Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В условиях сложной экономической ситуации, которая характерна для нашего государства, начинать собственный бизнес становится всё более сложной задачей. Высокий уровень конкуренции, необходимость внедрения инноваций, готовность к риску требует от предпринимателей определённых личностных качеств.
Несмотря на вышеперечисленные трудности, на сегодняшний день предпринимательство является важным направлением экономического развития РФ. Однако в связи со сложной экономической обстановкой и различными социальными проблемами многие предприятия прекращают свою деятельность.
Одним из инструментов, способствующих развитию бизнеса даже в столь сложных условиях, является франчайзинг, который предполагает инвестиционную деятельность с целью получения возможности представлять крупный популярный бренд на определённой территории.
Цель работы: определить эффективность франчайзинга при взаимодействии субъектов крупного и малого предпринимательства.
Задачи:
1. Дать характеристику франчайзинга
2. Охарактеризовать основные виды франчайзинга
3. Определить актуальные проблемы развития российского франчайзинга
4. Определить эффективность франчайзинга (на примере ООО «Ак Компани» г.Севастополь
5. Сделать выводы по результатам проведённого исследования.
Объект исследования – франчайзинг
Предмет исследования – франчайзинг как форма взаимодействия крупного и малого предпринимательства.
Методы исследования: анализ литературных источников и интернет-ресурсов, анализ предпринимательской деятельности, расчётно-аналитические методы.
Структура работы: данная работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список используемой литературы.
Франчайзинг и его место в предпринимательской деятельности
1.1. Сущность и содержание термина «франчайзинг»
Франчайзинг основан на маркетинговой концепции, которая может быть принята организацией в качестве стратегии расширения бизнеса. Там, где это реализовано, франчайзер лицензирует свои ноу-хау, процедуры, интеллектуальную собственность, использование своей бизнес-модели, бренда и прав на продажу своих фирменных продуктов и услуг франчайзи. Взамен франчайзи платит определенные комиссионные выплаты и соглашается выполнять определенные обязательства, обычно изложенные в договоре франчайзинга [2].
Слово «франчайзинг» имеет англо-французское происхождение—от Франка, что означает свободный.
Для франчайзера использование системы франчайзинга является альтернативной стратегией роста бизнеса по сравнению с экспансией через корпоративные торговые точки или «сетевые магазины». Принятие стратегии развития бизнеса франчайзинговой системы для продажи и распределения товаров и услуг минимизирует риск капиталовложений и ответственности франчайзера.
Франчайзинг не является равноправным партнерством, особенно из-за юридических преимуществ франчайзера перед франчайзи. Но при определенных обстоятельствах, таких как прозрачность, благоприятные правовые условия, финансовые средства и надлежащее исследование рынка, франчайзинг может быть средством успеха как для франчайзера, так и для франчайзи [4].
Франчайзинг также используется в качестве способа выхода на внешний рынок.
Бум франчайзинга начался только после Второй мировой войны. Тем не менее зачатки современного франчайзинга восходят к средневековью, когда землевладельцы заключали франчайзинговые соглашения со сборщиками налогов, которые удерживали часть собранных денег и передавали остальное[12] Эта практика закончилась около 1562 года, но распространилась и на другие виды деятельности.[4] Например, в Англии 17-го века франчайзи получили право спонсировать рынки и ярмарки или управлять паромами. Однако до середины 19-го века, когда франчайзинг впервые появился в Соединенных Штатах, рост франчайзинга был незначительным.
Одна из первых успешных американских франчайзинговых операций была начата предприимчивым аптекарем по имени Джон С. Пембертон. В 1886 году он изготовил новый напиток. Пембертон разрешил избранным людям разливать и продавать напиток, который был ранней версией того, что теперь известно как Coca-Cola. Это была одна из самых ранних и успешных франчайзинговых операций в Соединенных Штатах.
