Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирование двигательных умений и навыков. Все это, как говорят врачи, психологи и педагоги, приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности.
Все специалисты Е.И. Кальченко, Н.Б. Коростелев, М.Д. Маханева считают, что полноценное развитие детей школьного возраста без активных занятий физическими упражнениями практически невозможно. Они отмечают, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма ребенка, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.
По данным Минздрава России, в стране лишь 14% здоровых детей, 35% больных и 51% с различными отклонениями в здоровье.
За период обучения в школе число хронических больных увеличивается в 1,5-2 раза. Ослабленные и часто болящие дети составляют соответственно 20 и 75%. 70-80% детей, поступающих в первый класс, имеют отклонения здоровья. Каждый третий школьник страдает хроническим заболеванием.
По данным того же Минздрава России у 50% детей школьного возраста отличаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата. Во многом это связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения в школе двигательная активность снижается на 50% и в дальнейшем продолжает неуклонно падать [3].
Н.Б. Коростелев, И.К. Котешева, Г.А. Халемский к числу наиболее значимых и перспективных проблем в области физического воспитания современной школы отнесли проблему связанную с нарушением у школьников осанки.
Как считает М.Т. Матюшонок, нарушение осанки чаше всего появляется в школьном возрасте, особенно в периоды ускоренного роста скелета детей (периоды вытягивания), но, поскольку сегодняшнее поколение детей много время проводит у телевизора и компьютера, осанка у детей ухудшается уже в дошкольном возрасте. Ребенок с нарушенной осанкой отличается не только непривлекательным внешним видом, этот ребенок, как правило, мало времени проводит на свежем воздухе, он малоподвижен и неправильно питается, часто болеет простудными заболеваниями. Нарушение осанки - это болезнь, но ребенок с нарушенной осанкой находится в группе риска по развитию ортопедической патологи позвоночника, заболеваний органов дыхания, пищеварения и т.д.
Искривление позвоночника встречается гораздо чаще, чем об этом думают. По данным Петербургского детского ортопедического института им. Г.И. Турнера, у 80% обследованных школьников выявлено нарушение статики, требующее лечения. Начальные явления нарушения осанки могут быть обнаружены уже в раннем детстве, но в школьном возрасте (к 10-ти годам) оно проявляется наиболее выражено [1].
В сложившейся ситуации посильную помощь детям с нарушением осанки могут оказать не только врачи, но и инструктора по физической культуре дошкольных учреждений, поскольку уже в 6-7 лет изгибы позвоночника четко выражены. За состоянием осанки нужно следить с раннего возраста. В этом смысле неоценимо значение плавания, как средства коррекции и профилактики осанки у детей дошкольного возраста. Потому что только плавание обеспечивает естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц.
Л.А. Бородич, Г.Г. Петренко считают, что плавание является частью комплексной программы профилактики и коррекции осанки. При этом специалисты отмечают, что основой комплексного лечения больных детей является режим разгрузки позвоночника и осуществление мер по укреплению мышечной системы, создание «мышечного корсета», воспитанию правильной осанки.
Такой точки зрения придерживаются В.А. Епифанов, Н.Н. Кардамоно- ва, И.Д. Ловейко, В.Д. Чаклин, которые считают, что плавание и упражнения в воде являются одним из важных звеньев комплексного лечения, эффективным средством лечения и профилактики нарушений осанки и сколиоза, воспитания правильной осанки.
Г.Г. Петренко, исследуя эту проблему подчеркивал, что основная цель занятий лечебным плаванием - сочетание лечения сколиоза с формированием у детей необходимых навыков поведения в водной среде и потребности в регулярном применении водных оздоровительных процедур как одного из компонентов здорового образа жизни [2].
Вопросом коррекции нарушений осанки средствами плавания занимались такие авторы как, Л.А. Бородич, Н.Н. Кардамонова, Г.Г. Петренко, Г.А. Халемский и др [1,2,3,4].
Однако, несмотря на разработанность и положительное решение этой актуальной проблемы на практике имеют место недостатки и противоречия, которые проявляются в следующем:
- недостаточной материальной базы многих школ, особенно в глубинке;
- отсутствием спортивного инвентаря;
- отсутствием методических разработок и пособий для учителей физической культуры по данной проблеме;
- незначительным опытом работы специалистов с детьми, имеющих нарушения осанки и пр.
