Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящей курсовой работы обусловлена тем, что административное право наряду с другими видами права, такими как конституционное, гражданское и уголовное, выступает одной из базовых отраслью права. Административное право регулирует общественные отношения, складывающиеся в разных сферах жизнедеятельности человека именно поэтому нормы, составляющие данную отрасль права, являются одними из основных норм в связи с чем рассмотрение административно-правовых норм имеет большую значимость.
Цель курсовой работы – проанализировать понятие, признаки, особенности и виды административно-правовых норм.
Поставленная цель может быть решена путем решения следующих задач:
- исследования понятия административно-правовой нормы, ее структуры и особенностей;
- рассмотрение видов административно-правовых норм;
- проведение анализа реализации административно-правовых норм;
- исследование форм выражения норм.
Объектом исследования выступают административно-правовые нормы.
Теоретическая и методологическая основана исследования представлена трудами ученых-правоведов в данной области, законодательными и нормативными правовыми актами, статистическими данными.
Методы исследования контрольной работы. В качестве методов исследования в работе использовались: системный метод, диалектический, методы сравнительного анализа, методы индукции и дедукции, методы экспертных оценок.
Курсовая работа структурирована введением, четырьмя параграфами, заключением, списком использованной литературы.
1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И СТРУКТУРА
Рассматривая понятие административно-правовых норм, следует отметить, что значение и сущность данных норм восходит к тому, что необходимо должным образом раскрыть каким образом происходит регулирование общественных отношений посредством норм, которые и выполняют основную функцию отрасли права – регулятивную.
Исходя из вышеизложенного, рассмотрим, что же понимается под нормой права – это установленное правило поведение, при соблюдении которого лицо обеспечиваются разного рода средствами стимулирующие его должному поведению, а в случае не соблюдения норм следуют меры принуждения в виде санкций. Административно-правовые нормы отвечают данным параметрам.
В виду того, что в настоящей работе рассматриваются нормы, относящиеся к определенной отрасли права, то им присущи особенности. Так, под административно-правовыми нормами понимаются установленные государством правила поведения, цель которых состоит в регулировании общественных отношений, которые относятся к организации и функционированию органов исполнительной власти и государственного управления. В большей степени данные нормы выполняют регулятивные функции.
Отметим характерные черты присущие данным нормам:
- нормы административного права в первую очередь нацелены на обеспечение и реализацию органами государственной власти основных прав и свобод человека и их должную защиту всеми способами, включая и защиту негосударственными объединениями;
- нормы также направлены на организацию, функционирование и взаимодействие всей системы органов исполнительной власти всех ее звеньев;
- нормы определяют должное поведение, то есть такое, которое будет отвечать интересам всего общества, организаций и органов государственного управления. В общем смысле под должным поведением понимается такое поведение, которое подразумевает, что можно совершать, что запрещено и что необходимо совершать. Таким образом, должное поведение предполагает следующую модель поведения, выраженную в дозволениях, запретах и предписаниях;
- нормы административной отрасли права регулируя в том числе деятельность органов государственной власти направлены на соблюдение с их стороны конституционное закрепленных прав и свобод граждан, а также выражают основную сущность исполнительной ветви власти как единой;
- нормы определяя границы должного поведения во всех сферах общественных отношений, в том числе и в государственном управлении, одновременно нацелены на обеспечение законности в отношениях;
- нормы имеют исключительные меры защиты нарушенных прав, которые наступают и во внесудебном порядке. В науке административного права отмечается, что ответственность за нарушение норм может выражаться в различных мерах ответственности, в том числе и дисциплинарной. Также меры ответственности административного права применяются и к ним отраслям права, например, трудовое, земельное, финансовое и т.д., что говорит о том, что административно-правовые нормы имеют широкий круг распространения и охватывают многие общественные отношения;
- нормы являются не только регуляторами отношений, но и выполняют правозащитные функции при чем не только в сфере государственного управления, но и в других отраслях права. Например, посредством данных норм происходит регулирование финансовых, земельных, трудовых и иных отношений. С помощью норм административного права регулируются порядок взимания налогов, сборов, государственный контроль за соблюдением налогового, природоохранного, трудового законодательства и т.п.;
- достаточно часто устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами .
Проводя анализа административно-правовых норм, следует более подробно рассмотреть вопросы соотношения таких категорий административного права как правоисполнения (правоприменения) и правоустановления (правотворчества).
Нормы проявляется в первую очередь в том, что посредством нее происходит правотворческая деятельность. Органы исполнительной власти наделены правами по созданию норм и соответственно им присуща правотворческая деятельность.
