Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития РФ налоговая система выступает одним из наиболее важных звеньев финансовой системы, регулирующим экономические процессы в обществе. В рамках налоговой системы реализуется комплекс мер, направленных на установление оптимального уровня налоговой нагрузки в зависимости от характера поставленных в данный момент экономических задач. Уровень налоговой нагрузки в стране должен быть таким, чтобы обеспечивал государство финансовыми ресурсами, создавал условия для регулирования экономики страны в целом, сглаживал возникающие в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.
В качестве основных, бюджетообразующих налогов сегодня выступают налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и налог на доходы физических лиц. Именно они являются источниками финансирования всех направлений деятельности государства, экономическими инструментами реализации государственных приоритетов.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что проблеме функционирования налоговой системы РФ сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как от ее состояния зависит эффективное функционирование всей экономики. Бессистемная, непродуманная налоговая система, преследующая лишь фискальные цели, способна привести государство к ситуации налоговой ловушки, когда источники уплаты налогов иссякнут, и, тем самым, к краху всей финансовой системы государства. Главное условие существования эффективной налоговой системы страны – это сбалансированность интересов государства и налогоплательщиков при установлении налоговой нагрузки.
Цель курсовой работы заключается в исследовании налоговой системы РФ ее структуры и тенденции развития.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность, функции и роль налоговой системы;
2. Рассмотреть историю развития налоговой системы
3. Определить механизм и принципы налогообложения;
3. Рассмотреть особенности налоговой системы Российской Федерации;
4. Проанализировать поступление налогов в бюджетную систему РФ;
5. Выявить проблемы развития налоговой системы Российской Федерации;
6. Рассмотреть пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации.
Предметом исследования являются налоги Российской Федерации.
Объектом исследования является налоговая система России.
В процессе работы применялись следующие методы исследования: методы группировки и сравнения, анализ и синтез, метод описания, метод обобщения, табличный метод, статистический метод.
Теоретической основой работы выступила учебная литература, а также научные статьи в области налогообложения.
Информационной основой работы послужили нормативные акты российского законодательства, научные труды таких авторов как Горский И.В., Дадашев А.З., Малис Н.И., Пансков В.Г., Романовский М.В., Сердюкова А.Э, Черника Д.Г., а также статистические материалы Государственного комитета государственной статистики РФ и Федеральной налоговой службы России.
Структура курсовой работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком источников информации.
1. Налоговая система как инструмент государственного регулирования экономики
1.1 Сущность, функции и роль налоговой системы
Налоговая система является необходимым элементом любого экономически развитого государства. В современных условиях она выполняет фискальные задачи, т.е. обеспечивает государство финансовыми ресурсами через перераспределение национального дохода, а также служит важным инструментом социально-экономической политики государства.
Налоговая система – это, прежде всего, совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым Кодексом РФ .
Кроме того, налоговая система представляет собой совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения, основанное на определенных принципах целостное единство взаимосвязанных и взаимозависимых ее элементов.
Налоги являются основным элементом налоговой системы, являются важнейшим источником формирования государственного бюджета и одним из методов мобилизации денежных средств на переустройство государства и общества.
В современной трактовке, которую в РФ дает НК РФ, налог это «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Выступая правовой категорией, налоги – это объективные юридически формализованные отношения государства и налогоплательщиков в форме налогового законодательства, базовая составляющая государственного финансового права.
Как экономическая категория налог представляет собой форму денежных отношений между государством и физическими и юридическими лицами, которые носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию финансовых ресурсов в распоряжение государства.
Как финансовая категория налоги – это часть системы финансовых отношений, базирующаяся на существовании различных форм собственности и специфически выражающая одну из частностей реально существующих финансовых отношений – мобилизацию части стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода и использование ее посредством системы государственных расходов .
Сущностная характеристика налога выражается в присущих ему признаках:
1. Общеобязательный характер – уплата налогов в государственный бюджет является обязанностью каждого налогоплательщика, от которой он не имеет права отказаться. Налогоплательщик не имеет права распоряжаться той частью стоимости, которая подлежит поступлению в бюджет страны.
Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что платить законно установленные налоги обязан каждый. В соответствии с этим Налоговый кодекс РФ закрепляет перечень налогов, начислять и уплачивать которые обязаны налогоплательщики, определенные законом.
