Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Дизайн — вид проектно-художественной деятельности, связанный с разработкой предметного окружения человека, систем визуальной коммуни-кации и информации, организацией жизни и деятельности человека на функ-циональных, рациональных началах. В своей работе дизайнер пользуется всем арсеналом проектных средств: от технического конструирования, компоновки — до композиционного формообразования, стилеобразования; от функцио-нального анализа — до организационных, концептуальных моделей предмет-ной среды. Однако все эти средства подчинены выявлению общекультурного, художественно-образного понимания дизайнером всего комплекса проблем предметного мира и мира коммуникации. Разработка этой «второй природы» базируется на ряде принципиальных методов — функциональном анализе, компоновке, создании пространственной или графической композиционной структуры, стилизации и т.д. Цель дизайна — удовлетворение разнообразных потребностей человека, включая потребность в культурной идентификации, эффективная организация предметной и информационной среды жизни и дея-тельности на основе художественно-образных моделей. Это работа художни-ка с формой, и потому процессы формообразования здесь принципиальны. Форма интегрирует понимание дизайнером всего круга
Когда человек видит предмет, он делает множество предположений о нем... за секунды. Для чего он предназначен, хорошо ли он с этим справляет-ся, сколько он весит, сколько должен стоить. Предмет свидетельствует о лю-дях, которые его задумали, размышляли о нем, разработали и произвели его, начиная с вопросов формы, материала, строения, и заканчивая тем, как он взаимодействует с вами, как вы касаетесь его, как его держите. Каждый пред-мет, намеренно или нет, рассказывает о своём создателе. Целью промышлен-ного дизайна всегда было массовое производство. Производство стандартизи-рованных вещей для потребления миллионами и миллионами людей.
Целью данной работы является изучение школ и направлений в со-временном отечественном и зарубежном дизайне
Предметом изучения данной работы является дизайн.
Объектом изучения данной работы является направления развития ди-зайна.
ГЛАВА 1. ДИЗАЙН: ТЕРМИНОЛОГИЯ, ГЕНЕЗИС, СТРУКТУРА, СО-ВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ;
1.1 Терминология, история и структура дизайна
Слово «дизайн» используется сегодня почти повсеместно: от дизайна прически — до инженерного дизайна, от дизайна кинодекораций —до дизайна кондитерских изделий, от фитодизайна и ландшафтногодизайна — до дизайна среды и даже ТВ-дизайна. Встречаются словосочетания: «дизайнерская одеж-да», «дизайнерская мебель», «дизайнерский светильник» и т.д. Сама профес-сия дизайнера начинает терять свои очертания и растворяться в разных видах деятельности.
Подобная экспансия дизайна — естественный процесс. Культуре внут-ренне присуща проектность. Во всех видах деятельности содержатся элемен-ты планирования и организации, структуры, последовательности действий, так или иначе характеризующие дизайн. Знание истории дизайна может спо-собствовать не только осознанию профессии, но и внедрению методов образ-ного моделирования, планирования, рационализации в другие области про-фессиональной деятельности.
Дизайн стал модной профессией, поскольку ряд поколений творческих личностей сделали его привлекательным, продемонстрировали возможности дизайнеров в организации жизни, развитии культуры. Есть традиционно ди-зайн-ориентированные страны — Германия,Италия, США, Япония. Производ-ство или торговля здесь являются постоянными заказчиками дизайна. Есть страны, в которых дизайн буквально пронизывает все виды деятельности. Среди них — страны Скандинавии, Япония, Италия. Есть страны с богатой и развитой культурой художественного, предметного, научно-технического творчества, например, Великобритания, Франция, Россия.
Через форму дизайнер общается с потребителем (понимая под формой не только оболочку или конструкцию материальных предметов, но и струк-туры, сценарии действия, те или иные правила и условия).
Зарождение дизайна как самостоятельной профессиональной деятель-ности связано с развитием массового производства, технологий, прикладных наук. Хотя его история многогранна и включает факты из области архитекту-ры, техники, изобразительного искусства, теории знаковых систем, социоло-гии, культурологии, проблем коммуникации, рекламы и маркетинга, функци-онального анализа и эргономики, тем не менее XX век дал ряд фундаменталь-ных исторических исследований, посвященных именно этой профессии. Пер-вая книга в этом ряду — «Пионеры современного движения. От Морриса до Гропиуса» Николауса Певзнера — была издана в 1936 г.
Промышленный дизайн, как комплексная научно-практическая дея-тельность по формированию гармоничной, эстетически полноценной среды жизнедеятельности человека и разработки объектов материальной культуры, занял в современной жизни исключительно важное место и охватывает весь мир вещей и существования общества в целом, начиная от разработки про-мышленных объектов и изделий, и заканчивая разработкой принципиально новых продуктов с еще неизвестными потребительскими свойствами.
В начале ХХ века правительственные структуры Германии, Австрии, Японии инициировали внедрение национальных программ поддержки про-мышленного дизайна с целью достижения конкурентоспособности своих то-варов на международном рынке и воспитания эстетического вкуса населения. Актуальной указанная проблематика является и для России. Ведь на сего-дняшний день промышленный дизайн в России по объему разработок занима-ет последние места по сравнению с множеством значительно более легких и «быстрых» проектов по оформлению интерьеров, мелкой графической и де-коративной продукции. При таких обстоятельствах можно констатировать тот факт, что на данном этапе Россия не является дизайн-ориентированной стра-ной, но мировой опыт свидетельствует о том, что системный подход и доста-точное финансирование способны сдвинуть ситуацию в нужном направлении.
История дизайна как вида проектно-художественной деятельности разворачивается во взаимодействии с научно-технической и визуальной, ху-дожественной культурой, поэтому она обязательно отражает влияние новаций и изобретений в технике, инженерном и художественном творчестве. Дизайн — это одновременно и продукт культуры, инструмент культурного строи-тельства, и фактор, активно формирующий культуру.
1.2 Виды дизайна и Выразительные средства дизайна
Промышленный дизайн - это конструирование станков, транспортных средств, бытовых приборов, посуды, мебели и многого другого.
• Графический дизайн - фирменный стиль включает создание знаков и шрифтов.
• Книжный дизайн - это новые, разнообразные конструкции книги.
• Визаж (искусство макияжа)
• Дизайн одежды -моделирование и конструирование одежды
• Фитодизайн - составление композиций из живых или засушенных цветов и растений, а также целостное оформление интерьеров предметами флоры.
• Ландшафтный дизайн - озеленением и благоустройством террито-рий, учитывая взаимосвязь зелёных насаждений и архитектурных построек.
Изобразительно-выразительные средства дизайна:
• фактура, текстура, цвет, форма, объем, пропорция, масса, про-странство.