Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Поведение коммерческой фирмы в рыночной экономике направлено на достижение основной цели – получение прибыли. И любое коммерческое предприятие хочет максимизировать свой доход. Таким образом, достижение максимальной прибыли есть тот критерий, который определяет поведение фирмы, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде.
Стратегия и тактика поведения фирмы во многом определяется структурой рынка. При совершенной конкуренции, когда цена формируется в результате взаимодействия спроса и предложения и ни одна из фирм не может воздействовать на цену своей продукции, организации необходимо увеличивать объемы производства, чтобы повысить доходы. Максимум общей прибыли достигается при равенстве цены и предельных издержек. Если цена выше предельных издержек, то производство необходимо расширять. В случае, если цена меньше предельных издержек, то производство нужно сокращать.
В условиях несовершенной конкуренции, когда фирма может воздействовать на цену своей продукции, условия максимизации прибыли другие. Из-за того, что на данном рынке увеличение продаж снижает цену и предельный доход, для получения максимальной прибыли объемы производства и реализации продукции следует увеличивать до тех пор, пока предельные издержки будут меньше, чем предельный доход. Фирма получает максимальную прибыль при равенстве предельных издержек предельному доходу.
Вышесказанное обуславливает необходимость продуманного подхода к формированию тактики поведения фирмы на рынке и, следовательно, определяет актуальность темы курсовой работы.
Цель курсовой работы – определение тактики поведения фирмы на рынке несовершенной конкуренции.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
охарактеризовать рынок несовершенной конкуренции;
изучить спрос и влияние эластичности спроса на цену продукции;
определить рыночное установление заработной платы и численности занятых;
изучить взаимосвязь эластичности, общих и предельных издержек, общего и предельного дохода;
определить объем производства, максимизирующий прибыль.
При написании курсовой работы использовались учебная литература и информация, представленная на сайтах, программное обеспечение MS WORD и электронные таблицы ECXEL.
Курсовая работа состоит из введения, основной части и заключения. В основной части дана характеристика рынка несовершенной конкуренции и представлены расчеты, определяющие объем производства, максимизирующий прибыль.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Задание 1. Необходимо подробно раскрыть понятие «рынок несовершенной конкуренции»
Решение.
Рынок как место, где встречаются покупатель и продавец, имеет свои количественные и качественные характеристики, характеризующие его структуру.
Количественными показателями, определяющими структуру товарного рынка, являются: численность продавцов, действующих на данном товарном рынке; доли, занимаемые продавцами на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации.
К качественным показателям структуры товарного рынка относятся: наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости и открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.
Различают рынок совершенной и рынок несовершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция – это состязание экономических субъектов на товарном рынке, при котором ни у одного из них нет достаточно большой доли рынка, чтобы оказать влияние на цену продукта. Рынок совершенной конкуренции характеризуется следующими показателями:
множество мелких предприятий (продавцов) и покупателей;
конкурирующие предприятия производят однородную продукцию;
покупатели и продавцы хорошо информированы о ценах;
продавцы действуют независимо друг от друга;
предприятия могут свободно выходить из одной отрасли и входить в другую.
Не имея возможности воздействия на цену, но, располагая возможностью продать неограниченное количество продукции по сформированной на рынке цене, производитель выберет одну из двух стратегий максимизации прибыли:
• максимизация выпуска при данном объеме использования ресурсов или данном уровне затрат;
• минимизация издержек при данном объеме выпуска продукции;
Таким образом, максимизация прибыли достигается либо увеличением объема продаж, либо снижением себестоимости. Нетрудно догадаться, что в условиях чистой конкуренции линия предельного дохода совпадет с линией цены, а условие максимизации прибыли примет следующий вид:
P=MR=MC.
Поскольку местный рынок характеризуется определенной емкостью, т.е. возможности сбыта на нем ограничены, то фирма вынуждена искать новые рынки сбыта либо внедрять новые технологии, переходить на использование новых (более дешевых) материалов, увеличивать нормы выработки для работников.
При совершенной конкуренции фирма может продать, сколько она хочет, не оказывая при этом влияния на рыночную цену. Следовательно, линия спроса D на её продукцию горизонтальна (рисунок 1.).
P
D (кривая спроса)
Q
Рисунок 1. Спрос на продукцию совершенно конкурентной фирмы
Невозможность влияния на рыночную цену связана с относительно небольшим объёмом производства у фирм, входящих в отрасль. Поэтому сколько бы фирма - «ценополучатель» ни поставила товара на рынок, всё равно это количество слишком мало, чтобы оказывать воздействие на сложившуюся на рынке цену.
