Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Сфера общего образования призвана обеспечить нравственное развитие и воспитание личности учащегося для формирования и развития его гражданской позиции, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Нравственное развитие личности неразрывно связано с формированием понятийной сферы, в которой осмысливается нравственная сторона деятельности ребенка.
Младший школьный возраст - это важный период в жизни ребенка, когда он вступает в мир социальных отношений, усваивает основные нравственные требования и учится их выполнять. Именно в этот период у них формируются основы нравственных понятий, которые являются важнейшим условием формирования нравственной культуры.
В процессе обучения создаются необходимые условия для формирования нравственных представлений у младших школьников. В процессе овладения личностными, универсальными, образовательными действиями у младшего школьника формируется адекватная мотивация учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы и требующая перестройки системы нравственных установок личности.
Степень сформированности нравственных понятий характеризует уровень нравственного развития личности учащегося. В то же время следует учитывать, что личностное развитие становится возможным благодаря воспитательной деятельности учителя и собственным усилиям ученика. Реализация этой деятельности возможна в образовательном процессе, поскольку «образование - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений, формирования на их основе мировоззренческих, нравственных и других качеств личности, развития их творческих сил и способностей». Учебник является одним из основных средств обучения, позволяющим рационально организовать освоение содержания образования. Учебник содержит содержание социального опыта, которое подлежит передаче и постепенному усвоению учащимися. Содержание программ и учебников несет на себе отпечаток сложившейся в обществе системы ценностей, являющихся основой нравственного воспитания, поэтому оно может помочь в организации процесса формирования нравственных понятий, выступая одним из средств его организации.
Анализ исследований. На научно-теоретическом уровне актуальность исследования по вопросам формирования нравственных основ личности ребенка обусловлена тем, что проблема нравственного воспитания находится в центре научных интересов отечественных и зарубежных ученых. Имеющиеся работы преимущественно ориентированы на нравственное воспитание (А.В. Булатова, А.М. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, С.Н. Николаева, Л.Г. Нисканен, Л. Пеньевская, Т.И. Пониманская, В.Г.Фокина,), содержательные подходы в области нравственного воспитания (В.В. Белоусова, О.С. Богданова, Т.А. Ильина, И.А. Каиров, А.П. Кондратюк, Н.Л. Худикова, С.В. Черепанова).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в постановке и решении проблемы нравственного воспитания учащихся как основы становления его как личности.
Цель исследования: рассмотреть формирование нравственных представлений в процессе групповой деятельности младших школьников.
Объект исследования - формирование нравственных качеств детей.
Предмет исследования - процесс овладения детьми моральными нормами.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретический анализ содержания нравственного воспитания.
2. Изучить методы нравственного воспитания.
3. Рассмотреть формирование нравственных представлений в процессе групповой деятельности младших школьников.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической; педагогические наблюдения детей.
Структура и объем. Работа состоит из вступления, двух разделов, выводов, списка использованных источников в количестве 20 названий. Общий объем составляет 26 страниц печатного текста.
ГЛАВА 1. Теоретические основы нравственного воспитания детей
1.1 Теоретический анализ содержания нравственного воспитания
Сегодня проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. В условиях дегуманизации общественных отношений, их подчинения рыночным потребностям, утраты воспитательных идеалов, отчуждения людей друг от друга важен поиск эффективных форм, методов и средств нравственного воспитания детей.
В настоящее время национальная система образования в нашей стране сталкивается с качественно новыми вызовами, требующими практической трансформации системы образования. Принимая это во внимание, современные ученые отмечают необходимость формирования универсальных нравственных качеств у личности.
Научная проблема нравственного воспитания базируется на понятиях «нравственность» и «нравственность». Для того чтобы очертить основное содержание процесса нравственного воспитания, необходимо обратиться к отечественной традиции толкования этого понятия.
Понятия «мораль» и «нравственность» (от лат.mor, moris-нравы, обычаи, обычаи) как совокупность норм поведения, общения и отношений, принятых в обществе, имеют принципиальное значение для теории нравственного воспитания. Мораль - это форма общественного сознания, система идей, взглядов, ценностных ориентаций и норм, регулирующих деятельность людей. По мнению А. Павловской, мораль - это совокупность ценностей, которые ориентируют людей в практических отношениях. Это идеалы, нормы, принципы, взгляды на добро и зло, на смысл жизни, на достоинство, на честь, на всю систему личных и общественных отношений.
