Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Новые экономические и социально-политические условия общественной жизни после распада Советского Союза потребовали от руководителей государственных организаций и бизнес-структур пересмотреть свои взгляды на практику управления прежняя система управления не могла эффективно решать проблемы, возникшие в результате перестройки страны, изменения в системах управления всегда совпадали с появлением новых технико-экономических парадигм. Такие изменения вызвали необходимость формирования современной российской модели управления на рубеже веков.
Понятие «менеджмент» трактуется в научной литературе по менеджменту достаточно широко: как процесс, как искусство управления, как наука управления, как аппарат управления, как функции управления, как люди, управляющие организацией [3, с. 40]. Между этими интерпретациями нет противоречий, они дополняют друг друга.
Понятия «менеджмент» и «управление» традиционно воспринимаются как синонимы. В широком смысле такой подход не только возможен, но и необходим, поскольку дает простое обозначение и единую основу для восприятия социально-экономических процессов. Но профессиональное использование этих терминов требует четкого обоснования и уточнения как их научных определений, так и конкретного применения.
Сегодня в России термин «менеджмент» используется не только как обозначение вида профессиональной деятельности, но и непосредственно реализующего ее субъекта. В повседневной жизни его часто определяют как руководство. Такая однозначность основана на едином, официально и профессионально закрепленном статусе группы высших должностных лиц организации, называемой одновременно ее руководством и руководством. Все вышесказанное определяет актуальность данной темы.
На протяжении всего XX века управление было дисциплиной, которая организовывала экономическую деятельность. Непрерывный поиск более эффективных форм управления организациями сформировал направление экономической эволюции. По мере накопления и практического закрепления знаний формировались принципы эффективного управления. Развитие управленческой науки в XX веке характеризуется многими школами и подходами, разрабатывающими те или иные аспекты менеджмента. Ориентация той или иной школы управления зависела от факторов, доминирующих в науке и производстве в данный момент. В контексте современного промышленного роста эти принципы впервые были сформулированы классиками теории управления: Ф. Тейлором, А. Файолем, г. Эмерсоном.
Степень научной разработанности проблемы. Можно выделить три основные группы работ, рассматривающих степень научной разработанности проблемы
Первая группа работ связана с пониманием социальной среды формирования моделей управления в процессе трансформации индустриального общества в постиндустриальное. Анализ проблемы постмодернизма базировался на работах зарубежных авторов Д. Белла, А. Турена, Д. Рисмана, П. Ф. Друкера, Р. Дарендорфа и др., российских авторов А. В. Бузгалина, Н. П.Ващекина, В. Л. Иноземцева, Б. Г. Капустина, М. А. Мунтяна, А. Д. Урсула и др.
Вторая группа публикаций, посвященных организационно-управленческой сфере, представлена специалистами в области менеджмента, социологии менеджмента: Д. Макгрегор, Р. Блейк, Д. Мутон, Ф. Герцберг, А. Файоль, Э. Майо, П. Ф. Друкер и др. Новые модели управления за рубежом были разработаны Б. Рудвиком, г. Саймоном, Д. Клеландом,У. Кингом.
Третья группа авторов связана с анализом влияния социокультурных факторов на формирование современных моделей управления: В. Е. Давидович, Н. Н. Зарубина, л. Захарова, Л. Г. Ионин, М. А. Картавый, В. И. Курбатов, Е. Маркарян, А. Н. Нехашкин, М. К. Петров, Н.Л. Полякова, Б. А. Розанова, Т. Ю. Сидорина, Ю. А. Жданов и др.
Объектом исследования является модель менеджмента.
Предметом исследования выступают особенности российской модели менеджмента и перспективы ее развития.
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей формирования современной отечественной модели менеджмента и ее характеристики.
Для достижения данной цели были поставлены и изучены следующие задачи:
изучить факторы российского менеджмента;
рассмотреть специфику российской модели управления;
охарактеризовать модели российского менеджмента;
провести анализ особенностей национальных моделей менеджмента и проблемы формирования российской модели;
выявить проблемы российской модели менеджмента;
разработать пути совершенствования и развития российской модели менеджмента.
К методам нашего исследования следует отнести: анализ документов; дедукцию и индукцию; исторический.
Работа состоит из введения, двух глав, списка литературы.
В первой главе необходимо рассмотреть теоретические аспекты особенностей формирования современной отечественной модели менеджмента и ее характеристики.
Во второй главе представим недостатки современного менеджмента и пути их решения.
Глава 1. Особенности российской модели менеджмента
1.1. Факторы российского менеджмента
Модель управления страной отражает особенности экономического развития страны. Управление имеет общие и специфические черты, при этом общие черты являются отражением этапа развития цивилизации и научно- технического прогресса, а специфические черты определяются национально- историческими особенностями, особенностями социума и культурными факторами. Именно специфические особенности управления являются причиной существования различных моделей управления в странах. В настоящее время экономика Российской Федерации необратимо движется к рыночной экономике.
