Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема профессионального самоопределения, представлений о профессиональном «Я» молодого поколения, является актуальной.
Профессиональное самоопределение личности считается трудным и долгим процессом, связанным со значительным периодом жизни. Процесс самоопределения находится в зависимости от того, как психологические возможности человека согласованы с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, со сформированностью у личности возможности к адаптации в изменяющихся социально-экономических условиях в процессе приспособления своей профессиональной карьеры.
Процесс профессионального самоопределения состоит из становления самосознания, формирования системы ценностных ориентаций, моделирования собственного будущего, возведения идеалов для создания идеального специалиста. Основой личного самоопределения человека выступает освоение произведенных в сообществе представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. На сегодняшний день общественная ориентация оказывает большое влияние на профессиональное самосознание, профессиональное самоопределение и профессиональный выбор человека.
Большинство молодых людей в выборе профессии исходят из существующих социальных стандартов, а это часто становится помехой, приводит к эмоциональным трудностям, дезориентирует во всем мире профессий. Как следствие, современная молодежь принимает установку «через высшее образование к высокооплачиваемой работе», но упускает или же игнорирует другие продуктивные установки, способные увеличить и взрастить их потенциал: диплом по «престижной» специальности воспринимается как путь к повышению конкурентоспособности на рынке вакансий либо как залог получения высокооплачиваемой должности. Ввиду специфики трудностей, касающихся профессионального самоопределения, получения образования и последующего трудоустройства молодежи на современном этапе, необходимо искать новые формы работы для решения данных проблем.
Проблема профессионального самоопределения современной молодежи имеет социальную значимость, она состоит том, чтоб одолевать противоречия между беспристрастно существующими потребностями общества в наличии сбалансированной кадровой структуры и неадекватно данному образовавшимися субъективными профессиональными стремлениями молодых людей. На основе этого тема нашего исследования является актуальной.
Объект исследования: профессиональный выбор современной молодежи.
Предмет исследования: принятие решений в ситуации профессионального выбора современной молодежью.
Цель исследования: выявить особенности принятия решения в ситуации профессионального выбора современной молодежью.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у современной молодежи профессиональное самоопределение основывается на навязанной профессиональной идентичности.
Задачи исследования:
1. Изучить профессиональное самоопределение современной молодежи как процесс в психологических исследованиях.
2. Рассмотреть факторы, влияющие на процесс принятия решения в процессе выбора профессии современной молодежью.
3. Проанализировать проблемы профессионального выбора современной молодежи.
4. Выявить особенности выбора профессии у современной молодежи.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по теме исследования;
2) практические: эксперимент.
Методологическую и теоретическую основу работы представили труда таких авторов, как Т.Н. Долгушина, А.Г. Грецов, А.А. Азбель, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, И.В. Кузнецова, И.С. Кон, Н.С. Пряжников, Г.В. Резапкина и других.
Научная новизна исследования: расширение теоретических знаний о процессе принятия решений в процессе выбора профессии у современной молодежи.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширение представлений о факторах, влияющих на принятие решения в процессе выбора профессии, проблемы профессионального выбора современной молодежи.
Практическая значимость исследования заключается в расширении представлений об особенностях выбора профессии у современной молодежи. Результаты исследования могут быть использованы учителями, студентами педагогических учебных заведений.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ В СИТУАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1.1 Профессиональное самоопределение современной молодежи как процесс в психологических исследованиях
К наиболее острым проблемам в настоящий момент относится профессиональное самоопределение современной молодежи. Отсутствие профессионального решения этой трудности приводит к дисбалансу в перспективе имеющихся трудовых ресурсов и потребностей рынка труда, что влечет за собой безработицу и прочие деструктивные социально- финансовые процессы, которые касаются не только молодежи, но и всего сообщества. Принимая во внимание данный аспект, приходится акцентировать на отечественной системе профориентационной работы и потребности переосмыслить имеющиеся подходы к профессиональному самоопределению. В одном ряду с этим правильное самоопределение в роли объекта научного интереса возымело распространение и интенсивное научное становление в психологии и педагогике.
Исследование профессионального самоопределения у молодежи стало базой исследований Г.С. Абрамовой, И.В. Дубровиной, Е.А. Климова, И.С. Кон, И.Ю. Кулагиной, Н.С. Пряжникова, И.В. Шаповаленко и других.
В настоящее время существует два основных подхода к дефиниции понятия профессионального самоопределения. Первый из них строится на мнение о том, что профессиональное самоопределение имеет в виду выбор профессии, где в круге исследовательских задач отличаются возрастные рамки (от рубежей, что предшествуют выбору, до самого акта выбора). Второй подход оценивает профессиональное самоопределение как форму самоопределения личности в целом [1, с. 497].
Так, с точки зрения Е.А. Климова, профессиональное самоопределение считается деятельностью личности, определенное содержание согласно с этапом ее развития в роли субъекта труда [7, с. 12].
Профессиональное самоопределение состоит из процесса приобщения к профессиональной группе и многократного поиска способностей для своего становления. Отечественные специалисты по психологии Л.Д. Столяренко и В.Е. Столяренко считают самоопределение пожизненным действием, образующимся от появления профессиональных планов и завершающимся на этапе завершения трудовой деятельности [21, с. 25].
