Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Трансформационные изменения в современном российском обществе касаются всех сфер, в том числе и здравоохранения, которое, в то же время, является отражением экономического и политического состояния страны. Повышение качества медицинской помощи населению требует концентрации профессиональных усилий всех медработников.
Одно из важнейших мест отводится медицинским сестрам. Ведь выполнение ими ответственной работы – без посредственного ухода за пациентами осуществляется в условиях значительной психофизической нагрузки. Это актуализирует необходимость учета характера профессионально-личностных характеристик медицинской сестры, от сформированности которых зависит уровень предоставления качественной медицинской помощи. Сфера психологической подготовленности медицинской сестры тесно связана с эмоционально-ценностными факторами интерперсонального взаимодействия с пациентами с помощью коммуникативного арсенала психотерапевтического воздействия, вербальной и невербальной поддержки.
Установление «контакта», взаимоотношений с пациентами содержит элементы психотерапевтической работы, где эмпатии отводится особое место, ведь благодаря ей становится возможным постижение неповторимости и уникальности переживаний и мыслей другого человека.
Деликатность, тактичность и внимание – базовые принципы соблюдения профессионализма в работе медицинской сестры. Эмпатия является высшим уровнем коммуникативно-деонтологических умений взаимодействия с пациентами, а потому отражает интегративное профессиональное свойство медицинской сестры.
Проблема эмпатии медицинских сестер частично рассматривается в сфере медицинской психологии в таких контекстах: психологии взаимодействия врача и пациента (М. Кабанов, Б. Карвасарский, М. Лебединский, С. Либих, В. Матвеев и др.); психологии и этики взаимоотношений медицинских работников и пациентов, осуществление деонтологического влияния (Ю. Виленский, О. Грандо, Н. Магазанник, В. Менделевич и др.); отражения особенностей профессиональной деятельности медицинских работников и социально-психологических факторов ее эффективности (И. Витенко, М. Жукова, О. Юдина и др.); учета психологических особенностей профессионализации медицинских сестер (Л. Бурлачук, И. Витенко, И. Харди и др.). Возрастание роли специалистов сестринской дела как активных исполнителей лечебных процедур в медико-профилактической деятельности стимулирует поиск новых подходов по оценке уровня развития у них личностных коммуникативных компетентностей. Однако вне научного теоретического и эмпирического обоснования осталась личность медицинской сестры с индивидуальными свойствами ее эмоционального реагирования на значимые профессиональные ситуации, среди которых важнейшее место занимают эмпатия и эмпатические способности, наличие навыков установления адекватных и эмоционально-благоприятных взаимоотношений с пациентами, умение анализировать собственное поведение и поведение окружающих, этичность, наличие глубокой интуиции и тому подобное.
Объект исследования – феномен эмпатии.
Предмет исследования – эмпатия как фактор успешности работы медицинских сестер.
Цель исследования – изучить эмпатию как залог успешности профессиональной деятельности медицинских сестер.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы исследования эмпатии.
2. Провести эмпирическое исследование эмпатии медицинских сестер.
Гипотеза исследования: успешные медицинские сестры характеризуются более высоким уровнем эмпатии по сравнению с неуспешными медицинскими работниками.
Методы исследования: теоретический анализ психологической, психолого-педагогической, научно-методической литературы; качественный и количественный анализ, статистический анализ.
1. Эмпатия как личностная черта
1.1 Феномен эмпатии в современной психологии
Эмпатический процесс, так или иначе, выступает во всех трактовках как отклик одного субъекта на чувства и переживания другого. Но как бы не казалось данное понятие универсально объединяющим определенные эмоциональные состояния личности, некоторые зарубежные авторы разделяют сопереживание и сочувствие как различные способы эмоционального реагирования: слияние с объектом, отождествление своих чувств с его переживаниями или соучастие в переживаниях другого при сохранении независимых чувств субъекта.
Эмпатия – это способность понимать или чувствовать то, что другой человек испытывает в рамках своей системы отсчета, то есть способность поставить себя на место другого. Определения эмпатии охватывают широкий спектр эмоциональных состояний. Типы эмпатии включают когнитивную эмпатию, эмоциональную (или аффективную) эмпатию и соматическую эмпатию.
Определения эмпатии охватывают широкий спектр явлений, включая заботу о других людях и желание помочь им; переживание эмоций, соответствующих эмоциям другого человека; распознавание того, что другой человек думает или чувствует; и уменьшение различий между собой и другим.
