Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что хорошо развитая крепкая организационная культура способна вдохновлять персонал организации на достижение поставленных целей и качественное исполнение своих должностных обязанностей. В то же время она содействует в создании положительного внешнего образа корпоративного образования, привлекая новых ценных сотрудников и клиентов.
Вопросам построения и развития организационной культуры в организациях уделяется достаточно много внимания в современной литературе. Они нашли свое отражения в трудах таких отечественных и зарубежных авторов, как: К.А. Багриновский, Е.А. Бадокина, Н.В. Кучерина, А.С. Бажин, Т.Ю Базаров, Б.Л. Ерёмин, И.П. Баранова, И.С. Важенина, И. В. Грошев, И. В. Емельянов, В. М. Юрьев, Г. Деслер, Е.А. Замедлина, А.Д. Зарецкий, Н.Н. Иванникова, Д.А. Лурье, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, Т.А. Лапина, К.Э. Оксинойд, Е.А. Терещук, С.А. Шапиро и др.
Целью курсовой работы изучение особенностей организационной культуры компании как средства развития ОАО «РЖД».
Данная цель предопределяет следующие задачи в работе:
- рассмотреть теоретические аспекты организационной культуры организации;
- провести оценку организационной культуры ОАО «РЖД»»;
- определить рекомендации по развитию организационной культуры организации.
Объектом исследования является государственная компания – ОАО «РЖД». Предметом исследования – организационная культура данной компании.
Теоретической базой исследования служат нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность государственных организаций; учебники и учебные пособия, научные статьи, посвященные корпоративному управлению и особенностям формирования организационной культуры в государственных корпорациях и учреждениях.
Информационная база исследования представлена методическими разработками и материалами ОАО «РЖД».
Методической основой работы являются следующие методы научного познания: методы дедукции, индукции, анализа и синтеза, сравнения традиционной логики.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в практике деятельности различных организаций с целью совершенствования их организационной культуры.
Структура курсовой работы сформулирована с учетом поставленной цели и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
1. Теоретические аспекты организационной культуры организации
1.1. Понятие и роль организационной культуры в деятельности компании
Организационная культура в общем смысле представляет собой систему формальных и неформальных правил и норм деятельности, которые складываются из традиций, обычаев, коллективных и индивидуальных интересов. В более узком смысле она может быть определена в качестве системы связей, отношений и взаимодействий, осуществляемых в рамках деятельности конкретной компании .
На сегодняшний день существует большое количество определений организационной культуры. Рассмотрим некоторые из них.
Организационная культура компании – это:
− усвоенные и применяемые сотрудниками компании ценности и нормы, которые направляют ее поведение;
− атмосфера или социальный климат, существующий в компании;
− преобладающая в компании система ценностей и стилей поведения;
− объединение убеждений, отношений, норм поведения и ценностей, которые являются едиными для каждого сотрудника конкретной компании. Они не всегда могут быть ярко выражены, но при отсутствии прямых инструкций определяют метод действий и взаимодействий людей, и в какой-то степени оказывают влияние на процесс исполнения работы ;
− совокупность главных убеждений, которые были сформированы самостоятельно, усвоены или разработаны конкретным набором по мере того, как необходимо учиться решать проблемы адаптации к внешней среде, которые являются весьма эффективными для того, чтобы являться ценными ;
− набор основных предположений, которые принимают члены компании и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, которые задают сотрудникам направления их поведения и действий. Данные ценностные ориентации передаются при помощи различных средств духовного и материального окружения ;
− социально-экономическое пространство, которое является компонентом социального пространства общества, находящегося внутри компании, в рамках которого взаимоотношение сотрудников происходит на основе единых идей, представлений и ценностей, которые определяют особенности трудовой жизнедеятельности .
Организационная культура имеет множество функций, главными из которых являются:
охранная, при которой организация ограждается от негативных внешних воздействий;
интегрирующая функция усиливает систему социальной стабильности в организации;
регулирующая функция определяет необходимые нормы и правила поведения сотрудников организации;
ориентирующая функция культуры направляет деятельность организации в нужное русло, а мотивационная создает для этого необходимые стимулы;
функция формирования имиджа организации, цель которого заклю¬чается не в обретении организацией известности, а в обеспечении положи¬тельного отношения к ней. На сегодняшний день имидж является одной из важнейших характеристик организации.
Клановая и иерархические модели организационной культуры ориентированы в большей степени на внутреннюю, но не на внешнюю среду. Рыночная модель организационной культуры формируется в тех организациях, которые ориентированы на дифференциацию, внешнее позиционирование, стабильность и контроль. Критерием успеха в такой организации становится доля на рынке, реализация внешних целей, победа над конкурентами.