2. Индивидуально безвозмездный платеж – уплата налогов не несет для налогоплательщика получение какой-либо эквивалентной экономической выгоды от государства. Выполнение государством своих функций, финансирование которых происходит за счет средств, сформированных из налогов, не может трактоваться как предоставление конкретному налогоплательщику эквивалентной выгоды. При этом все налоги являются индивидуальными, т.е. исключена возможность перенесения обязанности конкретного налогоплательщика по уплате налогов на других лиц.
3. Законно установленный платеж – на территории государства возможно взимание только тех налогов, которые установлены законодательством. Порядок установления, исчисления и уплаты налогов также происходит в порядке, определенном законом.
4. Налог уплачивается в целях финансового обеспечения деятельности государства – налоги являются базовой составляющей доходной части государственного бюджета. Именно за счет налогов происходит финансирование основной части государственных затрат: на содержания государственного аппарата, на вооружение, на развитие медицины и образование и других важнейших социально-экономических задач.
5. Относительная регулярность – выражается в периодической уплате налога в установленные законом сроки.
6. Денежная форма – налоги взимаются только в форме денежных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам .
Функции налогов, определяют их основное назначение и являются производными от функций финансов, выполняющие те же задачи, но в более узких рамках. В функциях налогов раскрывается их историческая роль, социальное назначение и экономическая сущность развития любого государства.
Функции налогов в комплексе отражают разные виды правового воздействия на общественные отношения налогоплательщиков и государства. Поэтому любая функция налогов является как правовой, так и экономической категорией. В функциях налогов проявляются особенные свойства налогового права, как подотрасли финансового права. Функции налогов весьма многогранны, но каждая из них определяет необходимое направление воздействия на нормы налогового права, так без этого общество на данном этапе своего развития, исходя из истории обойтись не может: мобилизация денежных средств в государственную собственность, контроль за экономическими процессами организациями, контроль за имущественной и финансовой деятельностью физических лиц и пр. Функции налогов не только устанавливают воздействие нормативных механизмов на финансовый сектор, но и влияют на регулирование налоговых правоотношений, упорядочивают их, приобретая тем самым динамичность. Вместе с фискальной функцией налогов существует и регулирующая функция, затрагивающая регулирование потребления и воспроизводства определенных видов продукции, работ или услуг. Указана функция призвана помочь в решении поставленных задач налоговой политики через налоговый механизм .
Регулирующая функция налогов может оказывать влияние на стимулирование социальной, экономической, а также демографической государственной политики. Государство заинтересовано в стимулировании отечественных товаропроизводителей, и наша страна установила повышенные таможенные пошлины на импорт легковых зарубежных автомобилей. В общем объеме налога на доходы физических лиц исключается определенный перечень социальных вычетов. Налогам свойственна и контрольная функция, посредством которой государство регулирует проверку финансово-хозяйственной деятельности организаций и физических лиц, контролирует источники их доходов и направления расходов, а также обеспечивает «прозрачность» поступления финансовых средств. Практическая роль налогов в обеспечении контрольной функции проявляется через работу налоговых органов.
Таким образом, указанные функции налогов показывает, как осуществляется публичное назначение налогов, но все функции налогов действуют в системном единстве. В ходе правового регулирования налоговых отношений они взаимосвязаны между собой, взаимодействуют и нередко взаимопроникают, отражая особенность финансово-правового воздействия на налоговую среду
1.2 История развития налоговой системы
Налоговый период в становлении налоговой системы в России начался в конце ХХ века. Становление было связано с распадом СССР и переходом от административной системы управления к рыночным отношениям, которые обязали к постепенному построению совершенно новой налоговой системы, имеющей общие черты с развитыми экономическими странами .
