Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Поэзию пестования большинство этнологов и фольклористов отно-сят к «детскому фольклору», отмечая, что произведения этого жанра име-ют свою специфику, они созданы и исполняются взрослыми для де-тей,преимущественно для младенцев до трех лет, до активного овладения ими речью.
Конечно, дети, подрастая, тоже были исполнителями этих произве-де-ний. Например, девочки, когда начинали играть в куклы или нянчили своих младших братиков и сестричек.
К фольклору обычно относят следующие жанры: колыбельные пес-ни, пестушки, потешки, прибаутки. Безусловно, мамы, бабушки, няньки рассказывали детям сказки и обучали играм, которые соответствовали их возрасту.
Таким образом, тема данной работы является актуальной.
Предметом исследования в данной работе является народный рус-ский фольклор.
Объектом исследования в данной работе является фольклор как средство развития детей раннего возраста.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литера-туры.
Глава 1. Фольклор как наследие русского народа
1.1 Жанры фольклора в работах отечественных исследователей
Каждый жанр детского фольклора вносит свой вклад в развитие ма-лыша. Так, колыбельная песнь - величайшее завоевание народной педаго-гики, неразрывно соединена с практикой воспитания детей именно в том самом нежном возрасте, когда ребенок - еще беспомощное существо, тре-бующее постоянного заботливого внимания, любви и нежности, без кото-рых он просто не выживет.
Горцы про никчемного человека говорят: «Наверно, мать не пела над его колыбелью». Для прочного запоминания любой информации ре-бенку требуется многократное ее повторение. Этим требованием пред-определен как объем колыбельной песни в целом (редко более восьми сти-хов), так и предельная краткость ее сюжетных мотивов (один-два стиха), к тому же переходящая из одного произведения в другое. В колыбельных песнях матери рассказывают об окружающей действительности, вслух ду-мают о цели и смысле жизни, рассказывают о своих заботах, радостях и печалях.
На первый взгляд назначение колыбельной песни - убаюкать ребен-ка, создать комфортную атмосферу для спокойного долгого сна. На самом деле функция колыбельной песни значительно шире. Еще Я.А. Коменский говорил о том, что «охрана человеческого рода должна найти место прежде всего в колыбели». Колыбельные песни дают ребенку первые представления о мире. Даже простое определение «серенький волчок» не только точно соответствует реалиям жизни, но и навсегда закрепляет в па-мяти малыша цветовую характеристику зверя. Познавательной и мнемо-нической функциями жанра предопределена и художественная структура колыбельной: ритмика напева и поэтического текста, содержание, система образов, язык и манера исполнения песни.
Колыбельные песни преподносят ребенку первые педагогические наставления («...поскорее вырастай, ко работе привыкай...»), способствуют раннему речевому развитию малыша, ведь чем раньше начинаешь гово-рить с малышом, чем чаще это делаешь, тем быстрее и правильнее начина-ет говорить он сам. Через колыбельную песню ребенок усваивает первич-ный словарный запас, без которого невозможно познание окружающего мира, развитие мышления. Колыбельные позволяют запоминать формы слов, словосочетания, обогащают словарь детей за счет того, что содержат круг сведений об окружающем мире. Грамматическое разнообразие колы-бельных способствует освоению грамматического строя речи, например, знакомят с однокоренными словами (котя, котенька, коток). Особая инто-национная организация текста колыбельной (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп, наличие повторяющихся фонем, звуко-сочетаний, звукоподражаний) способствует формированию фонематиче-ского восприятия и интонации.
Многими исследователями подчеркивается, что пестушки и потешки имеют огромное значение для ребенка раннего возраста. Они способству-ют его умственному и физическому развитию, т.к. вовлекают ребенка в вербальное содействие, соучастие, активное общение, формируют двига-тельные способности, детерминируют предметно-манипулятивную дея-тельность, упражняют в пальцевой моторике, организовывают музыкаль-ный и поэтический слух, формируют чувство ритма, активизируют разви-тие памяти. Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции через постоян-ное общение с ним, обращение к нему с речью. Пестушки и потешки по-буждают ребенка к действию, координируют его движения мышц, прово-цируют на игру, помогают малышу легче переносить не всегда приятные для него соприкосновения с окружающей средой (купание, одевание и т.д.).