Рыночные организационные культуры ориентированы на клиентов (потребителей), повышение рентабельности, конкурентоспособности и продуктивности организации, а также на вовлечение партнеров и потребителей в процесс повышения эффективности компании на рынке.
Адхократическая модель организационной культуры формируется в организациях, которые ориентированы на индивидуальность, гибкость, внешнее дифференциацию и позиционирование.
Критерием успеха в такой организации признаются: достижение результативности в передовых инновационных направлениях и сферах деятельности, творческое развитие сотрудников и постоянное обновление организации. Адхократическая организационная культура направлена на привлечение сотрудников к творческому инновационному процессу, формирование новых стандартов, постоянное совершенствование.
Цель таких социокультурных инициатив в адхократической организации сводится к созданию благоприятных условий для организационных преобразований и изменений.
Аспекты воздействия организационной культуры:
1. Аспект воздействия по субъективному фактору.
2. Аспект воздействия по объективному фактору.
Воздействие с объективной точки зрения выражено в выстраивании благоприятной среды, формировании инновационного дизайна, место расположения офиса, удобство мебели и рабочего места каждого сотрудника. Воздействие корпоративной культуры на коллектив с субъективной точки зрения состоит в том, как воспринимают сотрудники окружающую реальность и себя в ней.
Состав организационной культуры:
1. Цель и миссия предприятия.
2. Ценности, принятые в организации.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ: офиц. текст. – М.: Кнорус, 2020. – 149 с.
2. О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 18.09.2003 N 585. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_44411/.
3. Долгосрочная программа развития открытого акционерного общества «Российские железные дороги» до 2025 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rly.su/ru/content/.
4. Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года (основные положения) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?STRUCTURE_ID=704&layer_id=5104&id=6396.
5. О введение в действие Кодекса деловой этики ОАО «Российские железные дороги» [Электронный ресурс]: распоряжение ОАО «РЖД» от 06.05.2015 N 1143р. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_252012/
6. Кодекс деловой этики ОАО «Российские железные дороги»: утв. решением совета директоров ОАО «РЖД» от 30.03.2015, протокол N 3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://doc.rzd.ru/doc/public/ru.
7. Багриновский К.А. Корпоративная культура в современной экономике России / К.А. Багриновский // Менеджмент в России и за рубежом. – 2018. – №2. – С. 59-64.
8. Бадокина Е.А. Формирование корпоративной социальной ответственности и рост рыночной капитализации компаний / Е.А. Бадокина, Н.В. Кучерина // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. – 2017. – № 13. – С. 22-24.
9. Бажин А.С. Формирование корпоративной культуры гражданских служащих администрации муниципального образования [Электронный ресурс] / А.С. Бажин // Научный электронный архив. – Режим доступа: http://econf.rae.ru/article/7628.
10. Баранова И.П. Организационное поведение: учебник / И.П. Баранова. – М.: ЮНИТИ, 2017. – 168 c.
11. Демченко С.Г. Организационная культура: от традиций к современному предпринимательству / С.Г. Демченко, Г.А. Абулханова // Актуальные проблемы экономики и права. – 2018. – №3 (15). – С. 29-36.
12. Иванникова Н.Н. Организационная культура: краткий курс / Н.Н. Иванникова, Д.А. Лурье. – М.: Окей-книга, 2017. – 128 c.
13. Колесников А.В. Корпоративная культура современных организаций: курс лекций / А.В. Колесников. – М.: Альфа-Пресс, 2017. – 448 c.
14. Лапина Т.А. Корпоративная культура: учебно-методическое пособие / Т.А. Лапина [и др.]. – СПб.: Питер, 2017. – 635 c.
15. Оксинойд К.Э. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации: Учебно-практическое пособие / К.Э. Оксинойд. – М.: Проспект, 2017. – 64 c.
16. Попов С.Г. Организационное поведение: учебно-методическое пособие / С.Г. Попов. – М.: Ось-89, 2018. – 112 c.
17. Смирнова И.А. Корпоративная культура организации. Психолого-акмеологические основы формирования и развития: учебное пособие / И.А. Смирнова. – М.: КДУ, 2017. – 194 c.
18. Цибенко А.Ю. Деловая репутация юридического лица и способы ее защиты / А.Ю. Цибенко // Налоги. – 2017. – №24. – С. 11-16.
19. Шапиро С.А. Организационная культура: учебное пособие / С.А. Шапиро. – М.: КноРус, 2017. – 256 c.