Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Понятие воли имеет долгую, многовековую историю. Начатое в философии в античные времена, оно впоследствии перешло и в другие области человеческого познания: юриспруденцию, медицину, психологию. В психологии это понятие также выполнило свой путь: от актуального до практически полностью забытого. До XX века оно было одним из ключевых конструктов в классических теориях. Однако в 30-х годах прошлого века понятие воли постепенно уходит на периферию науки, уступая место таким понятиям, как мотивация, социальная установка (аттитюд), ценность.
Понятие «воля» является многоуровневым, полифункциональным понятием, включенным в широкий мировоззренческий план сознания и поведения личности Вопросы смысла жизни, свободы воли, свободы и необходимости, свободы и ответственности, имеют отношение к разряду вечных ценностей, всегда и безусловно значимы для всего человечества.
Многовековая история развития понятия свидетельствует о глубинной взаимосвязи проблемы воли с такими вопросами, как онтологический и гносеологический статус личности, пределы индивидуальной свободы и ответственности человека, с положительным и отрицательным смыслом и значением воли, свободы, свободы воли. Накопленный в науке материал по данной проблематике, определенная незавершенность и несогласованность определений свидетельствует о недостаточной разработанности, как в теоретическом, так и в практическом аспектах, что обусловливает актуальность выбора темы исследования.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы, является выделение не решенных ранее частей общей проблемы. Волевая сфера составляет определенный класс психических действий, объединенных единой функциональной задачей ‑сознательным управлением поведением и деятельностью человека.
Анализ исследований в отечественной и зарубежной психологии, касающиеся психологии воли, становления субъектности и регуляции личности (К. Абульханова–Славская, A. Бандура, Л. Божович, В. Иванников, Б. Зиммерман, В. Котирло, Т. Шульга) показывает, что изучаются отдельные характеристики проявлений воли, волевой регуляции, волевых качеств или волевых стратегий личности в отдельные возрастные периоды развития. Не часто случаются исследования, в которых охватываются длительные возрастные периоды развития волевой регуляции личности.
Объект исследования – волевые процессы подростка.
Предмет исследования – психологические основы формирования волевых процессов подростка.
Цель исследования: рассмотреть сущность воли и ее значение для развития свойств подростка.
Задачи исследования:
1. Дать понятие воли.
2. Рассмотреть основные качества воли.
3. Изучить классификацию волевых качеств личности.
4. Проанализировать результаты эмпирического исследования.
Методы и организация исследования. Для решения поставленных задач применялись методы изучения: теоретико-методологический анализ литературных источников и материалов исследования; эмпирические методы исследования: биографические (анализ фактов, событий, документации), методы опроса и беседы, сравнительный анализ результатов деятельности; анкетирование. Для эмпирического исследования применялись методики:
- методика исследования субъективного контроля (тест-опросник, разработанный Е.Ф. Бажиным и др. на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера) (см. Приложение А)
- тест-опросник А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции» (см. приложение В)
- методика «Социальная смелость», что является фрагментом методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (фактор Н) (См. Приложение С)
- опросник «Самооценка силы воли» (по Г. М. Обозовым) (См.приложение D)
Эмпирическую базу исследования составили 32 подростка (15-16 лет) СШ № 17 г. Москвы, среди них 15 юношей и 17 девушек.
Практическое значение. Полученные результаты можно использовать для создания условий формирования у личности положительных волевых качеств, активного отношения к своей деятельности в современном обществе.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Объем работы: 63 страницы печатного текста.
Список использованной литературы содержит 22 источника.
ГЛАВА 1. Определение воли, ее характеристика
1.1 Понятие о воле
Воля - это психический процесс, вызывающий активность личности и побуждающий действовать целенаправленно.
Сегодня в психологии выделяют три направления в понятии воли: мотивационный и регулятивный подходы, подход "свободного выбора".
Часть мотивационного подхода к пониманию природы воли сводится либо к исходной точке мотивации действия (желания, стремления, страсти), либо к признанию воли как тесно связанной с мотивацией, но не тождественной ей, способности побуждать к действию, в частности к преодолению препятствий.
Отождествление воли и главного желания прослеживается во взглядах значительной части исследователей. Так, одни из них объясняли волю как способность души формировать желания, другие - как последнее желание, предшествующее действию. Таким образом, воля предстала не как самостоятельная реальность, а как одно из желаний, благо которого устанавливается разумом. Такой подход формирует представление о том, что простейшим волевым процессом является влечение, а простейшей формой воли - страсть. В данном случае сущностью мотива были эмоции, а волевой процесс имел два момента: аффект и вызванное им действие (Р. Декарт, Т. Гоббс, В. Вундт, Т. Рибо).
Мотивационный подход к изучению воли включает в себя понятие воли как способности сознательно преодолевать препятствия. Известные психологи Л. С. Выготский и С. Л. Рубинштейн рассматривают преодоление препятствий как один из признаков воли. В то же время они также ссылаются на функцию воли как на мотивы. Определяя сложный характер воли, ученые указывают на важность регулятивной функции. В мотивационном подходе отмечается мотивационная функция воли, то есть подчеркивается ее мотивационная составляющая.
