Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской
Федерации» обеспечил достаточно четкое правовое регулирование государственной службы страны. Этот закон стал базовым, заложившим правовые и организационные основы системы государственной службы, в том числе системы управления Государственной службой Российской Федерации в целом.
При этом правовое регулирование организации и прохождения отдельных видов государственной службы - гражданской, правоохранительной и военной - должно осуществляться отдельными законодательными актами по каждому такому виду. Это обеспечило бы сочетание единства и дифференциации правового регулирования государственной службы Российской Федерации.
Актуальность исследования определяется тем, что правоохранительная служба в органах прокуратуры Российской Федерации, как одна из составляющих государственной службы, направлена на обеспечение эффективности деятельности органов государственной власти в России.
Все вышесказанное определяет актуальность темы данного исследования.
Целью работы является рассмотрение правового статуса прокурорских работников органов прокуратуры в ретроспективе.
Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть становление и развитие статуса прокурорского работника;
- изучить особенности правового статуса прокурорского работника на современном этапе.
Методы исследования: анализ, синтез, исторический, нормативный, формально-правовой и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе регулирования правового статуса работника прокуратуры.
Предметом исследования является правовой статус работника прокуратуры.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, перечня использованных литературных источников, нормативно-правовых актов и материалов судебной практики.
Глава 1. Становление и развитие статуса прокурорского работника
1.1. Становление Прокуратуры
12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура – «Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору». При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».
При Петре I прокуроры занимали исключительное, независимое положение в аппарате государства. Прокурорский надзор распространялся практически на все стороны государственной жизнедеятельности — надзор за соблюдением законов, надлежащим исполнением обязанностей должностными лицами (волокита, воровство, растрата и другие), сбором казенных доходов, финансовой отчетностью. При выявлении нарушения прокурор вначале устно предлагал устранить таковое, а если его обращение не помогало, то он приносил протест. Письменный протест поступал в тот орган, который нарушил закон и от которого зависело на том «протесте утвердиться», то есть удовлетворить его или отклонить. В последнем случае руководитель учреждения обязан был направить в вышестоящую инстанцию или Сенат вместе с протестом прокурора свои объяснения о причинах несогласия с прокурором. Прокурор, чей протест был отклонен, направлял специальное донесение Генерал-прокурору, который решал поддержать протест или нет.
Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: «Вот око мое, коим я буду все видеть».
Эта же мысль нашла свое отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года «О должности Генерал-прокурора»: «И понеже сей чин - яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.
Внутриполитическая обстановка в стране в этот период была крайне сложной.
Постоянно возникали заговоры и восстания против политики реформ со стороны консервативно настроенных бояр и крестьянства, поэтому на первый план выходила политическая и полицейская функция государства. Сложившаяся ситуация требовала создания постоянно действующих государственных органов по борьбе с преступлениями против власти, способных не только пресекать антигосударственную деятельность, но и предупреждать возникновение государственных преступлений, устранять причины и факторы, их порождающие, расследовать случаи массовых беспорядков. Петр создал новые органы управления страной, которые сосредоточили в своих руках огромный спектр полномочий.
Главный прокурор имел следующие функции: он осуществлял общественный надзор за деятельностью всех учреждений страны, руководил Сенатом и представлял дела на рассмотрение сената. Кроме того, он прошел через все дела, рассматриваемые Сенатом. Он созывал заседания Сената и исполнял обязанности его председателя, имел право докладывать императору о незаконных действиях сената и обладал законодательной инициативой.
Анна Иоанновна продолжила преобразования Петра и в 1731 году прокурорский надзор был введен по всей стране. 2 апреля 1731 года Сенат издал указ "о назначении прокуроров в Судебную коллегию и в губернию и о составлении инструкций для надлежащего ведения дел по их положению"." Сама инструкция была принята 3 сентября 1733 года.
Согласно инструкции, в задачи прокуроров входили: посещение тюрем, составление списков заключенных, взятых под стражу, контроль за питанием заключенных, освидетельствование умалишенных и другие надзорные функции.
