Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Нормы действующего российского законодательства, в первую очередь Конституции РФ, предусматривают право многонационального российского народа на осуществление государственной власти. При этом ч. 2 ст. 3 Конституции РФ предусматривает, что народ осуществляет свою власть как опосредованно (через представительные органы государственной власти и местного самоуправления), так и непосредственно. Эти же положения, как правило, дублируются и в основных законах субъектов РФ.
Наибольший интерес сегодня вызывают именно механизмы прямой (непосредственной) демократии, позволяющие российским гражданам проявлять свою политическую активность, высказывать гражданскую позицию, принимать непосредственное участие в принятии важных управленческих решений.
Таким образом, вопрос о механизмах и способах политического взаимодействия органов власти и граждан, их конституционализации и разновидности этого – формах прямой (непосредственной) демократии – всегда находится в центре внимания исследователей. При этом особенности принятия поправок к Конституции РФ 2020 года позволяют говорить о расширении количества форм прямой демократии в современной Российской Федерации.
Объектом исследования общественные отношения в сфере реализации институтов непосредственной демократии в конституционном праве и законодательстве.
Предметом изучения выступают нормы права, регламентирующие реализацию институтов непосредственной демократии в конституционном праве и законодательстве.
Цель работы заключается в анализе реализации институтов непосредственной демократии в конституционном праве и законодательстве.
Задачами работы являются:
– исследовать историю развития непосредственной демократии;
– раскрыть понятие и значение непосредственной демократии;
– рассмотреть формы непосредственной демократии и их реализация;
– выявить проблемы реализации непосредственной демократии и пути их решения.
Методологической основой данного исследования являются общенаучный (диалектический) метод познания действительности, а также такие методы исследования, как формально-логический, технико-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурный, метод анализа нормативных актов и научной литературы.
Теоретическая основа исследования. В исследовании были использованы труды в области конституционного права, рассматривающие проблемы реализации непосредственной демократии.
Структура работы. Работа состоит введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Теоретические основы непосредственной демократии
1.1. История развития непосредственной демократии
Конституционно-правовое закрепление и динамика форм непосредственной (прямой) демократии в Советском Союзе имели определённую специфику. Так, уже первая советская Конституция 1918 года закрепляла достаточно широкий перечень органов новой власти – советов, формирование которых происходило выборным путем (ст. ст. 24–57), и закрепляла право всех трудящихся избирать и быть избранным (ст. 64), а ст. 15 признавала право граждан свободно устраивать собрания, митинги, шествия и т. п. В Конституции 1936 года упоминалось о том, что советы всех уровней избираются (ст. ст. 24, 59, 91, 95), закреплялась свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций (ст. 125), устанавливались основы избирательной системы (ст. ст. 134–142).
Наконец, в Конституции 1977 года были зафиксированы нормы о вынесении на всенародное обсуждение наиболее важных вопросов государственной жизни, а также о постановке их на всенародное голосование (референдум) (ст. 5). Одной из целей развития политической системы советского общества провозглашалось дальнейшее развертывание социалистической демократии, что должно было выражаться во все более широком участии граждан в управлении делами государства и общества, повышении активности общественных организаций, усилении народного контроля, расширении гласности, постоянном учете общественного мнения .
Кроме того, закреплялись права граждан СССР на:
– участие в управлении государственными и общественными делами, обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения, что реализовывалось через возможность избирать и быть избранными в советы, через принятие участия во всенародных обсуждениях и голосованиях, народном контроле, работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, собраниях трудовых коллективов и по месту жительства (ст. 48);
– внесение в государственные органы и общественные организации предложений об улучшении их работы, на критику недостатков в их деятельности (ст. 49).
Гарантировалась свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций (ст. 50). Отдельно в главе 13 устанавливались основы избирательной системы СССР. Разумеется, в практике советского государства очень многое происходило иначе. По идее В.И. Ленина советская система должна была привести к исчезновению «класса» политиков-профессионалов и к тому, чтобы каждый гражданин был вовлечен в управление государством через систему советов. Однако очень быстро власть в государстве аккумулировалась в руках партноменклатуры. В этих условиях акты конституционного значения РСФСР и СССР, закреплявшие и формы прямой (непосредственной) демократии, были фактически ширмой власти партийной номенклатуры.
Принципиальные изменения в конституционно-правовом устройстве России произошли с распадом СССР и формированием новой российской государственности. В эти годы конституционные нормы о демократии и народе как источнике власти стали наполняться реальным содержанием. Наблюдалось развитие и в трактовках, и в научном понимании прямой (непосредственной) демократии. При этом современные исследователи отмечают, что в отечественной юридической литературе нет единообразного понимания непосредственной демократии .
Так, В. В. Комарова считает, что «под непосредственной демократией следует понимать общественные отношения, которые возникают в результате решения значимых общественных и государственных вопросов обладателями государственной власти, выражающими их суверенитет, путем непосредственного властного волеизъявления, решение которых подлежит неукоснительному исполнению всеми субъектами права и не нуждается в каком-либо дополнительном утверждении» . Ю. А. Гарькавченко отмечает, что «непосредственная (прямая) демократия – одна из форм осуществления местного самоуправления, которая, в отличие от представительной демократии, дает населению возможность самостоятельно выступать в качестве коллективного субъекта осуществления местной власти и самоуправления, в конечном счете формирующее основные направления реализации публичной власти на уровне муниципального образования».
