Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях хозяйствования формирование маркетинговой политики является закономерным этапом эволюции комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия. В качестве объекта маркетингового анализа выступают различные бизнес — процессы и бизнес — модели компаний, а также количественные и качественные показатели их деятельности.
Связи с общественностью, public relations (PR) являются многогранной социально-коммуникативной практикой многих фирм и компаний. Она реализуется в самых разнообразных формах – от организации отдельных акций и специальных мероприятий до проведения долгосрочных и масштабных программ по работе с общественностью.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1.Понятие, сущность и цели PR-деятельности
В настоящее время понятие Public relations (PR), или связи с общественностью, является широким термином, включающим в себя все современные технологии по созданию и внедрению образа некоторого объекта (например, товар, услуга, организация, бренд) на рынке в условиях растущей конкуренции. Данный вид деятельности осуществляется за счет предоставления соответствующей информации об объекте в распоряжение прессы, телевидения или радио.
Рассмотрим основное определение понятия Public relations, часто встречающееся в современной литературе по маркетингу.
Итак, в широком смысле ««паблик рилейшнз» представляет собой управленческую деятельность, которая направлена на установление взаимовыгодных отношений между организацией и общественностью, от которой зависит успешность функционирования данной организации» [13, c.143]. Такая деятельность неразрывно связана с формированием необходимо общественного мнения о некотором товаре, человеке, компании или событии.
Профессор Лоуренс В. Лонги описывает связи с общественностью в качестве коммуникативной функции управления, посредством которой организация адаптируется к окружающей среде, изменяя или же сохраняя её, в целях достижения своих организационных целей. Таким образом, данное определение, описывающее связи с общественностью, рассматривается как нечто большее, чем просто процесс по формированию в обществе некоторого мнения об объекте, поскольку неразрывно связано со стратегическими целями развития организации в долгосрочном периоде.
Как правило, PR – деятельность включает в себя субъект (фирму, лицо) и объект (общественное мнение), а также набор различных средств для совершения данной деятельности (пресса, теле-, радиовещание). Непосредственно объектом PR-деятельности является общественное мнение, которое и подвергается воздействию с помощью определенных PR-средств и технологий с целью изменить существующее общественное мнение, сформировать нужное общественное мнение или усилить его.
теории и практике связей с общественностью PR-кампания как специфическая форма PR-активности и способ (технология) решения коммуникативных задач социальных субъектов занимает особое место. Такие кампании, во-первых, включают в себя широкий комплекс средств и видов PR-деятельности и представляют собой концентрированное выражение технологии связей с общественностью; во-вторых, они являются весьма эффективным средством решения разнообразных информационно-коммуникационных задач и, в-третьих, они существенно стимулируют развитие профессиональной деятельности в области связей с общественностью, повышают квалификацию PR-специалистов, дают богатый материал для теоретических обобщений.
Для того чтобы определить значение Public relations, рассмотрим основные цели и функции, которые выполняет данная деятельность.
1.2. Основные особенности и задачи PR-деятельности
Рассмотрим основные особенности Public relations и его функции в отличие от обычной рекламы.
Под рекламой понимается часть маркетинговых коммуникаций, в рамках которых проводится распространение не персонализированной информации о каком-либо объекте с целью привлечения внимания к нему, формирования или поддержания интереса среди общественной аудитории.
В Федеральном законе № 38-ФЗ "О рекламе" дается следующее определение рекламы: "Реклама - это информация, распространяемая любыми способами, в любой форме и с использованием любых средств, которая адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке" [1].
Рассмотрим, в чем состоят основные сходства и различия между рекламой и PR.
Главными отличиями между этим двумя понятиями являются то, что реклама направлена на создание некоторого образа у объекта рекламирования (продукты, фирмы, события), на достижение осведомленности об этом объекте среди круга потенциальных покупателей и клиентов. Задачей же PR выступает достижение высокого общественного одобрения данного объекта. Таким образом, отличие PR от рекламы заключается в том, что не каждая организация прибегает к помощи рекламы в своих маркетинговых целях. При этом связи с общественностью входят в круг их интересов.