В 1741 году императрица Елизавета Петровна упразднила кабинет министров, а Сенату были возвращены его прежние функции и полномочия.
Новым шагом в развитии прокуратуры является принятие указа "о правах Сената" и "Манифеста об учреждении министерств". В 1802 году манифестом были изменены задачи министра юстиции: управление кадрами судебной системы, общий надзор за судебной властью, реформа судебной системы, защита прав дворянства на землю.
Таким образом, с момента своего создания прокуратура является авторитетным государственным органом с широкими полномочиями. Но к началу 19-го века она утратила часть своей власти и влияния. Прокуратура превратилась из надзорного органа по охране правопорядка и правопорядка в полицейский орган феодального государства по охране и защите прав и привилегий высших слоев общества.
С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором.
Таким образом, судебной реформой 1864 года были установлены "Основные начала судебных преобразований", которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что "при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей", а также констатировали, что "власть обвинительная отделяется от судебной".
1.2. Прокуратура после революции
В ноябре 1917 года высший орган власти в стране, Совет Народных Комиссаров, принял декрет № 1 о суде, которым упразднялись
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174- // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
5. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О
прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. – 1992.
- № 8. - Ст. 366.
6. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе
государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 22. - Ст. 2063.
7. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О
государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание
законодательства РФ. – 2004. - № 31. - Ст. 3215.
8. Приказ Генпрокуратуры России от 20.06.2012 № 242 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации» // Законность. – 2012. - № 9.
9. Амирбеков К.И., Магомедов М.А. Полномочия прокурора и их классификация // Юридический мир. - 2016. - № 2. - С. 39 - 44.
10. Анисимов Г. Теоретические проблемы реализации положений Кодекса этики прокурорского работника. URL: http: // www.consul- tant.ru (дата обращения: 20.10.2020).
11. Буянский С.Г. Правовые основы функционирования прокуратуры как органа контрольной власти // Закон. - 2009. - № 5. – С. 28.
12. Винокуров А.Ю. Актуальные вопросы организации и деятельности прокуратуры. Избранные статьи. Раздел 6.
Конституционные требования по закреплению полномочий прокурора и
фактическая их реализация. - С. 49 - 54.
13. Винокуров А.Ю. Понятие прокурорских полномочий и источники их правового закрепления // Прокурорский надзор: Учебник / Под общ. ред. О.С.
Капинус. - М.: Юрайт, 2013. - С. 185.
14. Воронцов С.А. Спецслужбы России. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / С.А. Воронцов. - Ростов-на-Дону, 2012. - С. 116-122.
15. Демин А.А. Государственная служба. - М., 2014. - С. 49.
16. История государственных учреждений дореволюционной России. Н.П. Ерошкин. – М., 1968. – С. 154.
17. Капинус, О. С. [и др.] Прокурорский надзор в 2 ч: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. О. С. Капинус. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 682 с.
18. Кони, А Ф. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 5. / Под общ. ред. В. Г. Базанова. — М.: Юрид. лит., 1968. — 535 с.
19. Логанова, О. В. Историко-правовой анализ влияния государственной власти на изменение правового статуса прокуратуры / О. В. Логанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332).
20. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. - М., 1997. - С. 42-43.
21. Прокурорский надзор в 2 ч: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. О. С. Капинус. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 682 с.
22. Российское законодательство X-XX веков: Акты Земских соборов. В 9-ти томах. Т. 4: Законодательство периода становления абсолютизма / Отв. ред. А. Г. Маньков; под общ. ред. О. И. Чистякова. — М.: Юрид. лит., 1986. - 511 c.
23. Филиппов, А Н. Учебник истории русского права: (Пособие к лекциям). Ч. 1. / А. Н. Филиппов. - 4-е изд., изм. и доп. - Юрьев: тип. К. Маттисена, 1912. - 796 с.