Первый этап пришелся на период 1992-1998 гг., он был ознаменован периодом "запуска" нового налогового режима на базе принятия первого Закона "Об основах налоговой системы в РФ" в декабре 1991 года и соответствующих правовых актов по определенным видам налогов как период адаптации к новым рыночным условиям. Первый период сопровождался высоким уровнем инфляции, структурными изменения в экономике России, нестабильностью функционирования налогового законодательства, отменой одних и появление все новых налогов. Практика показала необходимость кардинальной перестройки бухгалтерского учета во всех областях экономики, применительно к условиям рыночной экономики и действующей системы налогообложения. К числу серьезных недостатков последней относилось использование начисляемых относительно выручки предприятий "оборотных" налогов, неточность и неоднозначное толкование многочисленных законодательных актов Госналогслужбы России, наличие многочисленных льгот и налоговых освобождений, а так же сравнительная легкость и безнаказанность невыполнения налоговых обязательств налогоплательщиками .
Второй этап последующего развития налоговой системы в России пришелся на 1998-2001 годы. Главным нововведением которо
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) Ч.1, 2. [Электронный ресурс] / Режим доступа // http://base.garant.ru/10102515.htm.
2. Проект федерального бюджета «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» // http://base.garant.ru/56727430
3. Аликсандров И.И., Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение: Учебник: 2-е изд., перераб. / Под ред. Б.Х.Алиева. –– М.: Магистр, 2018. – 283 с.
4. Аронов, А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. / А.В. Аронов, В.А. Кашин. - М.: Финансы, 2018. – 395 с.
5. Аронов, А.В. Налоговая политика и налоговое администрирование. / А.В. Аронов, В.А. Кашин. - М.: Экономист, 2019. – 590 с.
6. Архипов А.И. Экономический словарь / Под ред. А.И.Архипова. – М.: Инфра-М, 2019. - 445 с.
7. Архипов А.И. Финансы: учеб. / А.И. Архипов, И.А. Погосов, И.В. Караваева; под ред. И.А.Погосова. – М.: Проспект, 2018. С.43.
8. Баруллин С.В. Теория и история налогообложения. / С.В.Баруллин. – М.: Экономистъ, 2019. – 319 с.
9. Большаков С.В. Финансовая политика государства и предприятия: Курс лекций. / С.В. Большаков. – М.: Книжный мир, 2018. – 170 с.
10. Васильев Ю.В. Политика реформирования налоговой системы России. / Ю.В. Васильев. - М.: Март, 2019. – 220 с.
11. Горский И.В. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / И.В. Горский. - М.: Финансы и статистика, 2018. – 278 с.
12. Дадашев А.З. Совершенствование налоговой политики при переходе к инновационному типу экономического развития. / А.З. Дадашев // Финансы. – 2017. - № 6. – С. 36-40.
13. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России. / Л.Н.Лыкова. – М.: ИНФРА, 2018. – 322 с.
14. Малис Н.И. Кризис: налоги реформируются. / Н.И.Малис // Налоговый вестник. – 2018. - № 10 . – С. 11-17.
15. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. / В.Г.Пансков. – СПб.: Питер, 2018. – 387 с.
16. Поляк Г.Б. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.Б.Поляка, проф. А.Н.Романова. – М.: ЮНИТИ, 2017. – 427 с.
17. Романовский, М.В. Налоги и налогообложение. 5-е изд. / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. – СПб.: Питер, 2019. – 560 с.
18. Сердюков А.Э. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов / А.Э.Сердюков, Е.С.Вылкова, А.Л.Тарасевич. – СПб.: Питер, 2018. – 640 с.
19. Симонов В.В. Бюджет и налоги в экономической политике России: Монография. / В.В.Симонов, С.С.Сулакшин, И.В.Подпорина, М.Ю.Погорелко. - М.: Научный эксперт, 2019. — 208 с.
20. Степанов В.Л. Н.Х. Бунге. Судьба реформатора. / В.Л.Степанов. – М.: Финансы, 2019 г. – 215 с.
21. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение: Учебник / Д.Г. Черник и др. – М.: ИНФРА-М, 2019. – С.55.
22. Юрзинова И.Л. Методология формирования системы целей и задач налоговой политики на федеральном уровне. / И.Л.Юрзинова. // Налоги. – 2018. - №38. – С. 53-
23. Данные Минэкономразвития России [Электронный ресурс] / Режим доступа // http://www. economy.gov.ru/.
24. Российский статистический ежегодник - 2018. [Электронный ресурс] / Режим доступа // http://www.gks.ru
25. Официальный сайт государственного комитета статистики URL: https://gks.ru
26. Официальный сайт Федеральной налоговой службы URL: https:nalog.ru