Россия - развивающаяся страна, и в настоящий момент ее экономика находится в процессе эволюционного развития. В связи с этим опыт управления организациями в условиях рыночной экономики в России невелик [7, с. 54].
Развитие страны в целом определяет проблемы, характерные для российского менеджмента:
недостаточное знание спроса, а спрос не определяется прогнозами и фактическими показателями продаж;
неуверенность в завтрашнем дне, нестабильность экономики - отказ от постановки долгосрочных бизнес-целей;
отсутствие объективных показателей эффективности управления;
отсутствие необходимой теоретической и практической подготовки управленческих кадров;
отказ от использования инструментов управленческого учета для анализа эффективности деятельности организации.
1.2. Специфика российской модели управления
Россия – страна, обладающая огромным культурным наследием и внесшая неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры. Однако на фоне ярких достижений в различных областях человеческой деятельности вклад России в систему управления достаточно скромен. Разные народы, как и люди, обладают собственным культурно-историческим своеобразием и, следовательно, различным набором способностей. По сравнению с европейскими народами уровень управленческих способностей россиян сравнительно невысок. Однако это не исключает, а, наоборот, предполагает внимательное рассмотрение этапов и особенностей управления в России.
Правомерен вопрос о создании российской национальной модели управления по аналогии с американской, японской, европейской моделями. Разумеется, современный этап социального управления (менеджмент), будучи частью культуры, обладает как универсальными, общечеловеческими характеристиками, так и национальными особенностями. Только на основе точного понимания российских сильных и слабых сторон управленческой деятельности мы можем построить оптимальную национальную модель управления и обеспечить России определенные конкурентные преимущества в условиях глобализации.
Специфика российской модели управления, как уже говорилось, зависит от специфики экономики страны. Российская экономика характеризуется высокими темпами социально-экономических и политических процессов, имеющих решающее значение для среды управления. Кроме того, определенные культурные особенности и национальные особенности общественного сознания и поведения оказывают непосредственное влияние на характер управления. Российская экономика находится в гонке за ведущими экономиками мира, что вынуждает российский менеджмент быстро и активно осваивать современные методы управления.
В то же время Россия - многонациональная страна, культура которой состоит из смеси азиатского и Европейского, что заставляет менеджеров изучать западные и восточные культурные особенности деловой активности.
В настоящее время российский менеджмент не соответствует мировым стандартам и уровню развитых стран, но активно использует и осваивает определенные инструменты, методы и наработки западных моделей менеджмента [2, с. 79].
Специфика российской модели управления обусловлена различными факторами, которые имеют глубинный характер. Это, прежде всего, этнические социально-психологические особенности, заложенные на генетическом уровне и выражающиеся в национальном темпераменте, характере рефлексии, психофизиологических реакциях (самоконтроль, координация, организованность, чувство времени и т.п.).
Эти особенности являются базовыми и менее всего поддающимися корректировке. Речь может идти не об их изменении – это чревато потерей национальной идентичности, – а о правильном применении этих способностей в конкретных исторических условиях. Специфика российской модели управления обусловлена также высоким уровнем обеспечения российских социальных систем. Обеспечение – это наделение ресурсами, которых у российских организаций было существенно больше, чем у европейских соседей.
Система обеспечивает свое выживание через использование различных ресурсов. Один из самых сложных и трудных – управленческий ресурс. Россия могла позволить себе не слишком прибегать к нему, поскольку в достатке обладала другими, в первую очередь природными, ресурсами (земли, леса, животный мир, ископаемые и т.д.). До сих пор мы остаемся страной, где самый высокий удельный вес природных ресурсов в расчете на одного жителя. Немаловажную роль играл и кадровый ресурс – людей было много, и они были способными и трудолюбивыми.
1.3. Модели российского менеджмента
Три ключевые модели российского менеджмента:
Модель здравого смысла – возникновение данной модели связывают с «новыми русскими». Менеджеры такого типа не обладают специальными знаниями и навыками в области управления. Появлению такой модели способствовал бизнес-»бум» 1990-х годов, когда организации были достаточно простыми и для управления ими не требовалось особых знаний.
Модель здравого смысла в настоящее время становится неприменимой из-за усложнения бизнес-среды и развития организаций; Модель западной культуры - появление данной модели объясняется выходом западных компаний на российский рынок. Влияние европейской и американской культуры управления на развитие российского менеджмента нельзя не принимать во внимание. Благодаря западным организациям российский менеджмент стал уделять большее внимание внешней форме и технологическому обеспечению процесса управления;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ансофф, И. Стратегический менеджмент: пер. с англ. / И. Ансофф. - Классическое издание. - СПб.: Питер, 2018. - 343 с.