Далее следует отметить, что специализация рекламы происходит на потоках купли-продажи объектов рекламирования, а задачей Public relations является управление всеми потоками коммуникации, существующими у организации (не только торговыми).
Рекламные агентства, представляющие свои услуги, получают комиссионные доходы в результате совершения сделки по покупке объекта, PR – консультанты же получают доходы только от предоставления своих услуг по экспертизе.
Следует отметить, что в некоторых компаниях отделы по связям с общественностью также имеют и рекламные подразделения, то есть происходит совмещение коммерческих и некоммерческих целей. Например, в крупных рекламных кампаниях может иметься информация об убеждении потребителей потреблять определенный сорт бензина, поскольку рекламируемая компания занята охраной окружающей среды, научными исследованиями, образованием.
Так, организации могут не использовать рекламу в своих целях, однако практически каждая организация имеет отношение к PR-сфере. PR охватывает все сферы жизни общества, тогда как реклама ограничена специальными задачами, связанными с продажей и покупкой определенного объекта. PR является более всеохватной, чем реклама, поскольку имеет дело с общей коммуникационной сетью организации.
2.АНАЛИЗ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ МАССОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
2.1.Общая характеристика организации и оказываемых услуг
РДК Фитнес – это новый фитнес клуб, открытый в Санкт-Петербурге по адресу пр. Королева, 48, корпус 2.
Основными предоставляемыми услугами компании являются [30]:
Тренажерный зал
Тренажерные залы оборудованы силовыми тренажерами Nautilus, Panatta, VSport. Кардиооборудование: беговые дорожки, велотренажеры, имитаторы ходьбы по лестнице и лыжного хода - Precor, True и Life Fitness.
Персональные тренировки
Персональные тренировки помогают достичь быстрых результатов. Тренеры клуба разрабатывают для клиентов индивидуальную тренировочную программу, программу питания. Тренировки с фитнес-тренером в клубе подразумевают индивидуальный подход к каждому клиенту: оценку состояния организма, тестирование особенностей мышечных тканей и скелета. Персональный инструктор определяет оптимальную систему мотивации и наиболее эффективный метод тренировочных занятий.
Групповые занятия
Аэробика, степ-аэробика, танцевальные классы, «силовые» классы, единоборства, йога, пилатес - RDK FITNESS предлагает разнообразные направления для тех, кто предпочитает тренироваться в компании друзей и единомышленников.
Детские секции
Цель детских секций RDK Fitness - эффективное физическое развитие детей разного возраста. Небольшое количество детей в группе дает высокий уровень внимания педагога к ребенку. Направления: карате "Кёкусинкай", ЛФК, детская йога.
Дополнительные услуги
Фитнес-бар, массажный кабинет, вертикальный солярий, сауна – в клубе все сделано для удобства и комфорта клиентов. Косметический кабинет: маникюр, педикюр.
Таким образом, услуги фитнес клуба можно подразделить на несколько основных категорий (Рисунок 2.1):
В RDK Fitness все услуги предоставляются только членам клуба, т.е. купивший членство в этом клубе имеет доступ ко всем залам в любое удобное для него время без ограничений. Имеется несколько видов членских карт [30]:
1. Стандартная годовая карта (свободное посещение с 7 до 23) – 6600 рублей.
2. Эконом карта (месячная, свободное посещение с 7 до 23) – 1900 рублей.
В перечень услуг, входящих в стоимость клубной карты, включаются посещение бассейна, солярия, услуги массажа, индивидуальное спортивное тестирование, составление индивидуальной программы питания, различные скидки и многое другое.
Для постоянных клиентов в клубе существует дисконтная система, а также действуют сезонные скидки и специальные предложения. Набор дополнительных возможностей и услуг зависит от уровня, целевой аудитории, на которую рассчитан центр, площади занимаемой территории и от других факторов.
