Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы настоящего исследования состоит в том, что знание особенностей применения таможенной процедуры со стороны таможенного органа позволяют содействовать развитию разнообразных форм экономической деятельности, наполнению федерального бюджета, а также пресекать нарушения в таможенной сфере. Эти познания дают возможность участникам ВЭД наиболее полно и обширно применять данные им права, результативно проводить хозяйственную деятельность, выполнять налоговое планирование, соблюдая при этом действующее законодательство. Бесспорно, что всё выше перечисленное, содействует становлению и укреплению экономики государства и развитию цивилизованных рыночных отношений особенно в сфере внешней торговли.
На сегодняшний день наша страна довольно активно принимает участие в развитии международной экономической интеграции и мирохозяйственных связях. По этой причине, количество перемещаемого товара через таможенную границу страны с каждым днем существенно возрастает, а это требует правильного и оперативного помещения этих товаров под таможенные процедуры.
Затрагивая проблемы, с которыми сталкиваются импортеры при ввозе товаров на таможенную территорию, можно отметить проблемы в сфере организации видов таможенных процедур. Проблем в данном направлении фактически много, и они нуждаются в незамедлительном решении. По сей день существуют определенные недоработки в законах, которые либо уже привели, либо еще могут привести в будущем к немалым проблемам в экономике. Перспективы совершенствования таможенных процедур ЕАЭС определяются теми проблемами, что возникли в процессе применения таможенных процедур ЕАЭС.
Объектом работы являются общественные отношения в сфере функционирования института таможенных процедур.
Предметом работы выступают нормы права, регулирующие институт таможенных процедур.
Целью исследования является анализ понятия, истории, классификации, проблем и их решений в функционировании института таможенных процедур.
Задачами работы являются:
– раскрыть понятие и историю развития института таможенных процедур;
– исследовать правовую основу и классификацию таможенных процедур;
– выявить проблемы института таможенных процедур и пути их решения.
Методологическую основу исследования составляет совокупность теоретико-методологических способов познания общественных явлений и процессов (исторический, системный, аналитический). В основу исследования положен диалектический метод познания общественных явлений и процессов. В работе использовались сравнительно-правовой, структурно-правовой, формально-юридический методы исследования.
Теоретической основой исследования являются труды таких авторов, как: С.С. Бородин, С.С. Волницкая, В.Г. Волницкий, Ю.Л. Кузнецова, И.В. Глазунова, А.А. Гудзенко, В.К. Крутиков, Т.В. Дорожкина, В.Н. Мишукова и др.
Структура работы определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Понятие и история развития института таможенных процедур
Вступивший в силу с 01.01.2018 г. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [2] (далее – ТК ЕАЭС) толкует таможенную процедуру как совокупность норм, которые определяют условия и порядок использования товаров на таможенной территории ЕАЭС (за ее пределами) для целей таможенного регулирования. Следовательно, в официальных источниках таможенная процедура определяется через совокупность норм, и рассматривается как институт права.
Д.А. Ильина считает, что таможенную процедуру необходимо рассматривать как юридический процесс, в широком и узком смыслах [12].
В.Г. Аляпкина выделяет два пути в понимании таможенной процедуры, как:
1) необходимых составных элементов, стадии таможенного процесса;
2) инструмента нормативного регулирования, определяемого как совокупность норм права, которые устанавливают статус субъектов правоотношений, последовательность их действий, системы юридических фактов, переводящих такие нормы из спокойного состояния в фазу активного действия для достижения конкретного результата [7, с. 140].
А.К. Тугушев полагает, что таможенная процедура не может одновременно быть и правовой нормой, и правоотношением. Если таможенную процедуру понимать в качестве инструмента правового регулирования, то, ее, следует, относить к числу правовых норм, с помощью реализации которых зарождается правоотношение между таможенным органом и заинтересованным лицом (например, декларантом) [21, с. 31].
С.С. Бородин, С.С. Волницкая, В.Г. Волницкий рассматривают таможенную процедуру как элемент таможенного режима, регламентирующий порядок применения методов воздействия государственной власти на субъекты ВЭД при перемещении ими товаров через таможенную границу ЕАЭС и правовое положение товаров для таможенных целей [8, с. 69].
Нами приведены не все научные позиции толкования термина «таможенные процедуры», их разнородность указывает на сложность и неоднозначность рассмотренного вопроса.
Проанализируем цели таможенных процедур:
– основная цель таможенных процедур – создание условий, соблюдая которые, заинтересованные лица смогут вовлечь во внутренний и внешний оборот, перемещаемые через таможенную границу то вары. Таможенная процедура определяет условия появления результата перемещения товаров через таможенную границу и служит инструментом правового регулирования;
– создание условий вовлечения товаров, перемещенных через таможенную границу, в экономический и культурный оборот, обеспечение баланса частно-публичных интересов. Если попытаться проанализировать таможенную процедуру с помощью общей административно-правовой характеристики, то можно выделить ряд элементов, которые присущи любой процедуре. Под элементами таможенной процедуры мы понимаем отдельные условия внедрения товаров в экономический (культурный) оборот.
