Фрагмент для ознакомления
2
Введение
К сожалению, государственное управление пока изобилует нарушением действующего законодательства, а его субъекты часто превышают полномочия и игнорируют обязанности, возложенные на них. Объектом данной работы являются отношения, возникающие в связи с уголовной ответственностью государственных гражданских служащих.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства и иные нормативные правовые акты, устанавливающие уголовную ответственность государственных муниципальных служащих, практика их применения, а также научная и учебная литература по теме исследования.
Целью настоящей работы является изучение уголовной ответственности государственных муниципальных служащих в РФ.
Задачами работы ставится:
• Изучить общие положения об ответственности государственных муниципальных служащих;
• Исследовать уголовную ответственность государственных муниципальных служащих;
• Проанализировать ответственность государственных муниципальных служащих за коррупционные преступления;
• Рассмотреть уголовную ответственность государственных муниципальных служащих за незаконное участие в предпринимательской деятельности.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в настоящее время наблюдается отсутствие должного анализа и учета правонарушений в области управления, а также оценки эффективности применяемых мер ответственности к субъектам государственного управления. Одной из острых и актуальных проблем остается ответственность государственных муниципальных служащих. Ответственность может быть имущественной, дисциплинарной, административной и уголовной в зависимости от субъекта правоотношения. Должностные лица могут нести все виды ответственности в зависимости от совершенного правонарушения.
Методологической основой исследования стали общенаучный диалектический метод познания, в том числе, системно – структурный, конкретно-социологический, метод сравнительного проведения и другие научные методы. При написании работы также использовались нормативно-правовой, исторический, системно-функциональный, сравнительно-правовой и иные специальные методы научного познания.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Правовое регулирование уголовной ответственности государственных муниципальных служащих
1.1. Общие положения об ответственности государственных муниципальных служащих
О наказании государтсвенных муниципальных служащих можно говорить в трех значениях. Во-первых, как о межотраслевом функциональном институте права. Во-вторых, как о санкции, предусматривающей меры наказания. В-третьих, как об определенном процессе возложения и применения мер ответственности.
Законодательно закреплены понятия уголовного и административного наказания. Ни в одном из существующих нормативных правовых актов не сформулировано понятие дисциплинарного наказания (взыскания). Проанализируем общие признаки административного и уголовного наказания.
В КоАП РФ [4] указано, что наказание - это мера ответственности, а в УК РФ указано, что наказание является мерой принуждения. Сущность этих признаков общая, так как мера ответственности является разновидностью мер государственного принуждения. Очевидно, что в УК РФ [3] сформулировано понятие наказания через более обобщенную категорию.
В качестве фактического основания применения наказания законодатель в УК РФ называет преступление, а в КоАП РФ административное правонарушение. Однако преступление является разновидностью правонарушения.
В КоАП РФ законодатель подчеркивает, что это не просто мера ответственности, а мера ответственности, установленная государством. Юридическая техника указания на государственное принуждение в УК РФ несколько иная, в нем говорится о мере государственного принуждения. Сущность здесь одинакова, в обоих случаях подчеркивается связь с государством, а также отмечается, что исходит наказание от государства.
В определении как уголовного наказания, так и административного законодатель указывает на цель предупреждения совершения новых правонарушений. В статье 3.1. КоАП РФ, определяющей понятие административного наказания, в отличие от Уголовного кодекса, законодатель не указывает на вид акта применения права, на основании которого реализуется административное наказание. В УК РФ это приговор суда. Ответ на вопрос о том, почему законодатель не указал на вид акта применения права, достаточно прост. Сделано это на основании правил юридической техники и экономии законодательного «пространства». Перечень органов, которые наделены правом применять меры административной ответственности, очень обширен, и в случае их перечисления в одной статье она получилась бы очень трудной для восприятия, а не краткой и лаконичной.
В других статьях КоАП РФ законодатель называет виды актов применения права, на основе которых назначаются административные наказания, а также подчеркивает, какой орган и какое наказание может применять. Например, наказание в виде административного ареста может применять только суд. Как приговор суда, так и постановление суда о привлечении к административной ответственности или постановление иного органа объединяет одно общее свойство. Все они являются актами применения юридической ответственности, или, по-иному, охранительными правоприменительными актами [14; с. 2-5].
В Уголовном кодексе РФ в качестве признака наказания указывается, что применятся оно к виновному лицу. Определение наказания, даваемого в КоАП РФ, специально не содержит указания на признак виновности, но в нем есть указание на административное правонарушение, а при обращении к статье КоАП, регламентирующей понятие административного правонарушения, мы видим, что вина является обязательным признаком. Таким образом, и здесь мы сталкиваемся с особенностями законодательной техники, используемой при формулировании тех или иных юридических
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Собрание законодательства РФ, 26.06.2006. N 26. ст. 2780.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
6. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
7. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства РФ, 28.01.2002, N 4, ст. 251.
8. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, N 22, ст. 2063.
9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Российская газета, N 207, 30.10.2009.
10. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. М.: Норма, 2009. С. 45.
11. Гладких В.И. О совершенствовании уголовного законодательства по противодействию коррупции среди муниципальных служащих // Международный журнал экспериментального образования. 2015. N 10. С. 60.
12. Добробаба М.Б. Понятие и особенности служебно-деликтных правоотношений // Современное право. 2013. N 8. С. 16 - 20.
13. Комахин Б.Н. Сущность правовых основ деятельности государственных служащих: концептуальные подходы инновационного государства // Административное право и процесс. 2014. № 3.
14. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / К.А. Барышева, Ю.В. Грачева, Г.А. Есаков и др.; под ред. Г.А. Есакова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017.
15. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. Г.А. Есаков. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017. С. 218.
16. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 2 т. (постатейный) / А.В. Бриллиантов, Г.Д. Долженкова, Э.Н. Жевлаков и др.; под ред. А.В. Бриллиантова. 2-е изд. М.: Проспект, 2015. Т. 2.
17. Липинский Д.А. О понятии и функциях актов применения юридической ответственности // Российская юстиция. 2013. N 5. С. 2 - 5.
18. Липинский Д.А. Принципы и правоотношения юридической ответственности. М.: Nota Bene, 2003. С. 97.
19. Мусаткина А.А. Об общем понятии санкции нормы права // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 1. С. 10.
20. Панова Н.В. Уголовная ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности // Российская юстиция. 2019. N 11. С. 43.
21. Поддубровская А.Ю. Ответственность государственных служащих // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 3-4.
22. Ростова О.С. Антикоррупционная правовая политика субъектов Российской Федерации // Наука и общество. 2016. N 1 (24). С. 67 - 68.
23. Севрюгин К.В. Противодействие коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации: административно-правовое исследование: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2015.
24. Смоляков П.Н. Виды ответственности должностных лиц в российском законодательстве // СПС КонсультантПлюс. 2020.
25. Соловьев А. Конфликт корыстных интересов на государственной и муниципальной службе: природа и способы преодоления. М.: Проспект, 2018. С. 31.
26. Сорокин Р.С. Юридическая ответственность государственных служащих за коррупционные правонарушения // Потенциал современной науки. 2016. № 2 (19).
27. Уголовное право России. Части Общая и Особенная / Отв. ред. А.И. Рарог. М., 2017. С. 77.
28. Шарапов Р.Д. Старые и новые проблемы российской системы уголовных наказаний // Российский юридический журнал. 2017. N 6. С. 116.
29. Цыбикова А.А. Формирование механизма управления конфликтами интересов на государственной гражданской службе: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2016.
30. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики: Учебник. М.: Юнити-Дана, 2017. С. 45.