В 1850-х годах компания Singer реализовала франчайзинговый план по распространению своих швейных машин. Однако операция провалилась, потому что компания не заработала много денег, хотя машины продавались хорошо. Дилеры, имевшие исключительные права на свои территории, поглощали большую часть прибыли из-за больших скидок. Некоторые из них не смогли продвинуть продукты Singer, поэтому конкуренты смогли превзойти компанию. По существующему контракту "Сингер" не мог ни отозвать права, предоставленные франчайзи, ни прислать своих собственных наемных представителей. Таким образом, компания начала выкупать права, которые она продала. Эксперимент оказался неудачным. Возможно, это был один из первых случаев, когда франчайзер потерпел неудачу, но ни в коем случае не последний. (Даже Полковник Сандерс изначально не преуспел в своих усилиях по франчайзингу Kentucky Fried Chicken.) Тем не менее, предприятие певца не положило конец франчайзингу [17].
Другие компании попробовали франчайзинг в той или иной форме после опыта Зингера. Например, несколько десятилетий спустя корпорация General Motors создала несколько успешную франчайзинговую компанию для привлечения капитала. Возможно, отец современного франчайзинга-Луис К. Лиггетт. В 1902 году Лиггетт пригласил группу аптекарей вступить в "аптечный кооператив"." Как он объяснил им, они могли бы увеличить прибыль, заплатив меньше за свои покупки, особенно если они создали свою собственную производственную компанию. Его идея состояла в том, чтобы продавать продукцию частных торговых марок. Около 40 аптекарей объединили 4000 долларов своих собственных денег и приняли название "Рексолл". Продажи взлетели, и Rexall стала франчайзером. Успех сети задал образец для подражания другим франчайзерам [24].
Хотя многие владельцы бизнеса присоединялись к кооперативным предприятиям того или иного типа, рост франчайзинга был незначительным вплоть до начала 20-го века, и в какой бы форме франчайзинг ни существовал, он выглядел совсем не так, как сегодня. По мере того как Соединенные Штаты переходили от аграрной экономики к индустриальной, производители выдавали частным лицам лицензии на продажу автомобилей, грузовиков, бензина, напитков и различных других товаров. Правда, франчайзи занимались не более чем продажей продуктов. Разделение ответственности, связанное с современной системой франчайзинга, не существовало в значительной степени. Следовательно, франчайзинг не был растущей отраслью в Соединенных Штатах [8].
Только в 1960-х и 1970-х годах люди начали внимательно присматриваться к привлекательности франчайзинга. Эта концепция заинтриговала людей с предпринимательским духом. Однако были и серьезные подводные камни для инвесторов, которые едва не положили конец практике, прежде чем она стала по-настоящему популярной.
Соединенные Штаты являются лидером в области франчайзинга, занимая эту позицию с 1930-х годов, когда они использовали этот подход для ресторанов быстрого питания, продовольственных гостиниц и, чуть позже, мотелей во время Великой Депрессии. По состоянию на 2005 год было создано 909 253 франчайзинговых предприятия, которые производили 880,9 миллиарда долларов продукции и составляли 8,1 процента всех частных, несельскохозяйственных рабочих мест. Это составляет 11 миллионов рабочих мест и 4,4 процента всей продукции частного сектора.
Рассмотрим, какие бренды являются мировыми лидерами франчайзинга:
1. Subway (сэндвичи и салаты) | стартап стоит $84 300 – $258 300 (41 916 локаций по всему миру в 2015 году).
2. Mcdonald's | стартап в 2010 году, $995 900 – $1 842 700 (36 368 мест в 2015 году)
3. 7-Eleven Inc. (круглосуточные магазины) | стартовые затраты в 2010 году $40 500- $775 300, (56 439 мест в 2015 году)
4. Hampton Inns & Suites (midprice hotels) | стартовые затраты в 2010 году $3,716,000 – $15,148,800
5. Dunkin' Donuts | стоимость стартапа в 2010 году $537 750 – $1 765 300
6. Jani-King (коммерческая уборка) | стартап стоит $11 400-35 050, (11 000 партнеров по всему миру в 2004 году)
7. Servpro (страхование и аварийное восстановление и очистка) | затраты на запуск в 2010 году $102,250 – $161,150 [15]
Франшизы среднего размера, такие как рестораны, бензоколонки и автозаправочные станции, требуют значительных инвестиций и требуют значительного внимания бизнесмена.
Существуют также крупные франшизы, такие как отели, спа и клиники.
Франчайзеру выплачиваются три важных платежа:
а) роялти за товарный знак,
б) компенсация за обучение и консультационные услуги, предоставляемые франчайзи,
в) процент от продаж отдельной бизнес-единицы.