Они помогают «установить эмоциональный контакт с взрослыми, без чего немыслимо нормальное психическое и физическое развитие ре-бенка, обучают языку и мелодике, дают первые представления о реалиях окружающей действительности».
Говоря о педагогическом значении прибауток, М.Н. Мельников вы-деляет две основные функции, лежащие в основе этого жанра: познава-тельную и мнемоническую. Познавательная функция раскрывается за счет строго дозированной информации о мире, которая лежит за пределами непосредственного опыта малыша. Мнемоническая функция заключена в многократном повторении мотива, дающего новую информацию. Эти две функции нашли свое воплощение в высоких художественных достоинствах поэтических текстов: яркой образности, наличии рифмы, богатстве алли-тераций и пр. Т.В. Зуева и Б.П. Кирдан главную роль в прибаутках отво-дят познавательной функции. Но есть и другие функции, отмеченные дан-ными исследователями: удовлетворение детских «требований радости» и развитие воображения ребенка - прямого свидетельства его умственного развития - за счет обильного введения фантастических элементов, небы-личного материала. П.В. Шейн отмечает, что «благодаря обилию аллите-раций, тавтологий и рифмы, а равно и легкости для запоминания..., они сами напросились своим неоцененными услугами матерям, нянькам и пе-стуньям, для которых они являлись самым удобным и подходящим сред-ством занимать и забавлять приятным образом малюток».
К сожалению, в настоящее время, произведения материнского фоль-клора практически не используются в семейном воспитании. Анкетирова-ние, проведенное среди родителей учащихся, посещающих логопедические занятия, показало, что лишь 5% из них пели детям колыбельные песни и 2% смогли вспомнить тексты этих колыбельных; только 1% родителей применяли потешки, пестушки и прибаутки в раннем развитии своих де-тей. Налицо так называемая «дефольклоризация сознания» современных родителей, и следствием этого фольклорные произведения воспринимают-ся сейчас как непонятные и непривычные и почти не используются в деле воспитания и развития детей. По мнению E.JI. Инденбаум, если раннее развитие ребенка протекает в обедненных социальных или качественно иных культурных условиях, у него нередко определяется сочетание опре-деленного дефицита предпосылок для обучения применению знаково-символических средств (познавательных способностей) с отсутствием го-товности к продуктивному индивидуализированному взаимодействию со взрослыми. В результате ребенок существенно отстает в развитии.
Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки - это те жанры детского фольклора, которые вовлекают ребенка в ситуацию, в событие, активизируют детский интерес к окружающему миру, заставляют вслуши-ваться в звучащую речь, способствуют интеллектуальному развитию ре-бенка. Поэтому задача педагогов и психологов постоянно пропагандиро-вать эти знания среди родителей и обучать современных мам и пап актив-ному межличностному общению с ребенком раннего возраста посредством использования фольклора материнства и детства.
1.2 Фольклор как средство межличностного
общения ребенка раннего возраста
В настоящее время современная семья испытывает ряд острых про-блем, одну из которых можно обозначить как культурно-историческая изоляция ее членов. Все реже в воспитательный процесс внуков включает-ся старшее поколение. Многие бабушки и дедушки активно трудятся на производстве или развивают собственный бизнес, имеют несколько выс-ших образований, очень успешны и востребованы на работе. Все меньше времени остается им на живое общение с внуками.
Поэтому младшее поколение постепенно лишается возможности по-стигать жизненный опыт поколения бабушек и дедушек. Выдающийся эт-нограф М. Мид, рассуждая о преемственности поколений и проблеме со-хранения культурных традиций, отмечала: «С физическим удалением де-дов и бабок из мира, в котором воспитывается ребенок, его жизненный опыт сокращается на поколение, а его связи с прошлым ослабевают...».