На данный момент распределение целевой аудитории RDK Fitness выглядит следующим образом: 44% посетителей – мужчины, 56% — женщины. Из них 70% — это представители возрастной категории 20-45 лет.
2.2.Анализ и совершенствование PR-деятельности организации
Рассмотрим основные направления реализации PR-деятельности RDK Fitness в настоящее время.
Фитнес клуб RDK Fitness в настоящее время не использует интенсивных средств распространения информации о своих услугах аудитории, не стремится сделать свои услуги максимально известными для большего круга лиц. Это связано с тем, что клуб достаточно молодой и не сформировал еще цельную политику в связях с общественностью.
К числу наиболее важных функций в данной области RDK Fitness относятся: маркетинговые исследования (опрос удовлетворенности посетителей); планирование спортивных продуктов; разработка мероприятий для более полного удовлетворения существующих потребностей; выявление скрытого спроса, потенциальных потребителей; планирование и осуществление распределения, ценообразования и продвижения.
В настоящее время фитнес-клуб RDK Fitness не уделяет особого внимания PR-деятельности. Пресса и общественность может ознакомиться с информацией об услугах компании на официальном сайте фитнес-центра http://rdkfitness.ru/, т.е. через Интернет (80%), существует также небольшая наружная реклама в городе (5%). Фитнес клуб раз в год делает рассылку о новых услугах центра; распространение информации осуществляется через знакомых, т.е. существует практика роста числа клиентов, узнавших информацию о клубе от своих знакомых.
PR-деятельность, как правило, включает в себя техники освещения информации о клубе в прессе; на выставках; в печати; на радио и телевидении. Однако наиболее распространённым и рентабельным видом связи с общественностью у фитнес-клуба сегодня является точечное (буклеты, листовки) и наружное (баннеры, стенды и т.д.) информирование по близлежащим дорогам.
Таким образом, для повышения экономической составляющей деятельности фитнес-клуба считается необходимым разработка и реализация целенаправленной программы по продвижению информации о физкультурно-оздоровительных услугах центра с выделением определённого процента бюджета.
Планирование PR-кампании для RDK Fitness включает в себя следующие три этапа:
1. Обозначение ожиданий от кампании, т.е. постановка целей.
2. Сформирование портрета потребителей, т.е. адресатов сообщений.
3. Определение бюджета кампании.
Компания «РДК Фитнес» уже некоторое время существует на рынке, но не позаботилась при старте о своей идентификации. Через некоторое время изменилась концепция клуба, были внесены коррективы, добавились новые услуги (детские классы), а также изменилось качество предоставляемых услуг.
Перед бизнесом сегодня стоит глобальная задача – изменить представление о клубе в глазах аудитории, т.е. усиление своего имиджа на рынке. В этом случае необходимо провести ребрендинг. Он позволит клубу значительно улучшить свою сбытовую политику.
Для конкретизации целей кампании необходимо воспользоваться методикой SWOT-анализа, т.е. оценки сильных сторон фитнес центра, которые станут объектов рекламы для аудитории.
Общее финансовое положение RDK Fitness сегодня стабильное. Это происходит из-за влияния конкурентоспособности оказываемых спортивных и сопутствующих услуг. Внутренняя система финансового планирования фитнес клуба эффективная.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процессы формирования эффективных маркетинговых коммуникаций предприятия связаны с доведением нужной информации о товаре до потребителей с целью установления контакта и обеспечения заинтересованности с их стороны. Конечной целью маркетинговых коммуникаций выступает продажа продукции фирмы. Поэтому часто под понятием маркетинговых коммуникаций понимается процесс продвижения товара на рынке.
В данной контрольной работе была поставлена цель определения понятия Public Relations, его значения, а также выявление основных различий этого понятиями с рекламой. В ходе проведенного исследования были получены следующие выводы.