Все элементы таможенной процедуры формируют ее способность воздействовать на процессы перемещения товаров через таможенную границу (также и в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности).
Каждая процедура имеет свое содержание; условия применения к товарам таможенной процедуры; положения об оплате таможенных пошлин, налогов или об освобождении от их оплаты; положения о соблюдении ограничений на перемещение товаров; порядок завершения действия таможенной процедуры.
Следовательно, можно сделать вывод, что таможенные процедуры все же относятся к административным процедурам, однако в легальном определении отражена только небольшая нормативная часть административно-правового регулирования процедуры. Такая законодательная недоработка – следствие проникновения в нормативно-правовую основу таможенного регулирования РФ, отличающуюся определенным понятийно – категориальным аппаратом, элементов понятийного аппарата международных норм в области таможенного регулирования для ее унификации. По ее мнению, эти процессы послужили основанием несоответствия при использовании базовых понятий административного и таможенного права в сфере таможенного регулирования [19, с. 110].
К условиям, образующим элементный состав таможенной процедуры, можно отнести выявление категории товаров, к которым она может (не может) применяться, требования к состоянию товаров на момент применения таможенной процедуры и др. Использование таможенных процедур требуется для цели таможенного дела. Но так как сложно применять все установленные ограничения к конкретной экспортно-импортной отправке, государственные меры применяются не полностью, их воздействие не всегда может охватывать перемещаемый через таможенную границу товар.
В рамках таможенной процедуры, деятельность субъектов ВЭД можно рассматривать как нормативно – урегулированную систему действий, направленных на выполнение требований и условий пользования товарами на таможенной территории (за ее пределами) ЕАЭС для достижения целей таможенного регулирования. При помещении товара под конкретную таможенную процедуру, заинтересованное лицо определяет для себя два основных направления:
– установленный набор прав и обязанностей, используемый при распоряжении товарами;
– порядок (условия) оплаты таможенных платежей. Таможенный орган, производя выпуск товара на основании процедуры, заявленной в декларации на товары, контролирует использование товара только в рамках заявленной процедуры, своевременность и полноту оплаты таможенных платежей, при условии, это предусмотрено таможенным законодательством. Для каждой таможенной процедуры имеются свои правила. Однако, существуют общие правила для всех таможенных процедур. Рассмотрим их более подробно.
Декларанты могут выбрать таможенную процедуру, предусмотренную действующим законодательством, посредством ее заявления при:
– таможенном декларировании товаров;
– заявлении товаров к выпуску до подачи декларации на товары;
– ввозе товаров на территорию свободной экономической зоны.
Моментом начала помещения товаров под таможенную процедуру считается момент подачи таможенному органу таможенной декларации либо заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары. Завершается же таможенная процедура выпуском товаров, за исключением случая, когда товары не помещаются под процедуру свободной таможенной зоны. В силу п. 7 ст. 129 ТК ЕАЭС товары, в отношении которых действие таможенной процедуры прекращено, находящиеся за пределами таможенной территории ЕАЭС, для дальнейшего их нахождения в указанной зоне, могут быть помещены под таможенные процедуры, применимые к товарам ЕАЭС, а для ввоза на таможенную территорию ЕАЭС – под таможенные процедуры, применяемые к иностранным товарам.
Таможенная процедура приостанавливается помещением товаров, находящихся под таможенной процедурой, или продуктов их переработки под другую таможенную процедуру. Срок действия таможенных процедур, который установили таможенные органы, может быть продлен ими до его истечения; если же указанный срок истек – в рамках сроков, установленных ТК ЕАЭС. При конфискации (обращении в собственность (доход)) государства товаров, находящихся под таможенной процедурой по решению суда, ее действие прекращается.
Таможенные органы вправе применять меры, способствующие соблюдению ограничений на пользование и распоряжение товарами (например, требовать от субъектов ВЭД представления обязательств о соблюдении установленных ограничений, идентифицировать товары и др. меры. В случае, когда субъект ВЭД привлекается к административной ответственности по причине несоблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, и такое несоблюдение делает невозможным применение таможенной процедуры, ее действие завершается в течение 15 календарных дней со дня, следующего за днем вступления в силу соответствующего решения о привлечении лица к ответственности. При нарушении 15-дневного срока, – действие таможенной процедуры прекращается, таможенные органы задерживают товары [6, с. 134].
Таким образом, опираясь на статью 2 ТК ЕАЭС, можно дать следующее определение: таможенные процедуры – это совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами.
На сегодняшний день в действующем таможенном законодательстве отсутствует часть нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные аспекты проведения таможенных проверок. Так, например, в 2016 году утратила силу Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки, утвержденная Приказом ФТС России от 06.07.2012 № 1373 (утратил силу). А документ, который бы внес изменения в данную инструкцию, запущен не был. В результате этого возник вопрос, чем руководствоваться сотрудникам таможенных органов при проведении таможенных проверок.