По мнению И. Беха, мораль есть «форма общественного сознания по отношению к двум сферам – миру людей и миру вещей - она может выступать как субъект-субъектное, так и субъект-объектное отношение . Поэтому в нашем определении мораль несет в себе нравственные ценности и идеалы, отражающие уровень развития личности и нации в целом. Будучи стержнем личности, мораль определяет характер жизненной позиции человека и результаты его деятельности.
Термин «нравственное воспитание» в педагогической науке широко используется, но не имеет четкого определения, на что указывает И. Бех. Таким образом, ученый пояснил, что образовательные технологии отождествляются с образовательными методами, и введение этого понятия считается данью моде.
Анализируя методологические основы проблемы нравственного воспитания личности, мы обратили внимание на совокупность исходных философских, педагогических, этических и эстетических идей, нашедших выражение в основных тенденциях, касающихся трактовки сущности нравственного воспитания: антропоцентрической, теоцентрической, социоцентрической. Эта классификация встречается у А. Вишневского и В. Белоусова. По мнению О. Вишневского, антропоцентрическое направление базируется на системе ценностей веры в человека - без Бога; теоцентрическая тенденция характеризуется верой в существование Высшего Абсолюта, «воплощающего идеал добра»; особенность социоцентрической тенденции в нравственном воспитании заключается в том, что она базируется на «порядке лидеров», в соответствии с потребностями идеологии, и определяется социальными условиями, нормами и принципами, которые формируются или принимаются в данном обществе.
Этого же мнения придерживается В.Белоусова, которая также разделяет различные подходы к системам воспитания и определяет три тенденции: антропоцентричную «базовые ценности этого воспитания – самореализация,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Азбука нравственного воспитания / Под ред.И.А Каирова., О.С.Богданова. – М.: Просвещение, 2015. – 251 с.
2. Архангельський Н.В. Нравственное воспитание / Н.В.Архангельский. – М.: 2013. – 382с.
3. Бех И. Д. Воспитание личности: восхождение к духовности / И. Д. Бех. – К.: Лыбидь, 2014. – 272с.
4. Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. (Философские раздумья о жизненных проблемах) / В.С. Библер // Этическая мысль. – М.: Высь, 2012. – 257с.
5. Богданова И.М. Социальная педагогика: Учеб. пособ. / И.М. Богданова. – К.: Знания, 2018. – 343 с.
6. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. –2014. - № 1. – С. 90-100.
7. Гордейчук А. Е. Беседы с родителями / О. Гордейчук. – К.: Школьный мир, 2010. – 112 с.
8. Докторович Н. А. Социально-педагогическая работа с детьми из неполных семей: учеб.-метод. пособ. / М. А. Докторович. – К.: Ленвит, 2017. – 152 с.
9. Дробницкий О.Г. Понятие морали: Историко-критический очерк / О.Г.Дробницкий. – М.: Высшая школа, 2014. – 228с.
10. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности / О.Г.Дробницкий. – М.: Высь, 2013. – 428с.
11. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2018. – 176 с.
12. Каирова И.А. Нравственное развитие детей в процессе воспитания / И.А. Каирова. – М.: Мысль, 2013. – 290с.
13. Кравченко Т. В. Помощь родителям в воспитании детей: Методические рекомендации для социальных работников / Т. В. Кравченко, И. М. Трубавина. – К.: Госсоцслужба, 2015. – 188 с.
14. Марьенко И.С. Нравственное становление личности / И.С.Марьенко. – М.: Академия, 2015. – 368с.
15. Матвеева Л.И Развитие ребенка как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения / Л.И. Матвеева. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2013. – 185с.
16. Нравственное воспитание / Под ред. Свадковский И.Ф. – М.: Педагогика, 2017. – 186 с.
17. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей / О. Потаповская // Дошкольное воспитание. – 2019. - №1. – С. 14-16.
18. Соколова Е. Развитие психологической культуры как средство социализации учащихся / Е. Соколова // Социальный педагог. – 2018. - №1 (13). – С. 44-47.
19. Уледов А.К. Нравственное воспитание / А.К.Уледов. – М.: Академия, 2011. – 273с.
20. Яровская А. Как воспитать высоконравственную личность / А. Яровска // Семья и школа. – 2014. - № 8. – С. 29-32.