Эти три сбора могут быть объединены в один «управленческий» сбор [21].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 31 декабря 2016 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (вступает в силу 30.06.2017)// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/
2. Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»
3. Алексейчук, Н.Е., Ковнир В.Н. Экономическая теория. — М.: Юрайт. — 2012.
4. Аликаева М.В. Асланова Л.О., Баженова Т.Ю. и др. «Стратегическое развитие малого бизнеса и формы поддержки малого предпринимательства» [Электронный ресурс]: монография. – Н.Новгород: НОО «Профессиональная наука». – 2018. – 302 с.(дата обращения: 08.10.2020)
5. Аналитический обзор: «Бизнес в России. Взгляд изнутри» [Электронный ресурс]-URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9801
6. Байков, А. А. и др., под ред. Завьяловой Е. Б. Основы экономической политологии; ––М., 2015. –– 412 с.
7. Бариленко, В. И. Методология бизнес-анализа. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2018. – 190 с.
8. Без юрлица: в России за год закрылось почти 700 тыс. предприятий [Электронный ресурс]-URL: https://iz.ru/935870/roza-almakunova/bez-iurlitca-v-rossii-za-god-zakrylos-pochti-700-tys-predpriiatii
9. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: тенденции и развитие [Электронный ресурс] - URL: https://bgscience.ru/lib/9306/(дата обращения: 08.10.2020)
10. Долгова, М.С. Франчайзинг в сфере одежды в России: плюсы и минусы // ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ АГРАРНОЙ НАУКИ. материалы международной заочной научной конференции. Ответственные за выпуск: Г.И. Цугленок, Ж.Н. Шмелева. 2015. С. 94-96.
11. Корнильцева А.А. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в 2018г. [Электронный ресурс] - URL: https://sibac.info/conf/economy/iv/84889(дата обращения: 08.10.2020)
12. Кропина, Е.А. Оценка реализации мер государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства // Проблемы науки. 2017. № 9 (22). С. 77-79.
13. Кругман, П.Р. Международная экономика. Теория и политика / П.Р. Кругман, М. Обстфельд. - М.: Экономический факультет МГУ, 2018. - 799 c.
14. Летунова, М.А. Развитие франчайзинга в России // НАУКА. ТЕХНОЛОГИИ. ИННОВАЦИИ. Сборник научных трудов: в 9 частях. 2015. С. 98-100.
15. Макроэкономический прогноз на период до 2030 года [Электронный ресурс]/режим доступа:http://www.forecast.ru/ (Дата аобращения: 20.10.2020).
16. Мамедов, Э.Э. Теоретические аспекты франчайзинга: определение и сущность франчайзинга // Теория и практика современной науки. 2016. № 6-2 (12). С. 574-576.
17. Официальный сайт Levis в России [Электронный ресурс] – URL: https://www.levi.com/RU/ru_RU/
18. Прогноз долгосрочного экономического развития в Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]/режим доступа:http://economy.gov.ru/ (Дата обращения: 20.02.2020)
19. Пруцкова, Е.В. Перспективы развития малого бизнеса в 2020 году – году предпринимательства // Финансовая экономика. 2020. № 1. С. 315-316.
20. Репникова, В. Последствия санкций ЕС для экономики РФ // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. 2015. № 36 (52). С. 13-16.
21. Управление прибылью компании[Электронный ресурс]/ режим доступа: https://revolution.allbest.ru/0037у80247_0.html
22. Чепурин, М.Н. Курс экономической теории / М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева. - М.: МГИМО МИД РФ, 2017. - 624 c.
23. Шеремет А.Д, А.Д. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление: Учеб.пособие; М.: Инфра-М - Москва, 2014. - 480 c.
24. Экономическая теория. Учебник. /Под ред. И.П.Николаевой. — М.: Дашков и К. — 2013. — 448 с.
25. Экономическая теория: учебное пособие /Н.С. Чернецова, В.А.Скворцова, И.Е Медушевская. — М.: Кнорус. — 2009. — 264 с.
26. Экономическая теория. Учебник. /Под ред. М.А. Сажина, Г.Г. Чибрикова. — М.: Форум: ИНФРА-М. – 2012.