В свою очередь С. А. Авакьян считает, что термин «непосредственная демократия» базируется на концепциях прямого управления народом собственной жизнью, обществом и государством, идеях общественного и государственного самоуправления и самоорганизации. По мнению данного автора, непосредственной демократией является совокупность конституционно-правовых норм и установлений, через которых народом выражается собственная воля, им самим осуществляется государственная либо местная власть. Синонимичными вышеуказанному понятию являются «прямая демократия», «непосредственное народовластие», «прямое народовластие». По нашему мнению, последняя точка зрения представляется наиболее близкой к истине.
Непосредственная (прямая) демократия имеет место, когда граждане России сами, непосредственно (лично) осуществляют государственную власть: избирают депутатов в представительные органы, принимают наиболее важные решения путем прямого волеизъявления. Непосредственная демократия позволяет включать в политическую жизнь все взрослое население страны, осуществлять эффективный контроль за деятельностью лиц, но она не способна обеспечить непрерывное и профессиональное государственное управление.
Поэтому, несмотря на то, что законодательство РФ закрепляет в России демократический режим, основанный на принципах законности, равенства, федерализма, справедливости, он в настоящее время продолжает еще формироваться. На это указывают высокий уровень правонарушаемости, коррупции, бюрократии, взяточничества, ограничение политических свобод (например, в России установлен разрешительный порядок проведения митингов, шествий и демонстраций), случающийся пересмотр решений национальных судов в Европейском суде по правам человека. Все это отражается и на реализации идей непосредственной демократии.
Демократия, которая в узком значении означает демократический политический режим, а в широком значении, власть народа, может реализовываться в формах прямой (непосредственной) демократии и представительной демократии. Формами реализации демократического политического режима в России также являются прямая и представительная демократия. Форма непосредственной демократии представлена такими институтами как выборы, референдум, сходя граждан, плебисциты. Но именно выборы и референдум являются наиболее высокоразвитыми и прогрессивными формами непосредственной демократии, поскольку нацелены на всеобщий охват всего населения государства и позволяют наиболее эффективно выявить его политическую волю.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».
3. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».
4. Указ Президента РФ от 17 марта 2020 г. № 188 «О назначении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации».
5. Распоряжение Президента РФ от 14 февраля 2020 г. № 32-рп «Об организации подготовки проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации».
6. Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 20 марта 2020 г. № 244/1804-7 «О Порядке общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации».
7. Заключение Конституционного Суда Российской Федерации о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации, не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации от 16 марта 2020 г. № 1-З город Санкт-Петербург.
8. Алимова, А.Р. Непосредственная демократия: понятие и основные формы / А.Р. Алимова // Право. Нормотворчество. Закон. Международная научно-практическая конференция. 2018.
9. Васильева, С.В. Выборы как форма непосредственной демократии в Российской Федерации / С.В. Васильева // Юриспруденция в современном гражданском обществе: материалы международной научно-практической конференции. 2019.
10. Власов, В.А. Опрос граждан как одна из важнейших форм взаимодействия органов местного самоуправления с населением муниципального образования через социальные сети / В.А. Власов, И.Д. Яковлев, А.А. Шатунова // Право и государство: теория и практика. 2019. № 9 (177).
11. Каргина, А.В. Формы непосредственной демократии в современной России / А.В. Каргина // Перо науки. 2020. № 27.
12. Коваленко, К.И. Народовластие как проявление публичной власти в Российской Федерации / К.И. Коваленко // Евразийский юридический журнал. 2018. № 6 (121).
13. Козодубов, А.А. Реализация форм непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления / А.А. Козодубов // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 6.
14. Комарова, В.В. Формы непосредственной демократии в России / В.В. Комарова. М.: Ось-89, 1998.
15. Никонова, Л.И. Формы непосредственной демократии: конституционные основы для дискуссии / Л.И. Никонова, А.А. Безуглая // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2020. № 3 (118).
16. Осипова, Д.А. Местный референдум как форма непосредственной демократии / Д.А. Осипова // Модернизационные процессы в современной России. сборник статей IV Международной научно-практической конференции / Под редакцией И.А. Мурзиной, В.Н. Ретинской. Пенза, 2020.
17. Поторопина, А.Е. Участие населения в местном самоуправлении как конституционная ценность / А.Е. Поторопина // Система конституционного права современной России: ценности, принципы, институты и нормы. Материалы ХI Международного Конституционного Форума, посвященного 110-летию Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. 2020.
18. Прудников, Е.А. Проблемы реализация консультативных форм непосредственной демократии / Е.А. Прудников // Epomen. Global. 2019. № 1.
19. Скуратова, И.Н. Общественный контроль как форма непосредственной демократии в Российской Федерации / И.Н. Скуратова, К.А. Федотова // Государственная и муниципальная власть в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития. Сборник материалов Всероссийской очной научно-практической конференции. 2020.
20. Соколова, А.И. Местная демократия: перспективные формы реализации / А.И. Соколова // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2019. № 42.
21. Соколова, А.И. О формах решения вопросов местного значения в векторе конституционных преобразований / А.И. Соколова // Конституционализм и государствоведение. 2020. № 2 (18). С. 50-55.
22. Тлехатук, А.К. Правотворческая инициатива граждан в РФ: актуальные проблемы реализации / А.К. Тлехатук // Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства. 2020. № 15.
23. Фатова, А.А. Непосредственная демократия как форма осуществления местного самоуправления, ее становление и развитие / А.А. Фатова, А.В. Агеева // Студенческий вестник. 2020. № 17-3 (115).