2. Балашов, А., П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А. П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 112 c.
3. Веcнин, В. P. Менеджмент. Учебник / В. P. Веcнин. - М.: Пpocпект, 2017. - 616 c.
4. Гoнчapoв, В.И. Менеджмент. Учебнoе пocoбие / В.И. Гoнчapoв. - М.: Coвpеменнaя шкoлa, 2020. - 640 c.
5. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск : Современная школа, 2016. – 635 с.
6. Дopoфеев, В. Д. Менеджмент: yчебнoе пocoбие / В. Д. Дopoфеев, A. Н. Шмелевa, Н. Ю. Шеcтoпaл. - М.: Инфpa-М, 2019. - 440 c.
7. Егоршин, А.П. Основы менеджмента: Учебник / А.П. Егоршин. - М.: Инфра-М, 2018. - 288 c.
8. Зиновьев, В. Н. Менеджмент: учебное пособие / В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. - 3-е изд. - М.: Дашков и К', 2019. - 477 с.
9. Кaбyшкин, Н. И. Ocнoвы менеджментa. Учебнoе пocoбие / Н. И. Кaбyшкин. - М.: Нoвoе знaние, 2019. - 336 c.
10. Кaзнaчевcкaя, Г.Б. Менеджмент: yчебник / Г.Б. Кaзнaчевcкaя. - Pocтoв н/Д.: Феникc, 2018. - 346 c.
11. Касаев, Б.С. Менеджмент организации / Б.С. Касаев, А.В. Тебекин – М.: Кнорус, 2017. – 424 с.
12. Королев, В.И. Основы менеджмента: Учебное пособие / В.И. Королев. - М.: Магистр, 2017. - 16 c.
13. Коротков, Э. М. Менеджмент: учебник / Э. М. Коротков. - М.: ЮРАЙТ, 2019. - 640 с.
14. Кyзнецoв Ю. В. Менеджмент. Учебник / Ю. В. Кyзнецoв. - М.: Экoнoмикa, 2019. - 503 c.
15. Маленков, Ю. А. Современный менеджмент / Ю. А. Маленков. - М.: Экономика, 2019. - 439 с.
16. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Вильямс, 2016. - 672 c.
17. Михалева, Е.П. Менеджмент. Конспект лекций / Е.П. Михалева. - М.: Юрайт-Издат, 2019. — 192 с.
18. Назимко, В.К. Основы менеджмента: Учебно-методическое пособие / В.К. Назимко, Е.В. Кудинова. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 144 c.
19. Одегов, Ю. В. Подготовка HR-менеджеров в России / Ю. В. Одегов. – 2018. - № 6. – С. 19-21.
20. Пеpевеpзев, М. П. Менеджмент: yчебник / М.П. Пеpевеpзев, Н. A. Шaйденкo, Л. Е. Бacoвcкий. - М.: Инфpa-М, 2019. - 330 c.
21. Плахова, Л.В. Основы менеджмента: Учебное пособие / Л.В. Плахова, Т.М. Анурина, С.А. Легостаева. - М.: КноРус, 2017. - 204 c.
22. Пустынникова, Е.В. Основы менеджмента: учебное пособие / Е.В. Пустынникова. - М.: КноРус, 2018. - 112 c.
23. Солдатова, И.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышева. - М.: Дашков и К, 2015. - 272 c.
24. Сухов, В.Д. Основы менеджмента: Практикум / В.Д. Сухов. - М.: Academia, 2016. - 704 c.
25. Хижняк, А.Н. Основы эффективного менеджмента: Учебное пособие / А.Н. Хижняк, И.Е. Светлов. - М.: Инфра-М, 2019. - 160 c.
26. Петpoв, A. Н. Менеджмент. Учебник / A. Н. Петpoв, Е. В. Пеcoцкaя, O. В. Pycецкaя, Л. A. Тpoфимoвa. - М.: Юpaйт, 2018. - 641 c.
27. Михайлова, А. Швейцарские технологии управления персоналом / И. Подойницына, А. Михайлова // Кадровик. Кадровый менеджмент. -2019. - №7, №8.
28. Paзy, М.Л. Менеджмент / М.Л. Разу. – М.: Кнорус, 2017. – 480 с.
29. Paзy, М.Л. Менеджмент. Учебнoе пocoбие / М.Л. Paзy. - М.: КнoPyc, 2017. - 320 c.
30. Цветков, А. Н. Менеджмент: учебник / А. Н. Цветков. - СПб. [и др.]: Питер, 2019. - 251 с.