Отрасль административного права представляет собой опосредованное нормотворчество, то ест такое нормотворчество, которое применяется к конкретным обстоятельствам именно поэтому нормы административного права выступают как основные регуляторы общественных отношений управленческого типа. Они характеризуются как одни из важнейших юридических форм правоприменения в сфере государственного управления.
Таким образом, административно-правовые нормы выполняют как правоустановительную, так и правоприменительную функции в юридической науке и в регулировании общественных отношений в важнейших сферах жизни населения. Две указанные функции норм взаимодействуют между собой очень тесно, в связи с чем можно проследить следующую закономерность: правоустановление (правотворчество) по своей сути служит целям правоприменения (исполнения). Данная закономерность прослеживается в том, что акты региональных органов власти создаются в целях исполнение законов.
Нормы административного права выполняют вторичное значение по сравнению с законами аналогичного содержания. Таким образом, административно-правовые нормы являются вторичными и подзаконными
не только деятельности субъектов исполнительной власти, но и устанавливаемых ими административно-правовых норм.
Нормы административного права создаются на основе и во исполнении норм Основного закона страны и актов Президента РФ в связи с чем стоят в иерархии законодательных актах на более низком уровне.
Представляя собой вторичные нормы по сравнению с законами нормы административного нормотворчества являются производной формой правоустановления, они создаются субъектами исполнительных органов государственной власти и направлены на должное обеспечение норм конституционных и законодательных.
Тем самым они являются юридическими средствами с помощью которых конституционные и законодательные нормы работают, и последние детализируются в общие правила поведения.
Законодательные нормы, как правило, не имеют прямого действия и не конкретизируются. Между тем стоит отметить, что российское государство представляет собой многонациональное государство, политика которого направлена на эффективное развитие его территорий, национально-государственных образований и отдельных народностей. Однако законодательные органы не имеют возможности в должной степени соблюсти интересы всех народностей и национальностей, проживающих на территории РФ, да это и не входит в круг его обязанностей. И в этом случае административно-правовые нормы приходят на помощь и оказывают правореализующие функции .
В последнее время активно используется ведомственное нормотворчество, которое адресовано, как правило, гражданам. Однако такое нормотворчество не всегда оправдано и обоснованно в связи чем происходит необоснованное ограничение прав граждан и юридических лиц.
Таким образом, административное нормотворчество не должно выходить за рамки дозволенного и законного, не должно быть чрезмерного расширения сферы административного правотворчества. Однако существование как ведомственного, так и обычного административного нормотворчества имеет место быть и не стоит его забывать, так как с помощью него происходит оперативное реагирование на происходящие действия.
Регулирующая функция норм очень масштабна и универсальна. Универсальность проявляется в том, что действия норм обширны по кругу лиц, на которые они распространяются. Объектом норм административного права выступают действия органов исполнительной власти, их внутренних структурных подразделений, а также действующих от их имени должностных лиц.
Можно констатировать, что нормы административного права направлены на регулирование деятельности органов государственного управления от которых зависит развитие и состояние экономической, социальной и иной сферы деятельности населения, а также уровень реализации демократических возможностей всестороннего развития личности, удовлетворения ее жизненных потребностей и интересов .
Роль норм более многообразна, что прямо вытекает из сущности и назначения государственно-управленческой деятельности как формы практической реализации исполнительной власти. Соответственно, аппарат управления живет не только и не столько интересами собственного бытия.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс»
2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.
3. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СЗ РФ. 2002. N 1. Ст. 1, 2.
5. Административное судопроизводство: Учебник для студентов высших учебных заведений по направлению "Юриспруденция" (специалист, бакалавр, магистр) / А.В. Абсалямов, Д.Б. Абушенко, С.К. Загайнова и др.; под ред. В.В. Яркова. М.: Статут, 2016. 560 с.
6. Административное право. Курс лекций: Учебное пособие / Л.А. Гречина. Москва: Проспект, 2015. 111 с. ISBN 978-5-998-80301-7.
7. Очерки теории административного права: современное наполнение: Монография / Л.А. Мицкевич. Москва: Проспект, 2015. 293 с. ISBN 978-5-392-18103-2.
8. Волков А.М. Административное право в вопросах и ответах: учебное пособие. Москва: Проспект, 2018. 144 с.
9. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Л.Л. Попов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: РГ-Пресс, 2019. 544 с.
10. Капустина Е.Г. Реализация административно-правовых норм в профилактике правонарушений на современном этапе // Закон и право. № 8. 2020. С. 155-157.
11. Константинов А. В. Административно-правовая сущность актов применения норм права // Наука, техника, образование. 2015 . С. 176-179.