Наличие этих и других недостатков при проведении лечебного плавания с младшими школьниками, имеющих нарушение осанки позволяет говорить не только о том, что данная проблема является актуальной, но и сформулировать тему курсовой работы: «Организация занятий лечебным плаванием младших школьников с нарушениями осанки».
Цель работы - ознакомиться с организацией занятий лечебным плаванием с детьми, имеющих нарушения осанки, в условиях общеобразователь-
ной школы, рассмотреть возможность использования плавания в профилактике нарушения осанки у младших школьников.
Задачи работы:
1. Провести анализ доступной литературы по проблеме.
2. Ознакомиться с организацией и содержанием учебных занятий плаванием со школьниками младших классов, имеющих нарушение осанки.
3. Ознакомиться с методикой проведения коррекционных занятий лечебным плаванием с младшими школьниками с нарушением осанки.
4. Ознакомиться с методикой оценки физического развития и двигательной подготовленности младших школьников с нарушениями осанки.
1. Осанка и ее роль в физическом развитии младшего школьника
1.1. Физиологическая и гигиеническая характеристика нарушений
осанки у младших школьников
Нарушение осанки у детей – это патологическое состояние позвоночника, при котором меняется его нормальное физиологическое положение. Деформации могут быть от рождения либо появляться в процессе роста и развития опорно-двигательного аппарата. Запущенные формы заболевания приводят к серьезным осложнениям, поэтому требуют своевременной комплексной терапии для восстановления правильной позиции костных структур.
Общее описание патологии
Согласно статистике, такая болезнь встречается крайне часто. Процент заболевших растет по мере взросления. Если у малышей до трех лет патологию диагностируют всего в 2%, то в дошкольном и школьном возрасте от нее уже страдает более 33% детей, а среди подростков заболевание диагностируют и вовсе в 67% случаев.
Патология требует своевременной коррекции.
От правильного формирования скелетных структур зависит здоровье ребенка в целом. Некорректное развитие провоцирует неравномерное распределение нагрузки, из-за которого повышается давление на суставы, происходит смещение костей, возникают патологии внутренних органов, появляются сбои в работе нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем. Среди осложнений – сколиоз, остеохондроз, межпозвоночная грыжа и другие опасные отклонения.
Причины нарушения осанки у детей
Как мы уже упоминали, деформации бывают врожденными и приобретенными. Причем 90-95% случаев относятся именно ко второй группе. Предпосылки нарушения влияют на симптоматику и особенности течения патологии.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бородич, Л. А. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков [Текст] : учебник / Л.А. Бородич, Р.Д. Назарова. - М. : «Просвещение», 2019. - 416 с.
2. Булгакова, Н. Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание [Текст] : учеб. для студентов вузов / Под ред. Н. Ж. Булгаковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2018 - 432 с.
3. Булгакова, Н. Ж. Отбор и подготовка юных пловцов [Текст] : учебное пособие / Н. Ж. Булгакова. - М. , 2017. - 256 с.
4. Горбунов, В. В. Вода дарит здоровье [Текст] / В. В. Горбунов. - М. : «Советский спорт», 2018. - 189 с.
5. Дубровский, В. И. Спортивная медицина [Текст] : учебник для сту-дентов вузов /В. И. Дубровский. - М. : Гуманист. изд. центр. ВЛА- ДОС, 2017. - 480с.
6. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. А. Епифанов. - М. : Гэотар-мед, 2018. - 560 с.
7. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура и массаж [Текст] / В. А. Епифанов. - М. : Издательский дом ЭОТАР Медицина, 2019. - 495с.
8. Кальченко, Е. И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников [Текст] : книга для учителя / Е. И. Кальченко. - М. : Просвещение, 2018- 127с.
9. Кардамонова, Н. Н. Плавание : лечение и спорт [Текст] / Н. Н. Карда- монова. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2018. - 206 с.
10. Коростелев, Н.Б. Воспитание здорового школьника : Пособие для учителя - М. : просвещение, 2019 - 176 с.