Эмпатия может включать в себя понимание того, что существует множество факторов, влияющих на принятие решений и когнитивные мыслительные процессы. Прошлый опыт оказывает влияние на принятие решений сегодня. Понимание этого позволяет человеку сопереживать людям, которые иногда принимают нелогичные решения в отношении проблемы, на которую большинство людей ответили бы очевидным ответом. Разрушенные дома, детские травмы, отсутствие родительских обязанностей и многие другие факторы могут влиять на связи в мозге, которые человек использует для принятия решений в будущем. Согласно Мартину Хоффману, каждый человек рождается со способностью чувствовать эмпатию.
Поскольку эмпатия включает в себя понимание эмоциональных состояний других людей, то способ, которым она характеризуется, является производным от способа, которым характеризуются сами эмоции. Если, например, считать, что эмоции в центре характеризуются телесными чувствами, то постижение телесных чувств другого человека будет центральным элементом эмпатии. С другой стороны, если эмоции более централизованно характеризуются сочетанием убеждений и желаний, то понимание этих убеждений и желаний будет более существенным для эмпатии. Способность представлять себя другим человеком-это сложный процесс воображения. Однако основная способность распознавать эмоции, вероятно, является врожденной и может быть достигнута бессознательно. Однако его можно тренировать и достигать с различной степенью интенсивности или точности 2, с. 71.
Эмпатия обязательно обладает качеством «более или менее». Парадигмальный случай эмпатического взаимодействия, однако, включает в себя человека, сообщающего точное признание значимости текущих намеренных действий другого человека, связанных с ними эмоциональных состояний и личностных характеристик таким образом, что признанный человек может терпеть. Распознавание, которое является одновременно точным и терпимым, является центральной чертой эмпатии.
Способность человека распознавать телесные ощущения другого связана с его подражательными способностями и, по-видимому, основана на врожденной способности связывать телесные движения и выражения лица, которые он видит у другого, с проприоцептивными чувствами, вызывающими эти соответствующие движения или выражения у него самого. Люди, по-видимому, устанавливают такую же непосредственную связь между тоном голоса и другими голосовыми выражениями и внутренними чувствами.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Басова А. Г. Формирование эмпатии /А.Г. Басова // Молодой ученый. - 2013. - №5. - С. 631-633.
2. Буравцова Н.В. Взаимосвязь структурно-¬содержательных характеристик психологического пространства личности и эмпатии: дисс. … канд. психол. наук /Н.В. Буравцова. – Новосибирск, 2011 . – 180с.
3. Вартанян В.М. Эмпатия в структуре индивидуальнопсихотипологических особенностей личности: дисс. … канд. психол. наук / В.М. Вартанян – Ставрополь, 2007. – 172 с.
4. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т.П. Гаврилова //Вопросы психологии. – 2012. – № 2. – С. 147-157.
5. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелелева. – М.: Наука, 2009. – 203 с.
6. Ильин, Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия / Е.П. Ильин. - М.: Питер, 2013. - 259 c.
7. Калининский Л. П. Функциональная классификация эмпатии как феномена социальной перцепции Л. П. Калининский, Н. В. Богданова, Т. Е. Петрова, Л. М. Смоленская // Психология общения и проблемы коммунистического воспитания: Тезисы докладов. Омск, 2011. – С. 23-39.
8. Курпатов, А. В. Индивидуальные отношения. Теория и практика эмпатии / А.В. Курпатов. - Москва: Высшая школа, 2013. - 272 c.
9. Москвина С.С. Медико-организационные аспекты удовлетворенности взрослых пациентов оказанием медицинской помощи в поликлиниках: автореферат дис.кандидата медицинских наук. Москва, 2013. – 26 с.
10. Недоводеева Т. А. Воспитание милосердия у будущей медицинской сестры : автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук : спец. 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания» / Т. А. Недоводеева. – Кострома, 2006. – 24 с.
11. Павлюк Т. М. Эмпатийные факторы профессиональной адаптации медицинских сестер : автореф. дис. на соискание науч. степени канд. псих. наук : спец. 19.00.07 «Педагогическая и возрастная психология» / Т. М. Павлюк. – Ивано-Франковск, 2007. – 22 С.
12. Поплавская С. Д. Этика профессионального взаимодействия медработника и больного / С. Д. Поплавская // Компьютерно-интегрированные технологии: образование, наука, производство. – 2013. – Вып. 11. – С. 121-127. Кострома, 2006. – 24 с.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн – СПб.: Питер, 2015. – 713с.
14. Современная социальная психология. Тексты/ Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. – М.: Издательство МГУ, 2004. – 354 с.
15. Эбенштейн, Д. Сила эмпатии. Ключ к конструктивному общению и успешным переговорам / Д. Эбенштейн. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 288 c.
16. Эльконин Д.Б. Психология развития /Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2008. – 141 с.