Многие ученые изучали регулирующую функцию воли. Волевая регуляция понимается как опосредованная целью и мотивами создания состояния оптимальной мобилизации, оптимального режима деятельности и правильного направления этой деятельности. Представители регулятивного направления считают, что специфика воли не может быть выведена из анализа мотивационной сферы личности или сознательного преодоления препятствий. Они ставят вопрос о воле не в связи с проблемой происхождения действий, а в контексте человеческой деятельности, направленной на саму себя. Здесь воля понимается как психический механизм, посредством которого индивид регулирует свои психические функции. Тогда воля занимает центральное место в сердцевине личности. Посредством воли "я" управляет мышлением, эмоциями, воображением, желаниями и другими психическими процессами. Воля имеет направляющую и регулирующую функции, она уравновешивает и конструктивно использует все виды человеческой деятельности, не подавляя ни один из них (М. Я. Басов, Р. Ассаджоли).
Другой план связан с идеей регуляции поведения как особого самостоятельного процесса, не требующего психического воспитания, которое называется волей. Причины поступков связаны с чувственными возбуждениями, мыслями и нравственными чувствами, которые придают поступку определенный смысл. В этом случае человек способен к саморегуляции или самоорганизации в процессе деятельности, направленной на достижение поставленной цели (И. М. Сеченов, Ч. Шерингтон, В. К. Калин, Л. М. Веккер, Р. Май).
В целом исследования по регуляции психических процессов способствовали возникновению аспекта саморегуляции в рамках проблемы воли. Это направление было выделено в практически самостоятельных исследованиях, где предметом анализа стали методы саморегуляции.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бех, И. Д. От воли к личности [Текст] / И. Д. Бех. – К.: Лыбидь, 2015. – 136 c.
2. Выготский, Л.С. Проблема воли и ее развития в детском возрасте Собрание сочинений [Текст] / Л.С.Выготский. – М.: Высь, 2013. – 500 с.
3. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции [Текст] / В. А. Иванников. – М.: МГУ, 2013. – 142 с.
4. Ильин, Е. П. Психология воли [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 368 с.
5. Калин, В. К. Классификация волевых качеств [Текст] / В. К. Калин // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. – Симферополь, 2015. – 215 с.
6. Калин, В. К. Психология воли: сборник научных трудов / В.К. Калин. – Симферополь, 2017. – 208 с.
7. Калин, В. К. Волевая регуляция деятельности [Текст] / В. К. Калин. – Тбилиси, 2016. – 136 с.
8. Климов, Е. О. Основы психологии [Текст]: учебник / Е. О. Климов. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 462 с.
9. Коломинский, Я. Л. Основы психологии [Текст]: учебник для учащихся ст. классов / Я. Л. Коломинский. – М.: АСТ; Владимир: ВКТ, 2018. – 352 с.
10. Корж, С. В. Метод количественной оценки волевого усилия [Текст] / С. В. Корж, В. Н. Носов // Психологический журнал. – 2018. – Т. 10, № 2. – С. 82-89.
11. Маклаков, А. Г. Общая психология: Учебник для вузов [Текст] / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.
12. Нуркова, В. В. Психология: Учебник [Текст] / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. – М.: Высшее образование, 2017. – 484 с.
13. Основы психологии [Текст]: Учебник / под общ. ред. А. В. Киричука, В. А. Роменця. – К.: Лыбидь, 2015. – 632 с.
14. Психология: Учебник для педагогических вузов [Текст] / Под ред. Б. А. Сосновского. – М.: Юрайт - Издат, 2015. – 606 с.
15. Психология [Текст]: Учебник / под ред. Ю. Л. Трофимова. – К.: Лыбидь, 2017. – 558 с.
16. Психология подростка. Хрестоматия [Текст] / Сост. Фролов Ю.И. – М.: Российское педагогическое агентство, 2017. – 526 с.
17. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / Под редакцией А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМЕВРОЗНАК, 2012. – 683 с.
18. Селиванов, В. И. Психология волевой активности [Текст] / В. И. Селиванов. – Рязань, 2014. –150 с.
19. Селиванов, В. И. Избранные психологические произведения: воля, её развитие и воспитание [Текст] / В. И. Селиванов. – Рязань: Изд. Рязанского гос. пед. института, 2012. – 572 с.
20. Узнадзе, Д. Н. Общая психология [Текст] / Д. Н. Узнадзе. – М.: Смысл, 2018. – 413 с.
21. Цыгульская, Т.Ф. Общая и прикладная психология [Текст]: Курс лекций / Т.Ф.Цыгульская. – Ко: Научная мысль, 2013. – 189 с.
22. Шопенгауер, А. Понятие воли [Текст] / А. Шопенгауер. – Минск: ООО «Попури», 2016. – 233 с.