Исследования, проведенные Н.С. Пряжниковым, в значительной мере обогатили теорию и практику профессионального самоопределения. Ученый настаивает на неразрывной взаимосвязи между профессиональным самоопределением и самореализацией человека в ряде других жизненных сфер. В его трудах содержательно обоснована процессуальная модель профессионального самоопределения личности, которая представлена:
– пониманием значения общественно-полезного труда и потребности проводить профессиональную подготовку;
– ориентировкой в социально-экономической ситуации и прогнозированием престижности избираемой профессии;
– единой ориентировкой на рынке труда и выделением профессиональной цели – мечты;
– определением ближних профессиональных целей, выступающих этапами и маршрутами к поставленной цели;
– информированием о профессиях и специальностях, которые отвечают профессиональным учебным заведениям и местам трудоустройства;
– представлением о препятствиях, мешающих в достижении профессиональных целей, и еще познанием собственных достоинств, что позволяют воплотить намеченные планы и перспективы;
– наличием системы резервных разновидностей выбора на вариант, если главный вариант самоопределения окажется неудачным;
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бабаева, Ю. Д. Организация психологического сопровождения одаренных подростков в процессе их профессионального самоопределения: методические рекомендации [Текст] / Ю. Д. Бабаева, В. В. Белоусова, Л. В. Попова. – М.: МГППУ, 2010. – 77с.
2. Богданова, Г. В. Аспекты профессионального самоопределения личности [Текст] / Г. В. Богданова // Молодой ученый. – 2015. – №10. – С.497-499.
3. Васькова, О. В. Особенности профессионального самоопределения современной учащейся молодежи [Текст] / О.В. Васькова, Н.В. Кочетков, С.М. Соловьев // Психологическая наука и образование. – 2015. – №2. – С.17-24.
4. Грецов, А. Г. Узнай себя. Психологические тесты для подростков [Текст] / А. Г. Грецов, А. А. Азбель. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.
5. Долгушина, Т. Н. Профессиональное самоопределение как компонент профессионального становления личности [Текст] / Т. Н. Долгушина, С. Н. Юревич // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. –2015. –- № 3. – С.24-29.
6. Зеер, Э. Ф. Психология профконсультирования: методическое пособие [Текст] / Э. Ф. Зеер. – М.: Академия, 2014. –- 224 с.
7. Климов, Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации [Текст] / Е. А. Климов. – М.: Знание, 2004. – 95 с.
8. Климов, Е. А. Психолого-педагогические трудности профессиональной консультации [Текст] / Е. А. Климов. – М.: Познание, 2004. – 315 с.
9. Климова, Е. А. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) [Электронный ресурс] / Е. А. Климова. – Режим доступа: http://psylist.net/praktikum/43.htm (дата обращения 01.05.2016)
10. Кузнецова, И. В. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассника [Текст] / И. В. Кузнецова // Ярославский педагогический вестник. – 2016.– №4. – С.150-154.
11. Кутугина, В. И. Причины проф. самоопределения персоны в идущих в ногу со временем условиях [Текст] / В. И. Кутугина// Современные трудности науки и образования. – 2017. – № 1. – С. 51-53.
12. Кутугина, В. И. Факторы профессионального самоопределения личности в современных условиях [Текст] / В. И. Кутугина // Современные проблемы науки и образования. – 2017. –№ 1. – С.51-53.
13. Левицкая, И. А. Конкурентноспособность будущего специалиста как социально-педагогическая категория [Текст] / И. А. Левицкая // Современные исследования социальных проблем. – 2016. – №1. – С.110-124.
14. Май, Т. Н. Основы формирования готовности старших школьников к выбору профессии [Текст] / Т.Н. Май, А.Э. Попович // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2017. – № 2. – С.26-32.
15. Овсянникова, С. К. Организация профориентационной работы в школе: методическое пособие [Текст] / С. К. Овсяникова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 362 с.
16. Пряжников, Н. С. Основы профессионального самоопределения: учебно-методический комплекс [Текст] / Н. С. Пряжников. – М.: Изд-во Всероссийской государственной налоговой академии при Минфине РФ, 2011. – 144 с.
17. Пряжников, Н. С. Профориентология: учебник и практикум [Текст] / Н. С. Пряжников. – М.: Юрайт, 2016. – 405 с.
18. Резапкина, Г. В. Секреты выбора профессии [Текст]/ Г. В. Резапкина. – М.: Генезис, 2012. – 315 с.
19. Самохина, В. М. Профориентационные методики в процессе выбора профессии [Текст] / В. М. Самохина, М. Ю. Макарова // Молодой ученый. –2015. – №22. – С. 863-865.
20. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика. Краткий курс лекций [Текст] / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. – М.: Юрайт, 2013. –- 134 с.
21. Столяренко, Л. Д., Столяренко, В. Е. Психология и педагогика. Короткий курс лекций [Текст] / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. – М.: Юрайт, 2013. – 345 с.
22. Чистякова, С. Н. От учебы к профессиональной карьере : учеб. Пособие [Текст] / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 176 с.
23. Чистякова, С. Н. Тенденции развития профессиональной ориентации учащейся молодежи и вызовы времени [Текст] / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, В. И. Сахарова // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2015. – №2. – С. 15-19.