Public Relations, или связи с общественностью, представляет собой управленческую деятельность, которая направлена на установление взаимовыгодных отношений между организацией и общественностью, от которой зависит успешность функционирования данной организации. Такая деятельность неразрывно связана с формированием необходимо общественного мнения о некотором товаре, человеке, компании или событии.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (действующая редакция) [Электронный ресурс]. Доступ через http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/
2. Аренков И.А. Маркетинговые исследования товарных рынков. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. – 72 с.
3. Артемьева О.А. Финансовый маркетинг. – М.: Юрайт, 2017. – 424 с.
4. Барежев В. А., Малькевич А. А. Организация и проведение PR-кампаний [Электронный ресурс]. Доступ через http://thelib.ru/books/aleksandr_aleksandrovich_malkevich/organizaciya_i_provedenie_pr_kampaniy_kratkiy_kurs-read.html
5. Бариленко В. И. Бизнес-анализ как важный вид консалтинговых услуг // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. — № 4. — 2018. — С.202-207.
6. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес — анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. — М.: КНОРУС, 2019. — 272 с.
7. Басовский Л. Е. Финансовый менеджмент./ Учебник. – М.: Инфра-М, 2015. – 428 с.
8. Бердников В. Основы бизнес – анализа. – М.: КНОРУС, 2017. – 495 с.
9. Бурцева Т. Бюджет интегрированных систем маркетинговых коммуникаций// Маркетинг. – 2017. - №5. – с.43-49.
10. Васильев Г.А. Рекламный маркетинг. – М.: НИЦ Инфра-М, 2017. – 276 с.
11. Воробьев С.Н. Управленческие решения - М: Юнити-Дана, 2015. – 447 с.
12. Голова А.Г. Управление продажами. – М.: Дашков и К, 2016. – 277 с.
13. Голубкова Е.Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации. – М.: Юрайт, 2015. – 344 с.
14. Дафт Ричард Л. Управленческое решение - СПб: Питер, 2017. – 231 с.
15. Душкина М.Р. PR и продвижение в маркетинге: коммуникации и воздействие, технологии и психология. – СПб.: Питер, 2018. – 302 с.
16. Елиферов В.Г. Бизнес – процессы: регламентация и управление. – М.: Дашков и К, 2018. – 386 с.
17. Еремин В.Н. Маркетинг. – М.: Кнорус, 2017. – 648 с.
18. Зорина Т.Г. Маркетинговые исследования. – Минск: БГЭУ, 2018. – 410 с.
19. Капон Н. Управление маркетингом. – СПб.: Питер, 2017. – 832 с.
20. Катлип С. Паблик рилейшенз. Теория и практика. – М.: Вильямс, 2015. – 624 с.
21. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование. – СПб.: Питер, 2015. – 228 с.
22. Липсиц И.В. Основы маркетинга. – ГеотарМедиа, 2017. – 208 с.
23. Литке Х. Д. Управление проектами./ Под ред. Х.Д. Литке, Илонка Кунов. – М.: Омега-Л, 2018. – 337 с.
24. Мазилкина Е.И. Маркетинговые коммуникации. – М.: Дашков и К, 2017. – 256 с.
25. Мелентьева Н.И. Маркетинговые коммуникации. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2018. – 72 с.
26. Музыкант В.Л. Интегрированные маркетинговые коммуникации. – М.: Инфра-М, 2016. – 216 с.
27. Наумов В.Н. Маркетинговые решения в розничной торговле. – СПб.: Политехника-Сервис, 2018. – 198 с.
28. Перекрестова Л. В., Романенко Н. М., Сазонов С. П. Финансы и кредит: Учебное пособие. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 432 с.
29. Романенкова О.Н. Маркетинговые коммуникации. – М.: Юрайт, 2018. – 456 с.
30. РДК Фитнес [электронный ресурс].– режим доступа: http://rdkfitness.ru/, свободный