой классике, не находя себе места в архаические времена, где господствовал «миф», выражая первичную нерасчлененность и обобщенную целостность жизненных представлений» .
Миф представляет собой способ массового и устойчивого выражения мироощущения и человеческого миропонимания, когда еще не сформировались абстрактные обобщающие понятия и техника логических умозаключений .
На сегодняшний день термин «мифология» включает в себя две значения:
1) мифы в конкретной связанности в систему, совокупность (античная мифология);
2) миология – наука, изучающая мифы и их происхождение, специфику отражения в них реальности .
Миф считается исторически первой формой познания мира. Мифология была образным и художественным способом познания и аргументации разных явлений жизни людей и природы, взаимоотношений\ космоса и земного . Такое познание реализовывалось при помощи уподобления сил природы живым существам. Мифология была нацелена на гармонизацию природы, человека и социума, понимание основательных антиномий бытия личности.
Специфика мифологии заключается в отсутствии ее нацеленности на объяснение объективных закономерностей мира. Миф обеспечивает взаимосвязь человека и природы. Достраивать идеальными образами мифа действительные отношения рода в общине, заполняя «пропасть» природой и человеком, дает возможность не разделять сверхъестественное и действительное.
Миф – это аргументация мира, прошлое, отличающееся от современного и настоящего. Миф – это образец, модель событий современного мира.
Итак, пространство мифа – это часть мира, пространство жизни рода, в которой стал создаваться и жить род со своим родоначальником, тотемом.
В современной культуры мотивы, сюжеты, образы мифов Древней Греции нашли свое отражение в культуре, литературе, искусстве, в терминах многих наук применяются многие имена античных героев.
Формирование мифологии Древней Греции реализовывалось на сказаниях крито-микенской эпохи, имело несколько этапов развития:
1) древнейший, хтонический период (с раннего времени существования Древней Греции и заканчивается во II тыс. до н.э.);
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Агбунов М. В. Античные мифы и легенды. Мифологический словарь. М.: МИКИС, 1994.
2) Вадеев А.Г. Феномен страдания в культуре современности. Автореф. дисс. ... к. филос. н. Н. Новгород, 2005 [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека. Режим доступа: https://search.rsl.ru /ru/record/01002745121.
3) Великие мифы и легенды: 100 историй о подвигах, мире богов, тайнах рождения и смерти. — М.: Центрполиграф, 2011. — 443 с.
4) Волкогонов Д. А., Феномен героизма. О героях и героическом, - М., 1985.
5) Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. - М., 1994.
6) Голосовкер Я. Э. Сказания о титанах. — М.: Государственное издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР, 1957. — 288 с.
7) Грейвс Р. Мифы в Древней Греции. – М.: Прогресс, 1992.
8) Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М.: Едиториал УРСС, 2004. 248 с.
9) Зелинский, Ф. Ф. История античной культуры [Текст]. 2-е изд. / ред. и прим. С. П. Заикина. - СПб. , 1995.
10) Кондрашов А. П. Легенды и мифы Древней Греции и Рима. — М.: Рипол Классик, 2005. — 765 с.
11) Кукушкина Е.И., Логунова Л.Б. Мировоззрение, познание, практика. М.: Политиздат, 1989. С. 25.
12) Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции: Легенды, мифы. — М.: Эксмо, 2010. — 544 с.
13) Кун Н. А. Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях// https://readli.net/chto-rasskazyivali-greki-i-rimlyane-o-svoih-bogah-i-geroyah/ (дата обращения 17.05.2020)
14) Лесин Е. Легенды и мифы Древней Греции. — Санкт-Петербург: Красный матрос, 2009. — 59 с.
15) Лосев Α. Φ. Мифология греков и римлян/Сост. А. А. Тахо-Годи; общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. — М.: Мысль, 1996. — 975 с.
16) Маркузон В.Ф. Всеобщая история архитектуры. Т. II. Архитектура античного мира (Греция и Рим). М.: Стройиздат, 1973.
17) Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: учебник.. 2-е изд., пере-раб. и доп. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2004. 622 с.
18) Налимова Н.А. Фигалийский фриз и «троянские» драмы Еврипида. К вопросу о влиянии театра на пластические искусства Древней Греции // Аристей. 2010. № 1. С. 141—143.
19) Немировский А. И. Мифы древности. Эллада. — М. : Лабиринт, 2000. — 412 с.
20) Немировский А.И. Легенды ранней Италии и Рима. - М. Просвещение. 1996г. 400 с.
21) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь Ожегова 1949—1992 [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академике. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/234262.
22) Петрушевский Д. М. Общество и государство у Гомера: Опыт исторической характеристики. Изд. 3-е. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. — 64 с.
23) Пико делла Мирандола, Речь о достоинстве человека. // Человек, М., 1991.
24) Сухачев Н.Л. Развитие легенды у Лескова // Миф - Фольклор - Литература: сб. ст. Л.: Наука, 1978.
25) Сушков И. М., Героизм и героические традиции. - Ростовское книжное изд-во, 1969.
26) Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М.: Искусство, 1989. 305 с.
27) Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 4-е изд. М.: Политиздат, 1980.
28) Хоруженко К. М. Культурология. XX век. Энциклопедия, Т.1. Сп-б, 1998.
29) Шестаков В. П. Категория героя в истории этики. // Вестник истории мировой культуры, 1960, №2.
30) Smith T.J., Plantzos D., eds. A Companion to Greek Art. Oxford and Chichester: John Wiley & Sons, 2012, volume 1.