Если отсутствует хотя бы один признак чисто конкурентной модели рынка, можно говорить о рынке несовершенной конкуренции.
Охарактеризуем основные виды рынков несовершенной конкуренции.
Олигополия. Данный тип рынка характеризуется следующими основными чертами.
1) На рынке существует несколько производителей, которые обладают довольно крупной долей на рынке и могут оказывать существенное влияние на цену.
2) Существуют значительные барьеры вступления в отрасль. Как правило, основным барьером является большая величина затрат для организации производства.
3) Наличие как однородной, так и дифференцированной продукции. Дифференциация означает создание нескольких модификаций товара и является одним из основных способов ведения конкурентной борьбы.
Поскольку для олигополии характерна зависимость фирм друг от друга, часто олигополисты вступают в тайный ценовой сговор, т. е. договариваются об одинаковых ценах с целью максимизации прибыли.
В этом случае олигополия превращается в монополию с её монопольными ценами. Для общества это ещё менее желательно, чем существование явной монополии, потому что монополия регулируется со стороны государства, а олигополия с «тайным сговором» не попадает под такое регулирование.
В современном мире чаще всего наблюдается практика лидерства в ценах. Самая крупная или самая технически оснащённая компания отрасли (например, выплавка стали, производство бензина и др.) заблаговременно информирует других производителей (например, через отраслевой журнал) о предстоящем повышении цен. Принимая решение, лидер стремится сделать его общеприемлемым, поэтому в отраслях, действующих по этой модели, прибыльность хотя и не максимальна, но выше средней.
Олигополии развиваются во многих странах. В России примером олигополии в автомобильной промышленности являются: «ГАЗ», «УАЗ», «ПАЗ», «ЗИЛ». Все они с конца 1990 -х гг. стремятся освоить производство микроавтобусов. Однако наиболее конкурентоспособной пока остаётся модель «ГАЗа» - «Соболь», хотя в последнее время широко востребован автобус «ПАЗ», который используется как городское такси. По-прежнему у бюджетных организаций, особенно в сельской местности, спросом пользуется автомобиль «УАЗ».
К олигополии также принято относить такие отрасли тяжелой промышленности, например, авиастроение, нефтегазовые отрасли, черную и цветную металлургию.
Монополистическая конкуренция. Характеризуется следующими чертами.
1) На рынке существует много продавцов, следовательно, каждый из них обладает незначительной долей на рынке и не может оказать существенного влияния на цену.
2) Существуют незначительные барьеры вступления в отрасль, что позволяет достаточно большому кругу потенциальных производителей иметь возможность вступления в отрасль.
3) Доминирование дифференцированной продукции.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балашов, А.И. Экономическая теория: Учебник. / А.И. Балашов и др. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 527 c.
2. 9. Войтов, А.Г. Экономическая теория: Учебник / А.Г. Войтов. - М.: Дашков и К, 2015. - 392 c.
3. Войтов, А.Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А.Г. Войтов. - М.: Дашков и К, 2015. - 392 c.
4. Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика- 1, 2. Мезоэкономика: Учебник / Г.П. Журавлева. - М.: Дашков и К, 2016. - 934 c.
5. Кочетков, А.А. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А.А. Кочетков. - М.: Дашков и К, 2016. - 696 c.
6. Кочетков, А.А. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А.А. Кочетков. - М.: Дашков и К, 2014. - 696 c.
7. 35. Ларионов, И.К. Экономическая теория. Экономические системы: формирование и развитие: Учебник для магистров / И.К. Ларионов, С.Н. Сильвестров. - М.: Дашков и К, 2015. - 876 c.
8. Маховикова, Г.А. Экономическая теория: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.А. Маховикова, Г.М. Гукасьян, В.В. Амосова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 443 c.
9. Николаева, И.П. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / И.П. Николаева. - М.: Дашков и К, 2015. - 328 c.
10. Океанова, З.К. Экономическая теория: Учебник / З.К. Океанова. - М.: Дашков и К, 2015. - 650 c.
11. Руднев, В.Д. Политическая экономия (экономическая теория): Учебник / В.Д. Руднев. - М.: Дашков и К, 2016. - 856 c.
12. Салихов, Б.В. Экономическая теория: Учебник / Б.В. Салихов. - М.: Дашков и К, 2016. - 724 c.
13. Экономическая теория. Концептуальные основы и практика: Научное издание. / Под ред. В.Ф. Максимовой. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 751 c.
14. Экономическая теория: Учебник. / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 495 c.
15. Экономическая теория (политэкономия) / Под ред. Г.П. Журавлевой. — Изд-е 5. – М.: ИНФРА-М. – 2014.- 864с.