К культурному наследию русского народа в полной мере можно от-нести устное народное творчество, одним из разделов которого является детский фольклор. Современная педагогическая наука признает фольклор как одно из направлений народной педагогики, без усвоения которого не-возможно гармоничное развитие ребенка. С помощью детского фольклора от поколения в поколение передаются представления о жизни, о нрав-ственности, практический опыт, решаются задачи развития и воспитания детей. Устное детское народное творчество оказывает положительное пси-хокоррекционное воздействие на ребенка: вызывает радостные эмоции, координирует движения, развивает речь, учит преодолевать страх. Фольк-лор материнства и детства, включающий в свой состав колыбельные песни, пестушки, прибаутки и песенки, является обязательной жанровой группой в любой классификации детского фольклора (Г.С. Виноградов, 1926; О.И. Капица, 1928, В.П. Аникин, 1957; М.Н. Мельников, 1987; Т.М. Колядич, Ф.С. Капица, 2002).
В жанрах поэзии пестования (по определению М.Н. Мельникова) или в фольклоре материнства и детства (по определению Ф.С. Капицы), при строгом учете физических, физиологических и психических возможностей и потребностей ребенка в каждый возрастной период, «сконцентрирован необходимый для поддержания прогрессирующего потока нервных им-пульсов, веками отобранный, эмоционально действенный и тщательно вы-веренный материал, закреплены формы его введения и приемы дозирова-ния».
Народная педагогика еще в глубокой древности выработала приемы воспитания ребенка в колыбельный период, строго дозировала познава-тельный материал, вводимый в этом возрасте, определила роль радостных эмоций для воспитания жизнерадостного человека, значение основ нрав-ственности, закладываемых в раннем детстве, и все это закрепила в прими-тивных, с точки зрения взрослого человека, поэтических произведениях - колыбельных песенках, пестушках, потешках, прибаутках.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алексеева, М.М. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина – М.,2015. – 560 с.
2. Виноградов Г.С. Детский фольклор // Из истории русской фольклористики. - Л., 1978. - 128 с.
3. Винникова, Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет. Социальное разви-тие,
окружающий мир [Текст] / Г.И. Винникова. – М.: Сфера, 2010. – 128 с.
4. Гавриш, Н.В. Русские народные потешки в жизни малышей / Н.В.
Гавриш. – М.: Владос, 2002. – 360 с.
5. Зуева Т.В. Русский фольклор: учебник для высших учебных заведений / Т.В.Зуева, Б.П. Кирдан. - М.: Флинта: Наука, 2015. - 400 с.: ил.
6. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М., 1987. - 149 с.
7. Матросова Т.А. Использование музыкально-ритмических при-емов на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста с нару-шениями речи / Т.А. Матросова, Н.Е. Егорова, М.С. Титова // Практиче-ский психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2015. - № 2. - С. 56-62.
8. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / М.Н. Мельников. - М.: Просвещение, 2014. - 240 с.
9. Мид М. Культура и мир детства / М.Мид. - М.: Наука, 2012. - 134 с.
10. Народная педагогика и воспитание. / Авт.-сост. Е.Ф. Широкова. –
Барнаул: БГПУ, 1996. – 49 с.
11. Новицкая М.Ю. Детский фольклор и мир детства / М.Ю. Но-вицкая, И.Н. Райкова - М.: Русская книга, 2016. - 53 с.
12. Слепцова И.С. Пестушки и потешки / И.С. Слепцова // Духов-ная культура Северного Белозерья: Этнодиалектический словарь. - М., 2017. - С. 259.
13. Теплова, А.Б. Педагогический потенциал материнского фольк-лора
и традиционной игрушки для становления картины мира современ-ного
ребенка [Текст] / А.Б. Теплова // Автореф… дис. канд. пед. наук.
Специальность 13.00.01. – М., 2016. – 20 с.
14. Ушинский К.Д. Родное слово [Текст] / К.Д. Ушинский. // Собр. соч.: Ушинский Константин Дмитриевич. – М.: Ж., 1948. – Т. 2. – 554–563 с. 240
15. Шейн В.П. Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, ве-рованиях, сказках, легендах и т.п. Т.1 / В.П. Шейн. - СПб.: Типография Академии наук, 1900. - 836 с.